Интернет-портал по истории и генеалогии

История городов:
Печоры

Печоры - герб города

Печоры

Дата основания: 1565 год.
Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь.

Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь.

Церковь Сорока Мучеников в Печорах.

Церковь Сорока Мучеников в Печорах.

Церковь Великомученицы Варвары в Печорах.

Церковь Великомученицы Варвары в Печорах.

Петровская башня - вход в монастырь.

Петровская башня - вход в монастырь.

Тайловская башня.

Тайловская башня.

Михайловский собор.

Михайловский собор.

Тайловская башня и башня Верхних решеток.

Тайловская башня и башня Верхних решеток.

Интерьер Псково-Печерского монастыря.

Интерьер Псково-Печерского монастыря.

Успенский собор.

Успенский собор.

Надвратная церковь Николы Ратного.

Надвратная церковь Николы Ратного.

Сергей Виноградов. «Древние стены. Псково-Печерский монастырь». 1928 год.

Сергей Виноградов. «Древние стены. Псково-Печерский монастырь». 1928 год.

Преподобный игумен Корнилий.

Преподобный игумен Корнилий.

«Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи». Картина художника Клавдия Лебедева.

«Царь Иван Грозный просит игумена Корнилия постричь его в монахи». Картина художника Клавдия Лебедева.

Иван Грозный.

Иван Грозный.

«Кровавый путь».

«Кровавый путь».

Место памяти игумена Корнилия, убитого Иваном Грозным, в Псково-Печерском монастыре.

Место памяти игумена Корнилия, убитого Иваном Грозным, в Псково-Печерском монастыре.

Пётр I.

Пётр I.

Город Печоры.

Город Печоры.

Лютеранская кирха св. Петра в Печорах, построена в 1920-е годы.

Лютеранская кирха св. Петра в Печорах, построена в 1920-е годы.

История Печорской земли уходит корнями в далекое прошлое. Около пяти столетий назад этот край стал форпостом русского государства, надежной защитой его северо-западных границ. Издревле являясь порубежным, Печорский край находился на пересечении крупных торговых путей и представлял своеобразные ворота, через которые шли на Русь иноземные товары.

Название города происходит от древнерусского слова «печера» - пещера. В пещерах песчаного холма у ручья Каменца жили монахи-пустынножители, а в 1473 году возник пещерный монастырь, который в XVI веке был обнесен крепостной стеной. Печорская крепость несла службу Отечеству в течение 140 лет, защищала рубежи России от поляков, литовцев, шведов. С момента начала строительства крепости вокруг монастыря разрастается примонастырская слобода. Дата окончания строительства крепости 1565 год - является датой основания города. Именно в это время для несения службы и защиты крепости, по приказу царя Ивана Грозного, из Москвы прибывает около 300 стрельцов с семьями. Они расселились в посаде, который позже перерос в город.

Статус города был узаконен высочайшим указом Императрицы Екатерины от 7 июня 1782 года. А 29 декабря того же года был учрежден герб города, созданный герольдмейстером, действительным статским советником Волковым. На гербе изображены: длань Господа Бога, указывающая на пещеру, им созданную - как символ святости, величия этого места, и барс, олицетворяющий силу, храбрость и отвагу людей, отстоявших эти земли.

Печоры - примонастырский город. Обитель дала ему жизнь и полностью определяла, вплоть до XVIII века, его структуру, состав населения, сферу занятий местных жителей. Сам город в начале своего становления не имел ни экономического, ни культурного значения, его развитие было плавным и замедленным. Жители занимались земледелием, рыболовством, охотой, кирпичным и гончарным производством, обработкой металла и дерева, выделкой кож, мукомольным производством. На первом месте стояли не городские ремесла, а промыслы.

С XIX века Печоры становятся пригородом Пскова. Застройка города была скромной: полугородского-полусельского типа, в основном с деревянными в один и два этажа зданиями. Так, например, в 1820 году из 228 домов 215 деревянных, 7 - каменных, 6 - смешанных. Несмотря на то, что население города росло, Печоры оставались самым маленьким городом Псковской губернии: к началу XIX века в нем проживало 1312 человек.

Развитию города способствовало строительство в 1886 году Псково-Рижской железной дороги, которая связала Печоры с городами: Москва, Санкт-Петербург, Рига, Ревель (Таллин). В канун Первой мировой войны население города составляло 2240 жителей. В Печорах было 11 улиц и переулков, 5 площадей, 3 начальных школы, земская больница, аптека, 7 чайных, трактир, монастырская гостиница.

В 20-30-е годы XX века важную роль в жизни города заняла торговля. В Печорах торговали лошадьми, домашней и сельскохозяйственной утварью, зерновым хлебом. Славился Печорский рынок и своими рыбными рядами. Но главным источником доходов стала торговля льном. На рынках Западной Европы большим спросом пользовался лен сорта «Печорский кряж». В среднем в Печорском крае производилось 200 000 пудов льноволокна. В городе находились представительства английских и немецких фирм по закупке льна.

Как встарь, так и ныне главной достопримечательностью Печор является Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь - одна из старейших и самых крупных в России мужских обителей с непрерывной многовековой историей и замечательным исорико-архитектурным ансамблем XV-XIX веков. Именно монастырь, первоначально расположенный в пещерах, дал имя городу.

Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, услышали в глухом лесу близ ручья Каменца прекрасное пение, доносившееся как будто из-под земли. Вскоре местные крестьяне приобрели эти земли; по жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: «Богом зданныя (т.е. созданные) пещеры». Открытие этой пещеры относится к 1392 году. Из древнего местного предания известно, что жили в этом месте выходцы из Киево-Печерской обители, бежавшие в псковские пределы из-за многочисленных набегов крымских татар. Имена их остались неизвестны, летописная история сохранила до нас лишь имя «начального инока» преподобного Марка.

Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева - Ливонского (ныне г.Тарту). Прозван он был Шестником, т.е. пришельцем, потому что родом происходил из московских пределов. Иоанн вместе с женой Марией и детьми покидает Юрьев и поселяется в Пскове. Здесь он впервые услышал о «Богом зданной пещере». Сердечное желание с еще большим усердием послужить Господу привело Иоанна с семейством поселиться вблизи святого места.

Постройка пещерного храма еще не была завершена, когда Мария, его супруга, тяжело заболела. Почувствовав приближение смерти, она приняла монашеский постриг с именем Васса, таким образом, став первой постриженицей обители. В следующую ночь после погребения гроб ее чудесным образом оказался на поверхности. Священник Иоанн и духовник Вассы повторно совершили отпевание, думая, что ранее ими было что-то пропущено в надгробном пении. Однако и после этого гроб с телом Вассы невидимой силой был выставлен из земли. Иона принял это как знак свыше, и гроб был оставлен на поверхности. С того случая не прекращается чудесное действие благодати в монастырских пещерах: на протяжении столетий гробы с телами иноков, равно как и павших воинов, и просто жителей печорского посада не предаются земле, а составляются в склепах друг на друга. В монастырском пещерном некрополе можно видеть склепы, до самых сводов заполненные ветхими почерневшими гробами, в то время как не замечено никаких признаков тления тел усопших. Сейчас в пещерах проделаны семь длинных подземных галерей. Среди захороненных здесь - представители прославленных русских родов: Пушкиных, Назимовых, Бутурлиных, здесь покоятся родственники полководца М.И.Кутузова, поэта А.Н. Плещеева, композитора М.П. Мусоргского. Пещеры ныне - и хранилище памятников прикладного искусства XVI-XVII веков. Стены большинства подземных галерей содержат множество каменных и керамических плит - керамид, как их принято называть. Они закрывают собой погребальные камеры. Древнейшая из пещерных керамид - 1530 года. Надписи на плитах - настоящие исторические тексты. Их можно прочитать и составить впечатление о событиях, происходивших сотни лет назад. Специалистами составлен специальный свод, в который вошли более трехсот керамид, среди которых более ста керамических и более двухсот известняковых. И неслучайно пещеры, особенно в последние .десятилетия, стали так притягивать к себе внимание гостей, приезжающих в монастырь. «Оттого-то, быть может, туда, в эти пещеры, непрестанной лентой льется народ, чтобы благоговейно, с маленькими, едва освещающими своды пещер свечками, испытать необыкновенное чувство, почти не передаваемое словами», - так писал о пещерах Псково-Печерской обители профессор Василий Синайский в 20-е годы XX века. Впечатление, оставляемое посещением пещер, действительно не передать словами, лучше со знающим проводником из монашеской братии пройти самому по этим подземным улицам.

В 1520-х годах, при игумене Дорофее, монастырь перенесли к подножию горы, здесь был устроен пещерный храм во имя преп. Антония и Феодосия, построена церковь во имя Сорока Севастийских мучеников, начато сооружение монастырской звонницы. Помощь монастырю оказывал государев дьяк Мисюрь Мунехин - человек замечательной образованности и благочестия, оценивший и стратегическое значение Печор. Мисюрь Мунехин оказывал покровительство будущему игумену монастыря - преподобномученику Корнилию, при котором обитель достигла своего расцвета, став не только духовным, но и крупнейшим культурным центром на северо-западе Руси. В то время значительно возросло количество иноков, работали иконописная, плотницкая, керамическая мастерские, была собрана прекрасная библиотека, знаменитая своими древними рукописями. Здесь велась Третья Псковская летопись, из так называемых Печорских сборников стала известна переписка князя Андрея Курбского с Иваном Грозным. Здесь создавались и хранились драгоценные произведения древней живописи, прикладного искусства, ювелирного и литейного дела.

Подготовка к Ливонской войне (1558-1583 гг.) привела к необходимости укрепить порубежный монастырь. Величественные, мощные каменные стены и башни монастыря были возведены в основном в 60-е годы XVI столетия. Их протяженность - примерно 700 метров. Отдельные башни крепости достигают 25 метров высоты. Значение этой крепости в защите русских рубежей очень велико. Монастырь-крепость неоднократно подвергался нападениям «латинян» немцев, шведов, поляков, литовцев. Особенно тяжелой была осада обители войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году. Два месяца длилась героическая оборона крепости. Защитники отбили все приступы, и войска Батория вынуждены были отступить.

В начале Северной войны (1701 г.) в Печерский монастырь приезжал Петр I. Предвидя возможность использования крепости в боевых действиях, он приказал укрепить монастырь земляными бастионами, раскатами, валами и рвами. По преданию, царь сам взял в руки лопату и заложил первое укрепление. Земляные бастионы сохранились до наших дней. Правда, сейчас эти живописные холмы, поросшие деревьями и кустарником, с зелеными лужайками, вовсе не похожи на оборонительные укрепления. Однако любознательные туристы могут легко представить себе эти укрепления в ожидании боя.

С заключением Ништадского мира (1721 г.) закончилась военная история монастыря-крепости. 140 лет он оберегал границы Российского государства. Но и по сей день это замечательный памятник русского фортификационного искусства.

В XVIII веке гора была облицована фасадом Успенской церкви, возведенным в стиле барокко. Увенчанный многоярусными куполами, расписанный фресками, он представляет собой лишь стену: сама церковь находится в горе. За куполами Успенской церкви, среди монастырского сада, расположилась деревянная церковь Всех Псково-Печорских святых, отличающаяся благородным изяществом и простотой.

На нижней площадке монастыря находятся Братский корпус, двухэтажная Трапезная, церковь св. Лазаря. Дату возведения Лазаревской церкви и примыкающего к ней здания монастырской больницы принято относить к 1792-1800 годам. У церкви интересная судьба. Кроме того, что она помогала излечивать души больным, лечившимся в монастырской больнице, был период, когда в стенах церкви работал епархиальный свечной заводик, а в 1849 году жил настоятель обители. С 1883 года здесь размещалась гостиница для паломников-богомольцев, а в недавние 90-е годы XX века - монастырский архив и библиотека.

На верхней площадке монастыря привлекают внимание необычные здесь монументальные портики и золотой купол храма Архистратиги Божия Михаила Архангела, построенного в 1827 году на деньги офицеров и солдат, участников войны 1812 года. На металлических позолоченных досках выбиты имена командиров и число воинов корпуса П.Х. Витгенштейна, защищавших дорогу на Псков от наступающих французов. Храм впитал в себя воинский дух того места, на котором построен, ведь раньше на этом участке крепостной стены стояла башня Брусовка, почти полностью разрушенная во время вражеского нападения. Храм буквально встроен в крепостную стену, за которую выходят только четырехколонные портики, которые как бы напрямик связывают город и монастырь. Это единственное здание в монастыре, которое имеет выход за стены крепости. Высота храма - 32 метра.

Монастырь был местом паломничества русских венценосцев. Здесь бывал с богатыми дарами Иван Грозный, каявшийся о загубленном им игумене Корнилии, на которого в свое время пали мрачные подозрения мнительного царя (как гласит предание, игумен был обезглавлен). Четырежды здесь бывал Петр I. В память о посещавшей монастырь императрице Анне Иоанновне здесь по сей день хранится ее карета. В 1903 году в Псково-Печерскую обитель приезжал на богомолье последний Российский Император Николай II.

Современный вид монастыря необычайно живописен. Крепостные стены окружают великолепный архитектурный ансамбль из храмов XV-XIX веков. Удивительны и укрепления XVI века, то идущие по верхнему краю оврага, то сбегающие вниз по его склону, то поднимающиеся на другой склон, чтобы ниже по течению вновь спуститься к ручью. Из десяти башен крепости сохранились девять.

Название башни Тайловской происходит от местечка Тайлово, что недалеко от Печор. Это одна из самых мощных башен крепости, сдерживавшая врага на одном из самых опасных направлений. Стены в два с половиной метра толщиной уходят вверх на семнадцать метров. В башне пять ярусов и целая система из тридцати семи бойниц, нижние из которых - щелевидные, а верхние - более широкие, устроенные так, чтобы максимально расширить зону обстрела перед крепостью, но при этом сохранить безопасность самих защитников. Верхний зубчатый ярус, скрытый под самой кровлей, сделан на башне в более позднее время. Тайловская башня занимала одну из ключевых позиций в обороне: она не только возвышалась над окружающей местностью, но и позволяла защитникам контролировать положение на других участках крепостной стены и на подступах к соседним башням.

За Тайловской башней расположена высокая стройная башня, в нижней части которой выложена небольшая каменная арка, сквозь которую воды ручья Каменца попадают внутрь крепости и продолжают свой бег далее. Арка закрывалась железной решеткой, чтобы осаждающие не воспользовались ручьем для проникновения в крепость. Решетка и дала наименование башне. Несмотря на то, что башня Верхних решеток стоит на дне оврага, она самая высокая в Печорской крепости: ее верхняя точка достигает высоты в двадцать пять метров. За стенами скрыты шесть боевых ярусов с бойницами и широкими камерами для установки пушек. Шатер башни увенчан дозорной площадкой - караульней, с которой хорошо просматриваются подходы к крепости и ближайшая местность.

Башня Нижних решеток так же, как и башня Верхних решеток, поставлена на дне оврага, ниже по течению ручья; она имеет четыре боевых яруса. На каждом из трех нижних ярусов - по четыре бойницы с широкими боевыми камерами, а на самом верхнем - семь бойниц. Расположение ярусов позволяло брать под контроль практически все направления возможных атак. Кроме того, на третьем ярусе имелся выход на крепостную стену. Эта деталь очень важна, ведь рядом с башней находятся нижние ворота. Чтобы усилить защиту ворот, над ними в крепостной стене были устроены бойницы, между которыми расположен киот с изображением Спаса.

Башня Татарыгина, или Наугольная, как установили исследователи, первоначально была круглой в плане. Но во время осады крепости шведскими войсками в 1615 году башня оказалась разрушена почти до основания. Во время восстановления древние строители сделали ее четырехугольной - такой, какой мы видим ее в наши дни. Интересно, что в нижнем ярусе башни сохранились бойницы щелевидной формы, отличающиеся от квадратных амбразур верхних ярусов, в XVII веке облицованных кирпичом. Возможно, щелевидные бойницы - это сохранившиеся детали первичной башни, разрушенной во время сражения. Когда подходишь к башне Тарарыгина, сразу же замечаешь еще одно отличие от других башен: верхний ярус не имеет зубцов и деревянный шатер установлен прямо на верхнюю кромку стены. Отличают ее и крупные камни, вложенные в основную известняковую кладку, отчего стены башни имеют красноватый оттенок, словно на них отражается далекое зарево.

Приземистая, с округлыми стенами, с рядами бойниц, Изборская башня словно вросла в крепостную стену и смотрится как одно целое, как монолит. Это тот крепкий орешек, о который враги обязательно должны были «сломать зубы». Башня выглядит круглой, хотя в плане она подковообразна. Назвали башню по имени соседней, Изборской, крепости, в направлении которой уходила дорога, ведь башня была проездной. Причем ворота были устроены не в главном фасаде башни, а в боковой стене и хорошо защищены. В крепостной стене располагается навесная бойница, через которую защитники могли контролировать пятачок перед въездом. Сама же башня имела три яруса с бойницами различного предназначения: для ведения низового боя - подошвенный ярус, для навесного боя - верхний ярус с боевыми зубцами.

Благовещенская башня первоначально имела четыре яруса. Но до нашего времени древний верхний ярус не сохранился. Благовещенскую башню отличают угловые бойницы, направленные в разные стороны, но исходящие из одной боевой камеры. Эта новинка в крепостном строительстве того времени была призвана усилить боевые возможности защитников, ведь для того чтобы поменять направление фронтального обстрела местности перед башней на прострел вдоль участка крепостных стен, теперь не надо было перебегать от бойницы к бойнице, оставалось только развернуться. Это должно было помочь особенно в те моменты битвы, когда численность защитников уменьшалась. В последние годы местность перед башней густо заросла кустами и деревьями, плотно закрывающими своими зелеными кронами стены самой башни, придав тем самым боевому укреплению весьма живописный и даже слегка кокетливый вид. Название башне дала расположенная рядом с ней Благовещенская церковь.

Одна из самых молодых башен крепости, достроенная в XVII веке - Петровская проездная башня. Ворота башни, обитые кованым железом, вот уже долгое время являются главным входом в монастырь. Башня очень оригинальна по своему внешнему виду и, на первый взгляд, вовсе не напоминает оборонительное сооружение. Легкость и изящество ей придает не только удивительный купол и золото вознесенного к небу креста, но и крытая галерея, проходящая по периметру стен башни на уровне третьего яруса. Однако за внешними атрибутами башни проглядывают черты настоящего боевого укрепления, готового в любой момент, захлопнув створы ворот перед неприятелем, встать на защиту обители.

Слева от Петровской стоит Никольская башня с надвратной церковью Николы Ратного. Она не похожа на все остальные башни крепости, и знакомиться с ней лучше изнутри, пройдя за крепостную стену. Очень трудно разделить Никольскую башню и церковь Николы они накрепко связаны между собой, и кажется, что это одно целое, тем более они имеют единую кровлю. Однако время их постройки разное: сначала был построен храм. Первоначально главный въезд в крепость и монастырь находился именно в Никольской башне, в которой сначала было трое железных ворот, правда, до наших дней они не сохранились. Основным предназначением башни была именно защита ворот и подъездных путей. Но была и другая роль: башня имеет прямое сообщение с Никольской церковью, расположенной у крепостной стены и служащей также укрытием для защитников крепости от пуль и ядер осаждающих.

Рядом с Петровской башней можно увидеть и небольшую круглую башню со странным, на первый взгляд, названием «Острожская». Но название ее оправдано. Некогда рядом с этой башней стоял небольшой острог, в котором содержались преступники и подозрительный люд. Башня, получившая такое название, кроме защиты участка крепостной стены от врага, была еще и охранной. В ней несли службу стрельцы, стоявшие на страже острога.

На дне оврага уже не журчит ручей Каменец, забранный в трубу. Место, где он протекает, обозначает только древний колодец - источник «живой воды». Колодец играл огромную роль для всего монастыря во время многочисленных осад, снабжая защитников крепости водой. Рядом с древним колодцем находится более молодой - артезианский колодец. Скважину пробурили в 1910 году, а уже в 1911 году провели водопровод. Колодец не имеет такой богатой истории, как его более древний товарищ, но благодаря строителям стал еще одной достопримечательностью монастыря.

Здесь же находятся наиболее древние и интересные монастырские здания. Рядом с пещерами расположена звонница XVI века - одно из первых каменных сооружений в обители, кроме того, самая большая из всех звонниц, дошедших до наших дней, причем сохранившая не только оформление, но и полный набор колоколов. Звонница имеет шесть пролетов для колоколов разных размеров, кстати, многие из них отлиты псковскими мастерами. Все колокола имеют личные, неповторимые тембры и оттенки звучания. По внешней поверхности они украшены рельефными рисунками, своеобразными поясками с изображениями зверей и растительного орнамента, а также имеют древнерусские надписи, сохранившие даты литья каждого колокола, имена литейщиков и заказчиков. Три больших колокола - подарки монастырю от царей Ивана Грозного, Бориса Годунова и Петра I. В XVIII веке над звонницей было решено сделать надстройку для колокола, подаренного Петром I. Это, кстати, не единственный знак внимания великого царя: по его указу на надвратной Петровской башне был установлен герб России, как признание общегосударственного значения крепости.

Семнадцать колоколов на Большой звоннице позволяют мастерам колокольного звона исполнять сложные музыкальные произведения. Насладиться печерскими звонами специально приезжают многие сотни людей.

К звоннице примыкает Часовая башенка с часами, соединенными с колоколами звонницы, отбивающими каждую четверть часа. Чуть севернее расположены объединенные в одно здание Ризница, Сретенская и Благовещенская церкви, постройки XVI-XVII веков. Строительство легкой стройной ризницы датируют XVII веком. За долгие годы здесь скопилось множество настоящих произведений прикладного искусства: золотые и серебряные кресты, украшенные драгоценными камнями сосуды, евангелия, кадила, ризы, вышитые золотом плащаницы. Многие предметы подарены Иваном Грозным, Борисом Годуновым, Петром I и другими знатными людьми государства. На втором этаже размещалась монастырская библиотека, насчитывавшая большое число древних рукописей и старопечатных книг, среди которых был один из списков жития Бориса и Глеба, русских князей XI века. В годы Великой Отечественной войны фашисты разграбили и ризницу, и книгохранилище монастыря. Часть ценностей была возвращена в обитель в послевоенные годы. У западной стены ризницы можно увидеть металлическую дугу длиной более трех метров - било XVI века, использовавшееся до появления звонницы как набат.

Чуть дальше здания ризницы стоит небольшая одноглавая церковь Благовещения. Она тоже относится к числу первых каменных зданий монастыря. Дата ее постройки - 1541 год. Стены церкви имеют красный цвет, белую отделку, в том числе фронтонов окон и пояса на барабане купола, а сам фасад делится на две части. Причем пояс изготовлен из керамических плит, покрытых глазурью, на которых сохранилась древняя надпись-летопись. По уверениям специалистов, керамический пояс на Благовещенской церкви самый ранний из известных в архитектуре Псковской земли.

В настоящее время в монастыре насчитывается 11 храмов, три из которых пещерные. При обители созданы мастерская по реставрации икон, детский хор, действует воскресная школа. Главным праздником монастыря является праздник Успения Пресвятой Богородицы, на который съезжается огромное количество паломников.

Каждый, кто выходит через главные ворота Псково-Печерского монастыря, видит церковь святой Варвары. Она соседствует со знаменитой обителью с конца XVIII века, разделенная с ней лишь небольшой площадью. Скромная деревянная Варваринская церковь, обшитая тесом, не затерялась, не потеряла свой неповторимый облик рядом с великолепным соседом. По сей день это один из самых посещаемых храмов в Печорах, в который едут со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Рядом с Варваринской церковью, чуть дальше от монастырской стены, располагается белый храм - церковь Сорока Мучеников. Когда-то на этом месте, называемом Приезжий двор, стояла небольшая церковь, перенесенная сюда в далеком 1540 году из монастыря и ставшая первым храмом в начавшей создаваться примонастырской слободе. Дерево, из которого она была построена, не выдержало испытания временем, и в 1778 году появилось решение о строительстве каменного храма с каменной же оградой и воротами. Над входом вознеслась трехъярусная колокольня. Возведение храма относят к периоду с 1817 по 1860 год.

В храме бережно сохраняют частички прошлого: старый иконостас, церковную утварь, исторические традиции. А история возникновения этой церкви давняя, давшая начало не только возведению храма Сорока Мучеников, но, во многом, и всей пещерной обители. В далеком 1472 году в Дерпте (Юрьеве) случилась трагедия: во время погрома 72 православных прихожанина вместе со священником Исидором были схвачены немецкими властями и 8 января непокоренными сброшены под лед реки Омовжи. В память об этом и была поставлена церковь, как знак силы духа и стойкости русских людей в борьбе за свою веру.

Городок Печоры как будто «растет» вокруг крепостных стен Псково-Печерской обители. Деревянные, каменные, кирпичные дома XVI, XIX, XX веков - чуткие свидетели разных эпох, пронесшихся над ним. Печорский край с давних пор привлекал художников, писателей, историков, ученых, многих знаменитых людей России и зарубежья. В начале XX столетия в Печоры и Изборск приезжал известный художник Н. Рерих, запечатлевший на своих полотнах красоту и величие этих мест. Здесь бывали историк Н. Костомаров, выдающиеся живописцы К. Брюллов и В. Маковский, замечательный исследователь древнерусского искусства И. Грабарь. В Печорах жил и работал писатель В. Муйжель. Поэт И. Северянин написал о Печорах такие строки: «...то затерявшийся в расщелине, то взвившийся на бугорок, весь утопает в нежной зелени старинный русский городок».
Дата публикации - 24.10.2010

Список литературы: 1. Брошюра «Печоры». Изд.: «Кантилена», Смоленск, 2009 год.

Закладки

| Еще