Интернет-портал по истории и генеалогии

История городов:
Ростов Великий

Ростов Великий - герб города

Ростов Великий

Дата основания: первое упоминание в летописи - 862 год.
Другие названия: Ростов.
Ростов Великий. Ростовский кремль. XVII век.

Впервые город Ростов Великий упоминается в летописи 862 года. До княжения Юрия Долгорукого Ростов был центром всего Залесского ополья.

Фото И. Стин.

Ростов Великий. Ростовский кремль. XVII век. Впервые город Ростов Великий упоминается в летописи 862 года. До княжения Юрия Долгорукого Ростов был центром всего Залесского ополья. Фото И. Стин.

Ростов Великий. Деревянная церковь Иоанна Богослова на реке Ишне. XVII век.

В четырёх километрах от города, в селе Богослов на реке Ишне находится деревянная церковь Иоанна Богослова.

Фото И. Стин.

Ростов Великий. Деревянная церковь Иоанна Богослова на реке Ишне. XVII век. В четырёх километрах от города, в селе Богослов на реке Ишне находится деревянная церковь Иоанна Богослова. Фото И. Стин.

Ростов Великий. Вид на озеро Неро с «Водяной» башни.

Фото С. Зимноха.

Ростов Великий. Вид на озеро Неро с «Водяной» башни. Фото С. Зимноха.

Ростов Великий. Церковь Исидора на Валах. XVI век.

Недалеко от торговых рядов, среди остатков старых земляных валов, стоит церковь Исидора на Валах (XVI век).

Фото В. Гиппенрейтера.

Ростов Великий. Церковь Исидора на Валах. XVI век. Недалеко от торговых рядов, среди остатков старых земляных валов, стоит церковь Исидора на Валах (XVI век). Фото В. Гиппенрейтера.

Ростов Великий. «Водяная» башня.

Две квадратные башни – «Водяная» и «Дровяная» - своими названиями указывают на их хозяйственное назначение. Через ворота «Водяной» башни возили воду с озера.

Фото С. Зимноха.

Ростов Великий. «Водяная» башня. Две квадратные башни – «Водяная» и «Дровяная» - своими названиями указывают на их хозяйственное назначение. Через ворота «Водяной» башни возили воду с озера. Фото С. Зимноха.

Ростов Великий. Крытый переход от кремлёвской стены к Красной палате.

Помещения кремля удобно связывались между собой галереями, лестницами и переходами, по которым можно было обойти весь кремль.

Фото С. Зимноха.

Ростов Великий. Крытый переход от кремлёвской стены к Красной палате. Помещения кремля удобно связывались между собой галереями, лестницами и переходами, по которым можно было обойти весь кремль. Фото С. Зимноха.

Ростов Великий. Торговые ряды с церковью Спаса на Торгу. XVII век.

К Ростовскому кремлю примыкает Гостиный двор, построенный в XIX веке, с длинными аркадами торговых рядов – центр оживлённой торговой жизни старого города. Возвышаясь над торговыми рядами, стоит церковь Спаса на Торгу (конец XVII века).

Фото И. Стин.

Ростов Великий. Торговые ряды с церковью Спаса на Торгу. XVII век. К Ростовскому кремлю примыкает Гостиный двор, построенный в XIX веке, с длинными аркадами торговых рядов – центр оживлённой торговой жизни старого города. Возвышаясь над торговыми рядами, стоит церковь Спаса на Торгу (конец XVII века). Фото И. Стин.

Ростов Великий. Крыльцо Белой Палаты.

Мощный столб поддерживает своды Белой палаты. Освещённая не очень ярко, Белая палата предназначалась только для торжественных трапез.

Фото С. Зимноха.

Ростов Великий. Крыльцо Белой Палаты. Мощный столб поддерживает своды Белой палаты. Освещённая не очень ярко, Белая палата предназначалась только для торжественных трапез. Фото С. Зимноха.

Ростов Великий. Дымовые трубы Хозяйственного корпуса. Конец XVII века.

Крышу хозяйственного корпуса украшают стройные очертания печных труб – «дымников» – своеобразное декоративное дополнение к ансамблю Ростовского кремля.

Фото С. Зимноха.

Ростов Великий. Дымовые трубы Хозяйственного корпуса. Конец XVII века. Крышу хозяйственного корпуса украшают стройные очертания печных труб – «дымников» – своеобразное декоративное дополнение к ансамблю Ростовского кремля. Фото С. Зимноха.

Ростов Великий. Церковь Иоанна Богослова. XVII век.

Стена кремля, обращённая к городу, выделена надвратной церковью Иоанна Богослова, построенной по тому же типу, что и церковь Воскресения, – бесстолпной и очень светлой.

Фото С. Зимноха.

Ростов Великий. Церковь Иоанна Богослова. XVII век. Стена кремля, обращённая к городу, выделена надвратной церковью Иоанна Богослова, построенной по тому же типу, что и церковь Воскресения, – бесстолпной и очень светлой. Фото С. Зимноха.

Ростов Великий. Церковь Спаса на Сенях. XVII век.

В сложную перекличку куполов надвратных церквей вступает и золочёный купол церкви Спаса на Сенях. Вход в церковь помещается не в западной стене, как следует по традиции, а в северной, так как с запада она вплотную примыкает к Белой палате.

Фото В. Гиппенрейтера.

Ростов Великий. Церковь Спаса на Сенях. XVII век. В сложную перекличку куполов надвратных церквей вступает и золочёный купол церкви Спаса на Сенях. Вход в церковь помещается не в западной стене, как следует по традиции, а в северной, так как с запада она вплотную примыкает к Белой палате. Фото В. Гиппенрейтера.

Ростов Великий. Соборная площадь.

В арках-пролётах соборной звонницы (1682 - 1687) размещаются тринадцать колоколов. Каждый из них имеет своё звучание, вливаясь в сложную полифонию знаменитого «ростовского звона».

Фото В. Гиппенрейтера.

Ростов Великий. Соборная площадь. В арках-пролётах соборной звонницы (1682 - 1687) размещаются тринадцать колоколов. Каждый из них имеет своё звучание, вливаясь в сложную полифонию знаменитого «ростовского звона». Фото В. Гиппенрейтера.

Ростов Великий. Церковь Воскресения, вид с юга. XVII век.

Со стороны двора церковь Воскресения кажется выше и стройнее. Галерея с контрастно выступающими на белой поверхности голубовато-зеленоватыми изразцами зрительно «удлиняет» пропорции всего здания в целом, создавая ощущение лёгкости белых стен.

Фото Ю. Крылова.

Ростов Великий. Церковь Воскресения, вид с юга. XVII век. Со стороны двора церковь Воскресения кажется выше и стройнее. Галерея с контрастно выступающими на белой поверхности голубовато-зеленоватыми изразцами зрительно «удлиняет» пропорции всего здания в целом, создавая ощущение лёгкости белых стен. Фото Ю. Крылова.

Ростов Великий. Часть кремлёвской стены с круглой башней.

Лёгким и стройным видится Ростовский кремль издалека, и только вблизи ощущается мощь его каменных строений.

Фото В. Гиппенрейтера.

Ростов Великий. Часть кремлёвской стены с круглой башней. Лёгким и стройным видится Ростовский кремль издалека, и только вблизи ощущается мощь его каменных строений. Фото В. Гиппенрейтера.

Ростов Великий. Церковь Воскресения, вид с севера. XVII век.

Въездные ворота кремля выделены сооружёнными над ними церквами. Такой надвратной церковью была церковь Воскресения над парадным входом со стороны соборной площади.

Фото Ю. Крылова.

Ростов Великий. Церковь Воскресения, вид с севера. XVII век. Въездные ворота кремля выделены сооружёнными над ними церквами. Такой надвратной церковью была церковь Воскресения над парадным входом со стороны соборной площади. Фото Ю. Крылова.

Ростов Великий. Ростовский кремль.

Вид со стороны озера Неро.

Фото В. Гиппенрейтера.

Ростов Великий. Ростовский кремль. Вид со стороны озера Неро. Фото В. Гиппенрейтера.

Cаккос и омофор митрополита ростовского и ярославского Ионы III в Историческом музее.  Верхнее архиерейское богослужебное облачение митрополита ростовского и ярославского Ионы III (Сысоевича) изготовлены в 1665 г. в одной из лучших мастерских XVII столетия, устроенных в Сольвычегодске семьей Строгановых, богатейших купцов и промышленников. Особенность саккоса состоит в том, что практически вся его поверхность заполнена сюжетными изображениями, а выбор образов святых наполнен идеологическим содержанием и является ярким свидетельством эпохи реформирования Русской Православной церкви середины XVII в.

Cаккос и омофор митрополита ростовского и ярославского Ионы III в Историческом музее. Верхнее архиерейское богослужебное облачение митрополита ростовского и ярославского Ионы III (Сысоевича) изготовлены в 1665 г. в одной из лучших мастерских XVII столетия, устроенных в Сольвычегодске семьей Строгановых, богатейших купцов и промышленников. Особенность саккоса состоит в том, что практически вся его поверхность заполнена сюжетными изображениями, а выбор образов святых наполнен идеологическим содержанием и является ярким свидетельством эпохи реформирования Русской Православной церкви середины XVII в.

Н.К.Рерих. «Ростов Великий». 1903 год.

Н.К.Рерих. «Ростов Великий». 1903 год.

Пётр Иванович Петровичев. «Образы Ростова».

Пётр Иванович Петровичев. «Образы Ростова».

Пётр Иванович Петровичев. «Ростов зимой», 1910 год.

Пётр Иванович Петровичев. «Ростов зимой», 1910 год.

У Ростова очень богатая событиями история. Первое упоминание встречается в «Повести временных лет» уже в 862 году. Но Ростов в ней упоминается как город уже существующий. В летописи говориться, что « … первые насельницы в … Ростове меряне», т.е. основным населением Ростовского края было угро-финское племя меря. От тех времен до наших дней в окрестностях Ростова сохранились многие мерянские названия: озеро Неро, реки Сара, Вёкса, селения Сулость, Шугорь, Шулец, Шурскол, Пужбол и многие другие, а в самом городе долгое время существовал в восточной части его «Чудской конец». Слово «чудь» в древней Руси употреблялось для общего названия финских племен. Привлекали славян в Ростовский край неисчислимые богатства, его красота, относительная недоступность для внешних врагов. Они поселились вблизи озера Неро и принесли с собой в эти края более высокую культуру. Они знали ремесла, занимались охотой, рыбной ловлей, земледелием. С течением времени произошла ассимиляция, слияние этих племен, и их культур, что и послужило началом возникновения народности русской. В этих краях издавна селились торговые люди. Озеро Неро славилось не только красотой и изобилием рыбы, но и особым плодородным илом, залегавшим на дне его толстым слоем. К концу X века растёт значение Ростова как крупного русского города – центра северо-восточной Руси. В начале XI века территория, прилегающая к нему, получает название земли Ростовской, а затем – Ростово-Суздальской. За сравнительно короткий срок происходит перемена в жизни края. Летом 991 года в Ростов прибывают Киевский Великий князь Владимир с митрополитом, четырьмя епископами и воеводою Добрыней и крестят местных жителей в водах озера Неро. Но крещение приняла меньшая часть жителей города, большинство продолжало оставаться язычниками. Первые епископы, греки Феодор и Илларион, даже вынуждены были покинуть город из-за враждебного отношения приверженцев старой веры. Следующий епископ Леонтий из-за постоянных нападений язычников уходит из центра города, селится в пригороде (в районе нынешнего Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря) и несёт Слово Божие детям. Сейчас на этом месте поставлен памятный деревянный крест. Святитель Леонтий, первый святой Северо-востока Руси, принял мученическую смерть от язычников во время восстания волхвов в 1071 году. В настоящее время его мощи покоятся под спудом в Успенском кафедральном соборе.

В Ростовской земле были два крупных восстания смердов-земледельцев: в 1024 и 1071 годах. Неурожайные годы породили голод. Смерды отбирали хлеб у богатых, пытаясь изгнать сборщиков дани. В обоих случаях восстанием руководили волхвы. Они хотели восстановления общинно-родового строя и своего былого величия. По существу дела, восстания способствовали усилению княжеской власти. Восстания были жестоко подавлены.

Князей в Ростове было много. Первым самостоятельным князем следует считать Юрия Долгорукого – сына Владимира Мономаха. При нем земли Ростовского княжества значительно расширились. Он укрепил старые города и заложил новые: Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Константинов; на землях ростовского боярина Степана Кучки заложил город Москву. При нем Ростов получил титул « Великого», но свой княжеский стол Юрий Владимирович основал не в Ростове Великом, а в Суздале, поэтому княжество и называлось Ростово-Суздальским. После смерти Юрия княжество перешло к его сыну Андрею. Андрей Юрьевич, известный под именем Андрея Боголюбского, совершал многочисленные военные походы и стал великим князем обширных владений Владимиро-Суздальского княжества. Стольным городом при нем стал молодой город Владимир. В городе велось большое каменное строительство. Ростов тоже не был забыт. Андрей Боголюбский начал строить здесь на месте сгоревшей дубовой церкви белокаменной Успенский собор. Ростовом были обретены мощи многих святых, и на многие века он стал религиозным центром.

После смерти Андрея княжеский стол занял его брат Всеволод. Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод вели борьбу за объединение отдельных княжеств в одно государство, за централизованную власть. Это борьба отвечала интересам народа, и часто князья в ней опирались на демократические элементы. Об этом красноречиво говорят многочисленные произведения фольклора, особенно былины. Среди героев былины – богатырей, особенно любимых народом, – есть ростовский богатырь Алеша Попович, который честно служил князю.

Следующим князем в Ростове должен был стать сын Всеволода Константин. Он родился и вырос в Ростове, любил этот город и хотел сделать его столицей княжества, присоединив к нему Владимир. По этой причине у него пошли распри с братьями, закончившиеся битвой на реке Липице, в которой Константин победил. Хоть ненадолго, Ростов оказался великокняжеским городом, а Константин – великим князем. Ростов тогда был городом большим и многолюдным. Центральную часть его составляла вечевая площадь с Успенским собором посередине. Город обнесен был рвом, следы которого еще недавно оставались как заболоченная полоса, пересекавшая улицу Луначарского. Основное население составляли посадские люди, в большинстве своем ремесленники. Так как Ростов являлся средоточием торговли, то здесь жили местные и приезжие купцы. Константин содержал при своем дворе ученых монахов, которые занимались переводом с иностранных языков на русский и перепиской книг, на этом основании можно предположить, что искусство письма и миниатюры тоже процветало здесь. В княжеской библиотеке было собрано более тысячи томов, количество по тому времени огромное.

После смерти Константина в 1219 году Ростовское княжество разделилось на три самостоятельных: Ростовское, Ярославское, Угличское. Ростовское княжество перешло в удел старшему сыну Константина Василию, более известному в истории под именем Василько. Он закончил строительство Успенского собора, которое начал отец.

В декабре 1237 года ордынские полчища хана Батыя хлынули на Русь. Местом решительной схватки русских с ордынскими войсками на северо-востоке была река Сить (протекающая в пределах Некоузского и Брейтовского районов Ярославской области), где 4 марта 1238 года произошла кровавая битва. В ней участвовала, кроме других, и ростовская дружина во главе с князем Василько. Хотя русские бились храбро, превосходящие силы врага одержали победу. Хан Батый обратил внимание на могучего, красивого ростовского князя, заметил его храбрость и мужество, проявленные в бою. Василько был тяжело ранен, захвачен в плен. Некоторое время татары возили его с собой. Им очень хотелось, чтобы Василько принял их обычаи и воевал вместе с ними. Но Василько не ел, не пил, чтоб не оскверниться пищей поганых, укоризнами отвечал на их убеждения, и раздосадованные татары наконец убили его. Летописец очень хвалит этого князя: он был красив лицом, имел ясный и вместе с тем грозный взгляд, был необыкновенно храбр, отважен на охоте, сердцем легок, до бояр ласков; боярин, который ему служил, уже не мог быть у других князей: так Василько любил своих слуг. Его жена Мария после смерти мужа постриглась в монахини и занялась летописанием. Это была образованная женщина, возможно, единственная в те годы на Руси женщина-летописец.

Ростов разделил тяжелую участь всех городов земли русской, хотя он пострадал менее, нежели, скажем, Владимир, который лежал в развалинах. Наступил длительный период власти Орды над Русью. О свободолюбии русского народа говорит жизнь Ростова тех лет. По решению веча ростовчане восстали первый раз и изгнали сборщиков дани в 1262 году. Несмотря на трудные времена гнёта Орды, Ростов остаётся одним из главных культурно-просветительских центров Руси. В ростовском монастыре, именуемом Григорьевским затвором, пишутся православные, исторические и житийные книги, переводится иностранная, в том числе и философская литература, ведётся большая просветительская работа среди местных жителей. Выходец монастыря Стефан Пермский является Святителем далёких народов Северного Урала. Об облике древнерусского города известно немного. Он вероятнее всего, как и остальные города Руси имел усадебную планировку, мощённые деревянными настилами улицы и переулки. Вокруг первого белокаменного Успенского собора, построенного в 1162 году на месте сгоревшей деревянной церкви, была устроена мощёная площадь. В начале XIV века в Варницкой вотчине ростовских бояр Кирилла и Марии рождается мальчик, наречённый именем Варфоломей. Так в Ростове первые годы своей земной жизни провёл Игумен Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский.

В XVI веке Иван Грозный взял Ростов в опричнину – «лета 7077 (1569) генваря в 21 день взял царь и государь князь великий Иван Васильевич Ростов град и Ярославль в опришнину». Расширяя территорию «удела», царь укреплял и увеличивал преданное ему опричное войско и ослаблял положение недовольных его правлением. Взяв в опричнину Ростов и Ярославль, царь в конце концов осуществил тот замысел, который ему не удалось полностью реализовать в 1565—1566 годах. Ростовские и ярославские князья, которых царь не захотел взять в опричнину, должны были окончательно проститься с родовыми вотчинами и превратиться в помещиков в самых разных районах государства. Правда, поместья они теперь получали, как правило, на территории «Московской земли». Таким образом, в последние годы шестого десятилетия XVI века десятки и сотни бояр с женами и детьми, покидая свои привычные насиженные места, родовые усадьбы и могилы предков, должны были совершать подчас долгие и трудные путешествия в далекие и незнакомые места, где им предстояло заново устраивать свою жизнь. Помимо прямого ущерба, который переселения опричных лет принесли жизни и здоровью такого количества людей, они имели ряд последствий иного рода. Некоторые из этих последствий можно считать результатом сознательной политики власти, другие оказались явно непредвиденными и нежелательными. Отобранные у не взятых в опричнину землевладельцев земли — родовые вотчины — становились собственностью государя, который раздавал их своим опричникам уже как условные владения — поместья. Не случайно составители писцовых наказов первой половины XVII века предписывали писцам следить за тем, чтобы «которые вотчины у вотчинников иманы в опричнину и раздаваны были в поместья», не захватывались опять прежними хозяевами.

В начале 17 века, в годы «великой смуты», польско-литовские интервенты под командованием Сапеги грабят и жгут Ростов. Последним оплотом сопротивления явился Успенский Собор, богослужение внутри которого во время штурма, проводил митрополит Ростовский Филарет, отец будущего первого царя династии Романовых Михаила и сам будущий Патриарх Московский и Всея Руси. В 17 веке город обносится новыми укреплениями – земляными валами. Самая большая слава пришла к Ростову с приездом сюда в 1664 году митрополита Ионы. Иона Сысоевич – митрополит Ростовский и Ярославский. Родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово, неподалеку от города Ростова. Монашество принял в Углицком Воскресенском монастыре. Был архимандритом Белогостицкого, Георгиевского и Авраамиева Богоявленского Ростовских монастырей. 15 августа 1652 года патриархом Никоном возведен в сан митрополита Ростовского и Ярославского. Энергичный духовный владыка все свои силы вложил в создание единого ансамбля Ростовского кремля. Строителем кремля, воплотившим замысел митрополита, был русский каменщик Петр Досаев. Однажды митрополит, занимавшийся постройкой церквей и зданий Ростовского кремля, был очень расстроен тем, что работы по его указанию не выполнили, на что Афанасий, местный юродивый сказал: «Ах Иона, Иона! Что ты хлопочешь? В твоих постройках и церквах по времени одни воробьи будут жить!» Действительно, в XIX веке Ростовский кремль находился в сильном запустении, от полного разрушения его храмы были спасены благодаря начавшимся в 1890 году реставрационным работам. В архитектуре и монументальной живописи этого дома воплотилось представление о всепоглощающем церковном начале. Красивейшие ростовские звоны поражают местных жителей и гостей города.

В Ростов приезжает с целью постройки потешного флота Пётр I. Но ему не нравится озеро Неро, «грязная лужа», и свой флот он строит на Плещеевом озере. 4 января 1702 года Петром I на место митрополита Ростовского и Ярославского был назначен Димитрий . 1 марта 1702 года Димитрий прибыл в Ростов. После литургии в Успенском соборе Ростова святитель произнес приветственное слово к пастве, сказав, что пришел «не да послужите ми, но да послужу вам... не себе угождати... но о всех пользе пещися, всем спасения тщательно искати, о всех молитися». Жизнь святителя в Ростове стала исполнением этих слов. Указывая на недостатки местного духовенства – необразованность, пьянство, недобросовестное отношение к своим обязанностям – и на невежественность и равнодушие к церкви мирян, святитель видел свою задачу в первую очередь в просвещении и воспитании паствы и духовенства. С этой целью 1 сентября 1702 года в архиерейском доме была открыта Ростовская «грамматическая» школа, устроенная по типу юго-западнорусских школ, образцами для которых являлись иезуитские коллегии; средства для школы выделялись из Монастырского приказа. В Ростовской школе учились около 200 человек преимущественно дети священников (все священнослужители епархии были обязаны отдавать сыновей в учебу), принимались подростки и из других сословий. При Димитрии в епархии было построено немало храмов, некоторые он освятил лично: Троицкий храм 1708 года в ростовском Троице-Борском монастыре, возведенный при покровительстве Нарышкиной и Петра I. Никольская церковь 1709 года в селе Угодичи, принадлежавшем графу Мусину-Пушкину. Материальное положение Ростовского архиерейского дома в начале XVIII века было тяжелым. Испытывая острую потребность в средствах вследствие войны со Швецией, 24 января 1701 года Петр I восстановил Монастырский приказ с целью в первую очередь, жесткого контроля над церковными доходами. В Ростове ситуация осложнялась недружелюбными отношениями между Димитрием и стольником Монастырского приказа Воейковым, осуществлявшим сбор доходов с архиерейских и монастырских земель Ростовской епархии. Воейков посылал на Димитрия многочисленные доносы, особенно по поводу трат на нужды Ростовской школы. Однако, несмотря на тяжелое материальное положение, Димитрий не отягощал духовенство своей епархии налогами в пользу архиерейского дома, которые не увеличились по сравнению с предшествующим периодом.

Обе революции 1917 года город пережил относительно бескровно и достаточно спокойно. Советская власть была провозглашена в гостинице «ЛИОНЪ» 18 декабря 1917 года.

В 19 веке Ростов славился особой заботой о своем историко-архитектурном наследии. Резкий перелом в отношении к памятникам Ростова произошел на рубеже 1928-1929 годов. Уже в начале 1929 года руководство ростовского музея обратилось, сначала в президиум Ростовского уездного исполнительного комитета, а потом и в Москву, в Главнауку. Была просьба – "денационализировать" и снести ряд сооружений Петровского и Аврамиевого монастырей, до того находившихся на государственной охране, как "не имеющие музейного значения". Множество церквей и монастырей разбиралось и разрушалось, а кирпичи распродавали. Всего лишь две церкви сохранились достаточно хорошо. В ХХ веке город жил общей со всей страной жизнью. В годы Великой Отечественной войны около двадцати ростовчан получили звания Героев Советского Союза. В настоящее время Герой России космонавт Токарев регулярно выполняет космические экспедиции на российских и американских космических кораблях. В целом в ХХ веке Ростов Великий оставался тихим провинциальным городом, застывшим в своём развитии.
Дата публикации - 30.07.2008

Список литературы: 1. М. Н. Тюнина, «Ростов Великий». Ярославль: Верхне-волжское книжное издательство, 1969. 2. Ефим дорош, «Слово о Ростове Великом». М.: изд. «Знание», 1965.
Здания, квартиры, консалтинг недвижимости ростова, квартиры.

Закладки

| Еще