Интернет-портал по истории и генеалогии

Крепости, дворцы, здания:
Павловский вокзал

Павловский вокзал

Павловский вокзал. Открытка.

Павловский вокзал. Открытка.

Архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер.

Архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер.

Франц Антон фон Герстнер.

Франц Антон фон Герстнер.

Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге. Н. С. Самокиш. 1837.

Первый пассажирский поезд на Царскосельской железной дороге. Н. С. Самокиш. 1837.

Павловский вокзал. Художник Мартенс. Конец 1830-х гг.

Павловский вокзал. Художник Мартенс. Конец 1830-х гг.

«Воксал в Павловске». Литография К. К. Шульца с оригинала И. И. Мейера. 1845 год.

«Воксал в Павловске». Литография К. К. Шульца с оригинала И. И. Мейера. 1845 год.

Иоганн Штраус-сын. Десять сезонов подряд возглавлял в летние месяцы оркестр в Павловском вокзале.

Иоганн Штраус-сын. Десять сезонов подряд возглавлял в летние месяцы оркестр в Павловском вокзале.

Успех Иоганна Штрауса в Павловске. Рисунок 1856 года.

Успех Иоганна Штрауса в Павловске. Рисунок 1856 года.

Иоганн Штраус в Павловске. Гравированный рисунок Н. Степанова. 1850-е годы.

Иоганн Штраус в Павловске. Гравированный рисунок Н. Степанова. 1850-е годы.

Афиша концерта 30 августа 1865 г. в Павловске.

Афиша концерта 30 августа 1865 г. в Павловске.

Павловский музыкальный вокзал.

Павловский музыкальный вокзал.

Павловский вокзал и деревянный театр.

Павловский вокзал и деревянный театр.

Вокзал в Царском Селе до реконструкции. Открытка.

Вокзал в Царском Селе до реконструкции. Открытка.

Развозка пассажиров на вокзале в Царском Селе. Фотография. Конец XIX века.

Развозка пассажиров на вокзале в Царском Селе. Фотография. Конец XIX века.

Станция в Царском Селе после реконструкции 1904 года. Фотография. Начало XX века.

Станция в Царском Селе после реконструкции 1904 года. Фотография. Начало XX века.

При любом упоминании о Царскосельской железной дороге нельзя не вспомнить, хотя бы кратко, о Павловском вокзале, сыгравшем огромную роль в развитии музыкальной культуры России.

Когда Ф. А. фон Герстнер готовил проект Царскосельской дороги, он, прежде всего, думал о ее рентабельности и серьезно изучал проблему будущих перевозок. В пригородах Петербурга, тяготевших к строившейся линии, отсутствовали промышленные предприятия, поэтому на большие грузопотоки рассчитывать не приходилось. В качестве возможных грузов были предметы быта и обихода, скот, продукты сельского хозяйства, дрова, перевозимые в небольших количествах. Население Царского Села и Павловска составляло всего 6 тыс. человек и не могло существенно влиять на размеры пассажирского движения.

Взвесив все, Герстнер решил заинтересовать население столицы в поездках по дороге. Только это могло увеличить пассажирские потоки. Начал он с обращения к жителям Петербурга в одной из своих публикаций: «Здоровье есть первое и величайшее благо каждого человека; всякий благоразумный человек должен заботиться о сохранении оного... Но коротко лето в переменчивом климате Петербурга... Посему не справедливо ли будет утверждать, что ни в одной европейской столице жители не имеют такой нужды в проведении лета за городом, как в Петербурге».

И вот, для того чтобы вызвать у людей желание посещать пригороды, Герстнер решил открыть в Царском Селе и Павловске при станциях специальные гостиницы, где приехавшие могли бы отдохнуть, посидеть в буфете или ресторане, интересно провести время. Обе эти станции должны были выполнять одинаковые функции, но Царскосельская только частично справилась с задачами. Ее главная заслуга заключалась в том, что она способствовала расширению города и образованию нового района, расположенного между бульваром и железнодорожной линией. В первые годы работы дороги в одном из залов станции устраивались концерты, спектакли и танцевальные вечера, однако в связи с удалением от центра города и малыми размерами зала эти концерты большой популярности не получили и в дальнейшем не проводились. В 1841 году почти напротив станции за железнодорожными путями открылись Императорские скачки (ипподром), что увеличило поток пассажиров. В дни проведения скачек доход компании увеличивался. Чтобы еще больше привлечь петербуржцев, она построила со стороны ипподрома небольшую платформу и проложила к ней путь.

16 марта 1836 года Правление общества Царскосельской железной дороги объявило конкурс на составление проекта здания «воксала с гостиницей для пристанища и удовольствия публики», где уставшие от дел жители столицы могли бы получить «приятный отдых и разумные развлечения на лоне прелестной природы Павловского парка». (В числе удовольствий такого рода предусматривались балы, танцы, маскарады «и другие собрания».) За лучший проект здания «величественного и достойного своего назначения» объявлено было вознаграждение в 20 000 рублей ассигнациями. Из представленных одиннадцатью русскими и двумя немецкими архитекторами проектов великий князь Михаил Павлович (заботившийся «об обоюдной выгоде» Правления и Павловского городского правления, а также благоволивший к немцам) выбрал проект берлинских архитекторов Штарка и Штюлера. Но так как постройка здания по их проекту намного превышала намеченную сумму, пришлось принять проект петербургского архитектора А. И. Штакеншнейдера.

7 июля 1836 года приступили к постройке здания «воксала» под руководством автора проекта и его помощника архитектора Ф. И. Руска. В этот же день в своем отчете Герстнер писал: «Здание строится полукружием на протяжении 350 футов и состоит из круглого зала 35 фут в поперечнике, из большага зала, коего одна ось имеет в длину 119, другая 63 фута: этот зал предназначается для балов, концертов и вместе столовою; по сторонам два меньших зала, длиною в 35 фут, шириною в 21 фут; далее 3 зимних сада, в обоих флигелях 40 жилых комнат для найма и 12 комнат для хозяина гостиницы с прислугою. Паровая машина, силою в 8 лошадей поднимает воду в водоем, устроенный в крыше здания; в одной части онаго процеживается и проводится трубами в разные отделения дома, из другой же части идет в кухню и в водоемы. Сверх того, паровая машина приводит в движение фонтан в большом зале и два других фонтана вне здания. От железной дороги ведет к этому дому галерея в 32 сажени длиною и 2 сажени шириною, дабы приезжающие не встречали неудобства от дождя и снега. Другая круглая галерея, в 40 сажен длиною, идет около двух флигелей, внутри оных, для удобства публики в летнее время». К концу сентября «огромный павильон» вчерне был готов. Он, как и задумывалось, состоял из круглой «прихожей», зала для обедов, балов и концертов, двух «меньших» зал, двух зимних садов; в двух флигелях находилось 40 комнат для приезжающих. Опоясывавшая здание круглая галерея предназначалась для «потребления публики в летнее время». Специальный проход соединял вокзал с железнодорожной платформой. В большом зале предполагалось поместить «знаменитый механический оркестр» «аполлоникон», построенный английским «художником-механиком» Робсоном. Однако обильные дожди осенью 1836 года намочили строевой лес, и отделка здания затянулась до начала следующего года.

Открытие Павловского вокзала состоялось 22 мая 1838 года. С первых же дней он стал излюбленным местом отдыха петербуржцев. Большое красивое здание, получившее название «Воксал», располагалось в прекрасном парке, где было приятно отдохнуть. Около него находился небольшой сад с фонтанами и эстрадой для оркестра. Внутри центральной части «Воксал» имел два буфетных зала и один большой — для обедов, балов и танцев. В боковых флигелях находились комнаты для отдыхающих и прислуги.

Известный в те годы драматург и поэт Н. В. Кукольник в письме композитору М. И. Глинке восторженно отмечал: «Для меня железная дорога — очарованье, магическое наслаждение. В особенности была приятна вчерашняя поездка в Павловский вокзал, вчера же впервые открытый для публики... Вообрази себе огромное здание, расположенное в полукруге с открытыми галереями, великолепными залами, множеством отдельных нумеров, весьма покойных и удобных...»

Еще раз хочется повторить, что слово «вокзал» своим происхождением обязано Павловску. Это измененное английское название увеселительного заведения с садом и залами для балов и концертов в пригороде Лондона (Vauxhall), не имевшего никакой связи с транспортом. В Павловске же подобное заведение открылось при железной дороге. В дальнейшем это название распространилось на все пассажирские здания железнодорожных станций.

Железная дорога проходила через парк, и в конце пути паровоз въезжал на крутящийся помост. Здесь несколько крепких мужиков разворачивали его и подкатывали к последнему вагону, который теперь становился первым, и весь состав отправлялся в обратный путь.

Первоначально музыка в вокзале имела второстепенное значение, она звучала во время обедов, на балах и танцах, причем оркестр располагался на хорах, так как эстрады в помещении не было. На открытой же эстраде в саду в определенное время играл военный духовой оркестр. К осени, когда количество приезжавших стало уменьшаться, администрация дороги для увеличения интереса публики пригласила в Павловск хор московских цыган под управлением О. И. Соколова, которые давали концерты до конца года, а с 5 января 1839 года там начал выступления первый профессиональный оркестр из 18 человек под руководством Й. Германа. Он исполнял известные тогда произведения, в том числе «Вальс-фантазию» М. И. Глинки, весьма популярный и одно время даже называвшийся «Павловским вальсом».

В январе 1844 года в здании вокзала произошел пожар, почти полностью его уничтоживший. Но, само здание было застраховано сразy в четырех разных компаниях на сумму более 85 тысяч серебром. Поэтому здание воссоздали по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера в чрезвычайно короткий срок — за три с половиной зимних месяца. Открытие восстановленного вокзала состоялось 13 мая 1844 года.

Чтобы привлечь возможно большее количество пассажиров, администрация дороги стала приглашать для выступлений известный дирижеров, инструменталистов, вокалистов, устраивать благотворительные концерты. Слава о них распространилась не только в столице России, но и за рубежом. Знаменитые артисты считали за честь выступить на концертах в Павловске.

Бесплатные концерты, за исключением благотворительных вечеров и бенефисов, привлекали многих дачников, причем разных сословий. Таким обилием посетителей не могла похвастаться ни одна концертная эстрада ни в Петербурге, ни в других городах. Снимать дачи в Павловске и его окрестностях стало престижно, хотя стоили они дорого. Газеты писали: «Павловск считается первой аристократической колонией, зато и цены там чудовищны. В улицах, прилегающих к большому саду (парку), за три комнаты с мебелью платили 360 рублей, т. е. такую сумму, за которую в Галерной гавани можно купить целый дом». Один корреспондент спрашивал: «Отчего же такое счастье Павловску, когда другие гульбища пользуются обыкновенно кратковременным благом? — И сам отвечал: — Оттого... что с Павловским вокзалом соединяются удобства, каких лишены другие загородные петербургские гуляния... вы без всяких хлопот и суетни... садитесь в карету, в линейку, куда вам угодно, и не пройдет часа... вы уже там, пронеслись 25 верст...»

Все это активизировало в Павловске и его окрестностях дачное строительство: вырастали дома на пустырях, к существующим домам прилаживались дачные флигеля, возникали новые районы; город местами, особенно у железнодорожной станции, начал наступать на территорию парка; открывались гостиницы, торговые заведения, спортивные площадки. Павловск привлекал на лето многих сановников, деятелей науки н искусства. Там жили А. П. и К. П. Брюлловы, П. К. Клодт, И С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, И. И. Панаев, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи и многие другие.

Летний сезон 1856 года открылся выступлением оркестра на 30 человек под управлением И. Штрауса. Десять сезонов подряд прославленный композитор и дирижер возглавлял в летние месяцы этот оркестр.На непродолжительное время он приезжал сюда в 1869 и 1886 гг. Администрация дороги окончательно убедилась, что Павловский вокзал приобрел новую форму своей деятельности — концертную. Теперь ресторан имел второстепенное значение, главным фактором привлечения пассажиров стала музыка.

Зимой 1860/61 года перепланировали центральную часть здания: из нее в боковой флигель убрали ресторан, зал расширили и соорудили постоянную эстраду. Работы велись по проекту и под наблюдением архитектора А. В. Петцольда.

Окончательная переориентировка на серьезную музыку произошла при дирижере Н. В. Галкине, который руководил концертами в Павловском вокзале в 1892-1903 гг. К этому времени состав оркестра увеличился до 100 человек. За дирижерским пультом стояли прославленные музыканты: А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр, А. П. Асланов, В. А. Дранишников, Н. А. Малько, Д. И. Похитонов; здесь состоялись одни из первых выступлений С. С. Прокофьева. В концертах принимали участие знаменитые вокалисты Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, Н. Н. Фигнер, М. И. Фигнер, А. Д. Вяльцева, балерины Е. М. Люком, М. Ф. Кшесинская.

В 1876 году произошло еще одно событие в жизни Павловской станции и города: 18 мая недалеко от вокзала открылся летний (деревянный) театр на 900 мест («Театр при Павловском воксале»). Проектировал его архитектор Н. Л. Бенуа. Театр был построен на средства железнодорожной компании за короткий срок — 10 месяцев. Со временем он превратился в филиал знаменитого Александринского театра в Петербурге. Здесь ставились драматические спектакли, а также оперы и балеты, в них выступали М. Г. Савина, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, В. Ф. Комиссаржевская, Е. М. Грановская, В. А. Мичурина-Самойлова, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, П. В. Самойлов, Ю. М. Юрьев, Л. С. Вивьен.

После перехода Царскосельской линии в собственность Общества Московско-Виндаво-Рыбинской дороги влияние деятельности вокзала и театра на бюджет дороги стало незначительным. Тем не менее, традиции, сложившиеся в течение шестидесяти с лишним лет, бережно поддерживались и новыми хозяевами дороги. Наибольшего расцвета павловские концерты достигли в 1912 году.

В 1930-х годах здание театра в Павловске сгорело, а в годы Великой Отечественной войны фашисты уничтожили и Музыкальный вокзал.

Широкая просветительская деятельность на Царскосельской железной дороге заметно повлияла на развитие музыкальной культуры в России. Павловский музыкальный вокзал практически был первой русской филармонией.

Подобная же роль была уготована вокзалу в Царском Селе. Поэтому будет уместно сказать несколько слов и об этом вокзале, здание которого возводилось одновременно со строительством самой дороги.

Здание станции в Царском Селе было построено по проекту архитектора Гаспаре Фосатти и было решено в стиле английской готики. Это было двухэтажное, увенчанное башней с часами, каменное строение, к которому с обеих сторон примыкали деревянные флигели в один этаж. Общая высота была около 20 метров. Над платформами был устроен навес. Любопытно, что башенные часы, имевшие циферблаты со всех сторон, в темное время суток освещались газовыми светильниками. Помимо служебных помещений, в здании располагались: большой зал для концертов и балов, гостиничные номера, ресторан и т. д.

В 1864 году был произведен капитальный ремонт станции. В 1902 году началось строительство участка железной дороги Царское Село — Дно, что потребовало расширения вокзала. Работы производились по проекту архитектора С. А. Бржозовского. Было разобрано старое строение, и на прежнем фундаменте возведено новое здание. Были сохранены только стены центральной части. По краям платформ были проложены два подземных перехода под путями. В это же время в конце платформы, со стороны Петербурга, был построен деревянный Великокняжеский павильон.

Современное здание вокзала в городе Пушкине было построено в 1948-1950 годах по проекту ленинградских архитекторов Е. А. Левинсона и А. А. Грушке. Комплекс вокзала, выполненный в стиле русского классицизма, состоит из главного корпуса и трех павильонов, вытянувшихся по одной линии. В центральной части вокзала — кассовый зал и служебные комнаты, в боковых крыльях — зал ожидания и ресторан. На фасаде здания в медальонах — барельефные портреты учителей и друзей А. С. Пушкина: В. А. Жуковского, Н. М. Карамзина, Г. Р. Державина, В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, П. Я. Чаадаева. В зале ожидания в нише установлена бронзовая статуя Пушкина работы скульптора М. Г. Манизера. Над статуей — рельефные строки: «Этот вокзал построен на месте разрушенного немецко-фашистскими захватчиками и открыт в стопятидесятилетнюю годовщину со дня рождения А. С. Пушкина».

В зале ресторана стена за буфетной стойкой облицована фарфоровыми плитами с выполненными в рельефе и расписанными красками гирляндами, венками и букетами роз. Литые фарфоровые плиты изготовлены на заводе имени М. В. Ломоносова. В разработке плит, кроме архитектора Е. А. Левинсона, принимали участие технолог Г. Л. Ефремов и скульптор-модельщик Л. Г. Семенов.

От полуциркульной Привокзальной площади радиально расходятся три основные магистрали города Пушкина, которые связывают вокзал с городом.
Источники: 1. Фролов А. И. Санкт-Петербург от А до Я. Вокзалы. - СПб.: Издательство «Глагол», 2008. - 160 с.: ил.
Дата публикации - 18.12.2010

Закладки

| Еще