Интернет-портал по истории и генеалогии

История костюма:
Русский народный костюм. Обувь.

Русский народный костюм. Обувь.

1,2 - простые поршни; 3 - мягкая туфля; 4 - нижняя часть сапога; 5 - головка сапога с тиснением; 6 - зеленый сафьяновый сапог

1,2 - простые поршни; 3 - мягкая туфля; 4 - нижняя часть сапога; 5 - головка сапога с тиснением; 6 - зеленый сафьяновый сапог

Древнерусская обувь. Эволюционная таблица VIII-ХVI вв. (составлена М.А. Сабуровой).

Древнерусская обувь. Эволюционная таблица VIII-ХVI вв. (составлена М.А. Сабуровой).

Древнерусская орнаментированная обувь (составлена М. А. Сабуровой).

Древнерусская орнаментированная обувь (составлена М. А. Сабуровой).

Колодки

Колодки

1 - детская туфелька; 2 - то же, вид сзади; 3 - ее выкройка; 4 - подошва от простых мягких туфель; 5 - туфля; 6а,6б - часть ее выкройки; 7 - мягкая туфля; 8 - часть ее выкройки; 9а - простой поршень; 9б - ажурный поршень; 9в - то же

1 - детская туфелька; 2 - то же, вид сзади; 3 - ее выкройка; 4 - подошва от простых мягких туфель; 5 - туфля; 6а,6б - часть ее выкройки; 7 - мягкая туфля; 8 - часть ее выкройки; 9а - простой поршень; 9б - ажурный поршень; 9в - то же

1 - сапог (Ярославово Дворище 1948г.); 2 - ажурная туфля; 3,4 - вид той же туфли сзади и сверху; 5 - детская простая туфелька; 6 - поршень; 7 - полусапожок

1 - сапог (Ярославово Дворище 1948г.); 2 - ажурная туфля; 3,4 - вид той же туфли сзади и сверху; 5 - детская простая туфелька; 6 - поршень; 7 - полусапожок

Венецианов. Крестьянский мальчик.

Венецианов. Крестьянский мальчик.

Васнецов. Картина «Книжная лавочка», 1876 год.

Васнецов. Картина «Книжная лавочка», 1876 год.

Обувь, как часть костюма, изначально имеет множество самых разных назначений. Как и костюм, обувь каждого народа была особой и традиционной. Кроме защиты ног от механических повреждений и климатических условий, она выполняла опознавательную функцию этнического происхождения. Привычные формы и приемы изготовления передавались от поколения к поколению, отражая этническую историю народа и этнокультурные связи на разных этапах его развития.

Лапоть известен с древнейших времен. Под 985 годом летопись сообщает нам, что при победе Владимира над волжскими болгарами – «рече Добрыня Володимиру: съглядах колодник, оже суть вси в сапозех: сим дани нам не даяти, поидем искат лапотников». Очевидно, войны Владимира, воевавшие по всей Восточной Европе, имели дело преимущественно с лапотниками. Судя по материалам поздней этнографии лапти могли быть в виде туфель с невысокими бортиками, близких полесским лаптям прямого переплетения, и в виде глубоких закрытых туфель северного типа косого переплетения, известных в Новгородской земле. Крепились лапти с помощью длинных завязок - оборы, - пропущенных через борта лаптей и обматываемых вокруг ног. Под обувь ногу обматывали льняной «онущ», либо надевали шерстяные носки, которые называли «копытцем». Есть сведения, что монахи Киево-Печерского монастыря занимались производством и продажей «копытцев» и пряжей «волны».

По данным историков, плести лапти было делом трудным и долгим. В конце XVIII века академик Лепёхин подсчитал, что для крестьянина в год надобно было изготовить 50-60 пар лаптей! Сшивались они очень быстро. В летнюю пору за четыре дня, зимой - за десять. "В дорогу идти - пять пар лаптей плести",- говорится в известной поговорке. Ещё более впечатляющим выглядят затраты материала: на 50 лаптей требовалось всего 150 лутошек (липовых заготовок), каждая из которых была годна только если "содрана" с дерева возрастом не ранее 3-х лет. Деревья липы не успевали за потребностями деревенской России, вот почему к концу XVIII века на лапти стали использовать вяз, иву, лозу, а на севере - бересту.

Для праздников плелись лапти писаные: полосы лыка у таких лаптей были узкими, и из них мастера выплетали красивые узоры. Иногда вместе с лыком вплетали тесьму или красили отдельные лыковые полоски (например, лыко вяза держали в горячей воде, отчего оно розовело).

В письменных источниках слово «поршень» впервые встречается в Никоновской летописи под 1074 годом: «Егда же приспеаше зима и мрази лютый, стояше въ поръшьныхъ въ протоптанных». Простота изготовления и удобство носки, а также оптимальное соотношение цена-качество, делали эту обувь широко распространенной у многих народов. На территории нашей страны они известны на Украине, Кавказе и так далее.
Самой распространенный тип именуется «простые поршни». В Москве такая обувь встречается повсеместно. При раскопках на улице Ильинка удалось выявить фрагменты шести простых поршней различного размера. Они выкроены из трапециевидной или прямоугольной заготовки, по бокам которой проделан ряд прорезей для крепления ременной оборы.
Кроме простых поршней известны так называемые «ажурные поршни», найденные при раскопках Новгорода, Твери, Смоленска. В Москве, как и в городах названных выше, этот тип обуви встречается гораздо реже простых поршней, поскольку ажурные поршни, выполнявшие функцию парадной обуви, изготовлялись в меньшем количестве. Кроме того, ажурные поршни хуже сохраняются из-за обилия прорезей, делавшими их менее износоустойчивыми. К концу XIII века ажурные поршни вовсе выходят из употребления. Отныне функция выходной обуви переходит к сапогам.
В отличие от ажурных поршней, исчезнувших в Москве к началу XIV века, простые поршни существуют на протяжении всего средневековья. Размеры поршней самые разные, хотя в Москве чаще всего встречаются поршни небольшой величины (до 24 см), что позволяет говорить об их принадлежности к подростковой обуви. Поршни крупных размеров встречаются значительно реже. Возможно, покупка сапог подросткам, у которых еще растет нога, мог позволить себе не каждый горожанин.
Кожаные лапти. Кроме лаптей, изготовленных из растительного материала (лыка, бересты, вяза и т.д.), в Москве бытовали лапти, сплетенные из кожаных ремешков. В отличие от лыковых или берестяных лаптей, которые снашивались в течение пяти-семи дней, кожаные лапти были более износоустойчивы. Кожаные лапти, занимавшие промежуточное положение между обычными лаптями и кожаными поршнями уступали и тем и другим. Так, лапти из растительного материала были легче, удобнее в носке и существенно дешевле кожаных, а поршни, которые вряд ли были намного дороже, выглядели значительно привлекательнее и лучше держали влагу. («Обувь московской земли XII–XVIII вв», Осипов Д.О., 2006 год).

Кожаная обувь так же была довольно распространена. В Новгороде самой частой находкой при раскопках являются куски кожаной обуви. Возникновение и расцвет коженного дела, связан с обработкой шкур животных и изготовлением из них всевозможных изделий, были вызваны потребностями общества, а развивающееся скотоводство являлось необходимой сырьевой базой. И в деревне не была редкостью кожаная обувь, она часто встречается в крестьянских курганах. Обычно это обувь, сшитая из целого куска мягкой кожи – «прабошни черевьи». Обувь сандального типа называлась – «плесницы». Встречаются в раскопках и сапоги с жесткой подметкой и железными подковками.

Мягкие туфли – характеризуются мягким, свободным покроем и пришивной подошвой. По форме такие туфли напоминают современные пинетки, только с одним передним разрезом и стоячими или слегка отогнутыми бортиками. У большинства экземпляров такой обуви вокруг щиколотки был стягивающий кожаные ремешок, продетый через ряды вертикальных прорезей. Внешняя поверхность туфель была гладкой и покрыта узорами, нанесенными тиснением, вышивкой или резьбой. Полусапожки похожи на сапоги, только с более короткими голенищами. Задники полусапожек не были жесткими, так как в них отсутствовала твердая прокладка из кожи, бересты, луба.

Полусапожки были 2 видов:
1) Мягкие, состоящие из вытяжного верха и подошвы.
2) Полусапожки более сложного покроя с головкой, задником, голенищем и подошвой.

А всем нам известные валенки (="вάленцы") появились в Сибири только в XVIII веке, а в центральных регионах России - в XIX веке.
Дата публикации - 19.11.2008

Список литературы: 1. Изюмова С. А., "К истории кожевенного и сапожного ремесла Новгорода Великого". 2. Осипов Д. О., "Обувь московской земли XII - XVIII вв.", 2006 год. 3. Греков Б. Д., Артамонов М. И., "История культуры древней Руси.", 1951 год. 4. Стрекалов С., "Русские исторические одежды от X до XIII века.", СПб, 1877 год.

Закладки

| Еще