Интернет-портал по истории и генеалогии

История городов:
Суздаль

Суздаль - герб города

Суздаль

Дата основания: первое упоминание в летописи - X век.
Другие названия: Суждаль.
Суздаль. Художник Б. Кукулиев.

Суздаль. Художник Б. Кукулиев.

Суздаль. Церковь Воскресения Христова, 1720 год. Вид с северо-запада.

Суздаль. Церковь Воскресения Христова, 1720 год. Вид с северо-запада.

Суздаль. Покровский монастырь. Святые ворота с надвратной церковью Благовещения, 1518 год. Вид с юго-запада.

Суздаль. Покровский монастырь. Святые ворота с надвратной церковью Благовещения, 1518 год. Вид с юго-запада.

Суздаль. Кремль. Колокольня. 1635 год. Вид с севера.

Суздаль. Кремль. Колокольня. 1635 год. Вид с севера.

Суздаль. Покровский монастырь. Церковь Зачатия Анны с трапезной и часовней. XVI-XVII вв.

Суздаль. Покровский монастырь. Церковь Зачатия Анны с трапезной и часовней. XVI-XVII вв.

Ансамбль церквей Входоиерусалимской (1707 год) и Пятницкой (1772 год). Вид с юго-востока.

Ансамбль церквей Входоиерусалимской (1707 год) и Пятницкой (1772 год). Вид с юго-востока.

Достоверных сведений о первоначальном основании Суздаля нет. История города уходит вглубь веков. Как сообщает нам оригинальная легенда о начале Суздаля, записанная летописцем ХVIII века Ананием Фёдоровым, после всемирного потопа и смешения языков, появились на свет три брата из племени Иафетова: Сан, Авесархан и премудрый Асан. Пришли они на землю русскую. Первые два построили много городов близ Варяжского моря, в том числе и Великий Новгород, а третий брат Асан отправился в дикие леса и топи, где основал город по своему суждению Суждаль.
Разбирая происхождение этого слова, ученые дали много толкований по этому поводу. Некоторые из них полагают, что в этом городе князья народ судили, отчего и произошло название "Суждаль"; по мнению других имя Суздаля указывает на его первоначально финское происхождение.

В конце ХI века над Суздалем разразилось неожиданное бедствие во время борьбы Олега Чернигскаго с детьми Владимира Мономаха Изяславом и Мстиславом. Олег в 1096 году овладел Суздалем; за павшего в битве под Муромом брата Изяслава вступился Мстислав и предложил Олегу немедленно оставить Суздаль, что тот и исполнил, приказав сжечь город. "Остался токмо", говорит летописец, "Двор монастырский и церковь, юже бе даль Ефрем и с селы". После победы, одержанной Мстиславом, пленные Олегом суздальцы были освобождены.

В XII веке Суздаль – крупный город на северо-востоке могущественной Киевской державы, в середине XI века Суздаль достигает наивысшего расцвета: он становится столицей Ростово-Суздальского княжества, крупным торгово-ремесленным центром. Это было во времена княжения сына Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, ставшего первым самостоятельным суздальским князем. В борьбе за первенство среди русских княжеств, для Суздаля немаловажное значение имело сказание о пребывании здесь князей Бориса и Глеба, чтимых на Руси как святых мучеников. Их становище во время хождения из Ростова и Мурома в Киев якобы находилось именно на месте княжеского замка. Княжеский город примыкал к сравнительно высокому берегу Нерли, с северо-запада его прикрывали земляные валы. В селе Кидекша, неподалеку от Суздаля, князем Юрием Долгоруким и была поставлена в 1152 году церковь Бориса и Глеба, положившая начало белокаменному зодчеству на северо-востоке Руси.

При сыне Юрия Долгорукого Андрее Боголюбском столица княжества была перенесена во Владимир. Нашествие войск Золотой Орды не обошло стороной и Суздаль. Подступив к Владимиру, Батый направил часть своего войска к Суздалю. В битве при реке Сити пал великий князь Юрий, немногие из жителей спаслись в Ризоположенском монастыре, чудом уцелевшем после всеобщего разрушения. Трагические события этого нашествия наносят экономике и культуре края тяжелый урон, Суздаль был сожжён и разграблен, значительная часть населения города была уведена в плен.
В последующей борьбе между Московскими и Тверскими князьями решается судьба Суздаля. В своей независимости Суздаль был, несомненно, многолюдным и богатым городом, а жители его, по выражению летописи, славились "досужеством в художестве и промыслах". Зависимость от московских князей особенно тяготила Суздаль и побудила его начать борьбу за свою самостоятельность. В этом отношении выдающейся личностью был князь Константин Васильевич. "Он княжил честно и грозно, оберегая свою отчизну от сильных князей и от татар". В этих видах князь перенес свою столицу из Суздаля в Нижний Новгород, подальше от Москвы. После нескольких безуспешных попыток в XIV веке вернуть себе былое значение и политическую самостоятельность Суздаль к XV веку входит в состав Московского княжества. Московские князья по выражению летописца "взяли, наконец, свою волю над суздальскими князьями". Утратив роль политического центра, на протяжении всех средних веков город остается заметным религиозным, ремесленным и культурным центром Руси.

В 1352 году суздальско-нижегородский князь Борис Константинович основал Спасский монастырь, названный позже Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря.
В XVI веке деревянные монастырские постройки заменяются каменными. Древнейшая из них - небольшой храм над могилой Евфимия, ставший в 1564 году приделом построенного рядом Спасо-Преображенского собора. В середине ХVI века Суздаль входит в опричнину Ивана Грозного, а пятнадцать лет спустя в Суздале на посаде насчитывалось всего 414 дворов. В дальнейшем волна смуты, поднявшейся в Русском государстве захватила его, принеся ему разорение, почти равное татарскому разорению начала ХIII века. В Смутное время город дважды был разграблен польскими войсками, в 1634 году – крымскими татарами, а в довершение в 1654-1655 годах город переживает опустошительный пожар и эпидемию. Особенно сильно Суздаль пострадал при Лжедмитрии II. В 1608 году поляки, литовцы и "русские воры" под предводительством Лисовского взяли Суздаль и устроили в нем свой укрепленный лагерь. Хотя суздальцы, присягнув второму самозванцу, получили, от него похвальную грамоту, но, тем не менее, город и его окрестности подверглись жестокому разграблению. Следы его точно зарегистрированы в описях 1612 - 1630 года.

В 1696 году Пётр из Лондона через Нарышкина пытался уговорить свою жену первую Евдокию подстричься в монахини, та не согласилась и ее вывезли силой в Суздаль. 29-летнюю Евдокию поместили в женский Покровский монастырь.

XVI-XVII века – период интенсивного строительства в Суздале. В это время формируются все ныне существующие ансамбли, лучшими из которых являются ансамбли древнего Кремля, Покровского и Спасо-Евфимиева монастырей. В конце ХVII и самом начале ХVIII столетий для благоустройства Суздаля много сделал митрополит Илларион. Поставленный в епископа на суздальскую кафедру, Илларион в том же самом году был возведен патриархом Иокимом в сан митрополита, – ради его высоких приведенных достоинств и "ради древняго великаго княжения суздальскаго". Митрополит Илларион заново отделал собор Рождества Пресвятой Богородицы и устроил каменный архиерейский дом, существующий несмотря на позднейшие переделки до сего времени и сохранивший отпечаток старинной "палатной" архитектуры ХVII века. В 1708 году при новом административном делении России на 8 губерний, Суздаль сделан уездным городом Московской губернии, а в следующем году главным городом Суздальской провинции. В XVIII веке в Суздале ведется активное строительство приходских церквей на посаде. К началу XIX века городской ансамбль Суздаля складывается окончательно.

Неизвестный автор так изображает Суздаль: "сей город разделяется на две главные части из коих первая называется Кремль, а вторая Земляной город. С северной стороны Кремля внизу под горою течет река Каменка и проходя далее обходит Земляной город с западной стороны, с прочих же сторон оныя части окружены иррегулярными валами и сверх сего при этом городе находятся восемь предместий и шесть экономических слобод".
Наконец в 1796 году Суздаль был сделан уездным городом вновь учрежденной Владимирской губернии, а в 1798 году перенесена из Суздаля во Владимир и епископская кафедра. Это административное унижение несомненно отразилось на дальнейшем положении Суздаля в ХIX столетии. С этого времени Суздаль окончательно "захудал", общественная жизнь в нем заглохла, торговля и промышленность ослабла, а вместе с тем упало и его материальное благосостояние. Железная дорога, построенная в середине XIX века, обошла город Суздаль стороной, за счет чего в городе не получила развития промышленность, что способствовало сохранению его исторического облика.

У Суздаля – счастливая и заметная в истории страны судьба. Хотя на протяжении веков город не раз разрушали, он страдал от пожаров и эпидемий, но вновь и вновь возрождался к жизни. Не было в России ни одного крупного исторического события, в котором не участвовал бы Суздаль или его граждане. Юрий Долгорукий, Александр Невский, Александр Суворов, Дмитрий Пожарский – эти и многие другие знакомые всем россиянам имена связаны с древней суздальской землей. По обилию памятников древнерусского искусства и сохранности своего старого внешнего облика Суздаль не знает себе равных и с полным правом считается городом-музеем.
Дата публикации - 14.02.2009

Список литературы: 1. К. С. Полунина, "Золотое кольцо России". М.: изд. "Советская Россия", 1982.

Закладки

| Еще