Интернет-портал по истории и генеалогии

История Испании:
Первые сведения об Испании - Иберы

Первые сведения об Испании - Иберы

3 тысячелетие до н.э. - 2 тысячелетие до н.э. - 1 тысячелетие до н.э
Иберийский полуостров, 1-е тысячелетие до н.э.

Иберийский полуостров, 1-е тысячелетие до н.э.

Декоративная иберийская ваза. Музей Сарагосы.

Декоративная иберийская ваза. Музей Сарагосы.

Первые свидетельства об Испании появляются не от самих коренных жителей Иберийского полуострова, а от чужеземцев. Самыми первыми жителями полуострова были иберы (отсюда и название полуострова), которые проживали на территории современной Испании примерно с 3 тысячелетия до н.э. Иберийские племена описывали и греки, и финикийцы, и карфагеняне, и римляне. Собственно название «иберы» впервые упоминается греческим путешественником Сцилаксом (VI век до н.э.). Позже иберов на полуостров пришли кельты, оставившие гораздо больше известий о себе. Впервые о них упоминает греческий путешественник Пифей в IV веке до н.э. Впоследствии кельты и иберы отчасти смешаются, образовав кельтиберов. По сведениям древних авторов, которые населяли Испанию уже после прихода туда кельтов, на Иберийском полуострове проживали следующие народности:

    01. Гальеги или галисийцы (занимавшие территорию Галисии)
    02. Астуры (Астурия)
   03. Кантабры (Кантабрия, это территория на севере Испании между рекой Вильявисьоса и Кастро Урдиалес)
    04. Аутригоны (сегодняшняя территория страны Басков)
    05. Вардулы (Наварра)
    06. Васконы (район Уэски в Арагоне)
    07. Илергаконы (Каталония)
    08. Баргусии (Каталония) 09. Лаэтаны (Каталония)
    10. Суэсетаны (Каталония)
    11. Конретаны (Каталония)
    12. Индигеты (Каталония)
    13. Эдетаны (Валенсия и отчасти Кастельон и Сарагоса)
    14. Турдетане (Аликанте и Мурсия)
    15. Турдулы (центральная и восточная Андалусия)
    16. Лузитане (Эстремадура и Португалия)
   17. Ваккеи – «самый могучий из иберских народов», по словам одного греческого автора (Старая Кастилия)
    18. Кельтиберы (Новая Кастилия и Арагон)
    19. Ветоны (область между рекой Дуэро и Гвадианой, Эстремадура, Саламанка, Авила)
    20. Карпетаны (Толедо, Гвадалахара, Мадрид)
    21. Оретаны (Сьюдад Реал)

    Очень сложно выделить культуру именно иберского народа, так как смешение с кельтами произошло до прихода на полуостров греков и финикийцев, которые могли бы передать сведения о социальной жизни и быте иберов.

    Собственно происхождение иберов доподлинно неизвестно, есть несколько версий. Многие древние испанские историки придерживались версии, что иберы или сипаны – это народ Тубала, сына Иафета или его потомков, и что поэтому они происходят непосредственно от иудейского народа. Это мнение основано на тексте историка Иосифа Флавия.
    Сейчас одни историки предполагают, что иберы пришли со средиземноморского побережья, другие, что из Северной Африки, либо вообще образовались на территории полуострова.
    Существует предположение о большом образовании иберов, живших в Испании, Северной Африке, Южной Франции и Северной Италии – Иберо-Ливийской империи. Эта империя боролась за господство в Средиземном море с египтянами и финикийцами, торговала с хетами (народ Малой Азии), пока не была разбита финикийскими колонизаторами, и, в итоге, распалась.
    Вероятнее же, что все племена и народности Иберийского полуострова жили в тот период независимо друг от друга и, вследствие трудности сообщений (обусловленных разнообразной и сложной географией Пиренейского полуострова) и свойственной той эпохе общей тенденции человеческих групп к изоляции, едва поддерживали связь друг с другом. Взаимосвязи устанавливались лишь в тех случаях, когда те или иные племена оказывались соседями, если только торговля и войны не приводили различные группы населения к сближению. В последнем случае они создавали союзы, охватывавшие обычно много племён. Так, лузитане представляли собой союз, состоявший из тридцати народов или племён, гальеги – союз, в который входило сорок племён.

    У каждого племени имелись свои боги, и, вероятно, их было очень много. Известно, что некоторые считались более важными. Вероятно, это были боги племенных федераций или отдельных больших и влиятельных племён. Именно такими богами были, повидимому, Нетон и Баудваэт, боги войны, Эндовелик, Юнили Юновис – верховное божество и богиня Атаэсина. Были местные боги, такие, как богиня-Мать в Клунии и бог-Солнце в Бадалоне, особые божки, покровительствовавшие определённому классу или профессии (например, Луговес – покровитель сапожников). Богам посвящались особые праздники, с пляской и хором. Повидимому, почитали также и Луну. Известно, что лузитане обрекали на заклание богам людей (пленников) и животных и гадали по внутренностям жертв.
    В культурном отношении племена весьма резко отличались друг от друга. У турдетан и турдулов, весьма богатых и высоко развитых племён, живших в Андалусии, сельское хозяйство, ремёсла и торговля стояли на очень высоком уровне. О них шла слава как о народе просвещённом и мудром. Эти племена имели свою письменность, летописи, поэмы, легенды и исчисляли тысячелетиями свою историю. Однако все эти памятники, так же как и литературные произведения других иберских народов, утрачены.
    Другие племена, как, например, гальеги, астуры, кантабры, находились в полудиком состоянии, бедные, но в то же время сильные и суровые, с достаточно жестокими традициями. Вообще, наиболее отсталые племена располагались в центре полуострова, а прибрежные (Средиземноморское побережье) имели высокую культуру за счёт постоянных связей с другими, гораздо более высокоразвитыми цивилизациями.
    Иберы имели свой язык (иберский язык), который относился к средиземноморским языкам, и свою письменность (иберская письменность), на которую впоследствии сильное влияние оказал греческий язык, а первоначально иберское письмо, возможно, было позаимствовано у финикийцев. Надписи на иберском языке сохранились на камнях, монетах и металлических изделиях.

    Почти все связанное с иберами, что сейчас находят археологи, уже несёт на себе отпечатки влияния финикийцев и греков, так что описать быт иберов сложно не только из-за смешения с кельтами.
Автор - Михаил Мызгин
Дата публикации - 29.01.2009

Список литературы: 1. Рафаэль Альтамира-и-Кревеа, «История Испании». – М.: Издательство иностранной литературы, 1951. 2. А. Р. Корсунский, «История Испании IX – XIII веков». – М.: «Высшая школа», 1976. 3. В. К. Пискорский, «История Испании и Португалии». – СПб: акц. общ. «Брокгаузъ-Ефронъ», 1909.

В статье использованы фотографии из следующих источников: 1. http://es.wikipedia.org/wiki/Ibero

Закладки

| Еще