История Испании:
Испания в период авторитарного режима Франсиско Франко (1939-1975)
Испания в период авторитарного режима Франсиско Франко (1939-1975)

Франсиско Франко

Хосе Антонио Примо де Ривера

Хосе Мария Хиль Роблес

Хосемария Эскрива, основатель Опус Деи и лидер организации до 1975 года.

Луис Карреро Бланко

Граф Барселонский Хуан, его жена Мария де лас Мерседес и их четверо детей, среди которых будущий король Испании Хуан Карлос I.

Карлос Ариас Наварро

Хосе Хираль, глава республиканского правительства в изгнании.

Франсиско Франко в 1969 году.
Социальная основа и идеологическая доктрина франкизма. Политическая система франкистского режима
Авторитарный франкистский режим утвердился в Испании в результате кровопролитной, разрушительной Гражданской войны. Огромные людские потери, многочисленные человеческие драмы и моральный надлом общества серьезно затруднили процесс национального примирения. Трагедия Гражданской войны долгие годы оставалась в коллективной памяти испанцев. Основные политические процессы в стране были в той или иной степени производными от итогов Гражданской войны. В экономическом плане послевоенная Испания была отброшена на несколько десятилетий назад. Тем не менее франкистский режим просуществовал без малого 40 лет. Это был один из самых продолжительных периодов авторитарного правления в современной истории Западной Европы. После окончания Второй мировой войны, определившей новые ориентиры европейского и мирового развития, Испания фактически находилась в изоляции, что затрудняло хозяйственное восстановление страны и возвращение ее в систему международных отношений в качестве полноправного актора.В 30-е-40-е годы испанская реакция под антиреспубликанскими и антикоммунистическими знаменами объединила неоднородные в социально-политическом отношении силы: финансовую и земельную олигархию, верхушку армии и церкви, представителей значительной части средних слоев города и деревни. Франкистский режим, защищая их интересы, создавал благоприятные возможности для обогащения этих категорий граждан, в том числе и мерами государственно-монополистического регулирования.
Диктатура Ф. Франко воцарилась в стране 1 апреля 1939 г. Ее опорой были армия, репрессивные органы и созданная в 1937 г. фашистская партия «Испанская фаланга». Демократическая конституция 1931 г. перестала действовать. Были запрещены все поддерживавшие республику политические партии и профсоюзные объединения, отменено большинство реформ, осуществленных Народным фронтом. Судебные органы в период франкизма функционировали на основе чрезвычайного законодательства военного времени. Сложившаяся в стране политическая система была ориентирована на охрану режима и его институтов. Во многом по образцу фашистской Италии государство в Испании было организовано как «корпоративное, централизованное, патерналистское». Его отличительными чертами были территориальное единство страны и жесткая вертикаль государственного управления, где, разумеется, не было места ни региональной автономии, ни идее этнокультурной идентичности народов, населявших страну.
Колоссальная власть, которую сосредоточил в своих руках Ф. Франко в годы Гражданской войны, получила «легитимный» статус согласно обнародованному 8 августа 1939 г. закону. 9 августа было сформировано второе правительство Ф. Франко (первое франкистское правительство действовало до августа 1939 г.). В его состав диктатор включил представителей высшего командного состава армии, нескольких карлистов и клерикалов. В идеологическом плане с 1939 по 1942 г. ключевая роль в формировании политической системы страны принадлежала фашистской партии «Испанская фаланга». Программа «Испанской фаланги» включала следующие пункты: формирование так называемых «вертикальных» профсоюзов, на принудительно-корпоративных началах объединявших предпринимателей, служащих и рабочих; учреждение молодежных, студенческих и женских ассоциаций, деятельность которых была проникнута идеями испанского национализма и франкизма; создание мощного пропагандистского и цензурного аппарата, способного подавлять любые демократические проявления в политике, прессе, литературе, искусстве и навязывать идеи франкизма всем слоям испанского общества.
В 1941 г. испанские фалангисты разработали проект закона об организации государства, во многом копирующего корпоративный тоталитаризм итальянских фашистов. Однако Ф. Франко отверг этот законопроект, посчитав, что в нем не учтена в должной мере национал-традиционалистская специфика Испании. Необходимо подчеркнуть, что с первых дней существования (вплоть до 1975 г.) франкистский режим не представлял собой организационно-идейного «монолита», напротив, в его базовых структурах постоянно имели место соперничество и откровенная конфронтация между различными группировками со своими узкокорыстными интересами либо же боровшимися за сферы влияния. Этим соперничеством умело пользовался диктатор для достижения собственных целей, прибегая к тактике «взаимных сдержек и противовесов», в частности путем кадровых перестановок. В августе 1942 г. он сформировал новый кабинет министров. В составе кабинета фалангисты были представлены в меньшем количестве, чем раньше. Такой «маневр» свидетельствовал о стремлении Ф. Франко снизить чрезмерное политическое влияние, которое обрела «Испанская фаланга» после окончания Гражданской войны.
Декретом от 17 июля 1942 г. были созданы Кортесы, выполнявшие лишь совещательные функции. 438 депутатов Кортесов называли прокурадорами. Членами Кортесов являлись министры, члены Национального совета «Испанской фаланги», председатели Верховного суда и Военного трибунала, мэры 50 провинциальных столиц, ректоры университетов, крупные правительственные чиновники и др. Глава государства назначал в Кортесы 50 прокурадоров из лиц, занимавших высокое положение в военной, административной, духовной или социальной сферах. Франкистские Кортесы являлись собранием крупных государственных и партийных служащих, готовых верой и правдой служить авторитарному режиму.
Правительство (Совет министров) возглавлял Ф. Франко. Никакие законопроекты не могли быть внесены в Кортесы без согласия правительства. Диктатор обладал правом вето относительно любого принятого Кортесами законопроекта. Министры назначались и смещались также лично Франко. Он же назначал губернаторов 50 провинций, высших чиновников, судей, генералов, адмиралов, давал согласие на перемещение лиц духовного звания в структуре католической церкви. Католическая религия была объявлена государственной. Духовенство получало из государственной казны жалованье.
В каждой отрасли хозяйства функционировал центральный отраслевой профсоюз, которому подчинялись его провинциальные и местные отделения. Отраслевые профсоюзы (их было 26) имели «вертикальную» структуру, т.е. включали владельцев предприятий, административный персонал, служащих и рабочих. Во главе отраслевого профсоюза, обладавшего административными полномочиями, стоял делегат, назначаемый правительством. В свою очередь профсоюзный делегат подчинялся министру правительства. Административный аппарат профсоюзов также не был выборным, а назначался правительством. Государство строго регламентировало производство, уровень заработной платы, цены и снабжение. Для создания нового промышленного предприятия было необходимо административное решение.
Местное самоуправление, существовавшее во времена Второй республики, было упразднено. Власть на местах осуществляли лица, назначаемые правительством: в провинциях — губернаторы, в муниципальных округах и крупных городах — алькальды.
Политический террор в отношении своих противников франкизм дополнял идеологическим террором. Верность идеалам «крестового похода против коммунизма» рассматривалась режимом как основополагающий принцип внутренней и внешней политики страны. В основе франкизма как идеологической доктрины, навязанной режимом испанскому обществу, лежали антидемократизм, авторитаризм, антикоммунизм, антисемитизм, клерикализм, фашиствующий национализм, патерналистская элитарность, государственный централизм. Прослеживались в нем традиционалистские1, монархические и религиозные концепции, развиваемые на протяжении XIX-XX вв. такими идеологами реакции и консерватизма, как М. Менендес Пелайо, Р. де Маэсту, Х.А. Примо де Ривера, А. Эррера, Х.М. Хиль Роблес и др. Франкизм аккумулировал все эти идеи и взял на вооружение испанский традиционализм, идеализацию «самобытности» Испании, тему «единой и неделимой» Испании, экзальтированное провозглашение единения испанцев перед лицом классовой борьбы, фетишизацию армии как гаранта стабильности режима.
Франкизм был пронизан идеями каудильизма — реакционного идейно-политического течения, оправдывавшего установление тоталитарного государственного правления во главе с признанным общенациональным лидером, наделенным политической и военной властью. Каудильизм еще в конце XIX — начале XX в. подпитывался политической и социально-экономической нестабильностью, порожденной деградацией монархического режима, олигархическими методами правления в стране и попытками армейской верхушки активно вмешиваться в политические процессы. Диктатура генерала М. Примо де Риверы и создание фашистской партии (1933) во многом отвечали идеологическим постулатам каудильизма. После прихода к власти Ф. Франко каудильизм в Испании фактически узаконили, а самого диктатора официальная пропаганда в период с 1939 по 1975 г. преподносила как «спасителя нации и государства». В течение этого времени совмещавший посты главнокомандующего Вооруженными силами, главы государства и правительства Ф. Франко официально именовался «божьей милостью каудильо Испании, ответственный перед Богом и историей». Таким образом, франкизм противопоставил себя идеям просвещения, демократии, либерализма, коммунизма, социал-демократии и масонства.
Поражение гитлеровской Германии во Второй мировой войне поставило под угрозу существование в Испании диктаторского режима и франкистской идеологии. Ф. Франко предпринял энергичные меры с целью адаптации страны к новой международной обстановке. В июле 1945 г. он сформировал новое правительство, в котором ведущую роль стали играть представители клерикальных кругов (М. Артахо, Х.М. Фернандес Ладреда, X. Руис Хименес). Из официальной пропаганды были «изъяты» наиболее одиозные постулаты фашистского толка. В политическую систему были «внесены» демократические элементы (в большей степени для видимости и особенно для успокоения общественного мнения в демократических странах). В частности, в 1945 г. был обнародован документ под названием «Фуэро испанцев», в котором декларировались права испанского народа, но механизм правовых гарантий или реализации этих прав в «Фуэро», естественно, отсутствовал. Тогда же «каудильо Испании» подписал закон о национальном референдуме, согласно которому глава государства обладал правом выносить на общенациональный референдум законопроекты, предлагаемые Кортесами.
В 1947 г. в соответствии с законом о наследовании главы государства Испания формально была провозглашена монархией, но установление королевской власти должно было произойти после смерти Ф. Франко, который был объявлен пожизненным правителем. Закон предусматривал создание Королевского совета из представителей генералитета, высшего духовенства и чиновничества. По представлению этого органа и правительства, в случае смерти Ф. Франко или его ухода в отставку, Кортесы должны были избрать короля (из династии испанских Бурбонов) или регента.
В 50-е—60-е годы авторитарный режим сумел расширить свою социальную базу. К традиционным сторонникам франкизма — земельной аристократии, промышленной олигархии, высшим армейским, чиновничьим и клерикальным кругам — присоединилась «новая» буржуазия, сумевшая обогатиться за счет правительственных субсидий, государственных заказов и элементарных спекулятивных сделок. Новые возможности для роста личного благосостояния открывала для себя средняя городская и сельская буржуазия.
Экономический бум 60-х и первой половины 70-х годов в стране укрепил позиции «новой» испанской буржуазии, но одновременно усилил ее недовольство экономической политикой режима. Предприимчивая часть испанской буржуазии жаждала реформ. В этих условиях конфликт между государственным авторитаризмом и динамичной рыночной экономикой принял острые формы. Франкизм пытался выйти из создавшейся ситуации путем либеральных новаций в социальной области и включения в систему государственного управления технократов из религиозно-политической организации «Опус деи» («Божье дело»)2.
Произведенные в 1957 г. перестановки в кабинете министров свидетельствовали о том, что Ф. Франко сделал ставку на технократическую олигархию, ядром которой являлись представители «Опус деи» во главе с Л. Лопесом Родо. Правительство технократов пользовалось поддержкой ближайшего сподвижника Ф. Франко адмирала Л. Карреро Бланко, игравшего все более заметную роль в политической жизни страны. Новый кабинет взял курс на модернизацию страны при сохранении принципов, на которых базировался правящий режим.
Кроме реформирования экономики, обновленческая деятельность технократических правительств в период с 1957 по 1965 г. проявилась и в других направлениях: определенной модернизации самого режима, повышении эффективности центрального госаппарата и административных структур провинциального и муниципального уровней. В 1967 г. Ф. Франко «под давлением» Л. Карреро Бланко и министров-технократов согласился с принятием Органического закона о государстве. В соответствии с законом было произведено разделение постов главы государства и главы правительства, проведена частичная реформа Кортесов, определены возможности для создания политических ассоциаций, правда, при условии, что они разделяют основные принципы национального движения, т.е. франкизма. С 22 июля 1969 г., по предложению Ф. Франко, в случае его кончины преемником главы государства объявлялся принц Хуан Карлос Бурбон (нынешний король Испании Хуан Карлос I3), который на следующий день принес присягу на верность Ф. Франко и отечеству.
В 1969 г. был сформирован новый кабинет министров, ключевой фигурой которого стал адмирал Л. Карреро Бланко. Несмотря на успехи в экономической сфере, в целом правительство Л. Карреро Бланко придерживалось консервативного курса, что проявилось в ограничении политических преобразований. Реформаторские силы в новом кабинете получили название апертуристы.
В 1973 г. Ф. Франко по причине ухудшения здоровья был вынужден временно (на период лечения) передать управление страной адмиралу Л. Карреро Бланко. Адмирал произвел перестановки в кабинете министров, включив в него представителей различных политических секторов из числа франкистов. Однако этот состав правительства не приступил к работе. 20 декабря 1973 г. в Мадриде Л. Карреро Бланко был убит боевиками баскской подпольной организации ЭТА.
После гибели Л. Карреро Бланко каудильо назначил председателем правительства К. Ариаса Наварро4. В состав нового кабинета вошли представители тех секторов, которые составляли опору режима, за исключением технократов из «Опус деи». На первом этапе своей деятельности К. Ариас Наварро разработал и представил на рассмотрение Кортесов план реформ, нацеленных на демократизацию процедуры избрания глав местных администраций, упрощение бюрократических препятствий при создании политических ассоциаций, расширение полномочий официальных профсоюзов, разграничение полномочий между государством и церковью и ряд других. Большей частью планы К. Ариаса Наварро остались на бумаге.
Политический курс, который проводил К. Ариас Наварро, консервативный по сути, вызвал критику со стороны реформаторских кругов франкизма. В знак несогласия с К. Ариасом Наварро в отставку подали два министра правительства: министр информации и туризма Пио Кабанильяс и министр финансов Баррера де Иримо. Даже в среде убежденных франкистов все громче раздавались голоса, требовавшие конкретных мер по реформированию страны. Идеологический и политический кризис, переживаемый режимом, обострился в результате болезни и смерти каудильо 20 ноября 1975 г.
Следует отметить, что политический режим, созданный Ф. Франко после падения Второй республики, и система власти периода 1975-1978 гг. при внешней схожести политических институтов и властных атрибутов существенно отличались друг от друга. На первом этапе существования режима в его структурах, методах правления и официальной пропаганде явно прослеживалось влияние германского нацизма и итальянского фашизма. После разгрома фашизма в ходе Второй мировой войны Ф. Франко и его окружение начали быстро приспосабливаться к меняющимся внутренним и внешним условиям. Этот процесс «приспособленчества» продолжался и в 50-е-60-е годы. Поэтому чрезвычайно затруднительно дать краткую и исчерпывающую дефиницию франкистского режима в целом. Если с 1939 г. по 1945 г. по форме и методам правления Испания представляла собой военно-тоталитарную диктатуру фашистского толка, то в дальнейшем, вплоть до 1957 г., в «рецептуре» власти преобладал авторитаризм, идеологически подпитываемый постулатами франкизма и католицизма. С 1957 г. франкистский авторитаризм постепенно смыкался с олигархической технократией. Позднее идеологи франкизма характеризовали эти изменения как «самобытный» путь Испании, которая стремилась к устойчивому социально-экономическому развитию и в тоже время ревностно охраняла национальные традиции и, разумеется, религию. Тем не менее на протяжении 36 лет вся полнота политической власти находилась в руках одного Ф. Франко.
Противодействие франкистскому режиму. Возникновение баскской сепаратистской организации ЭТА
После окончания Гражданской войны представители различных антифранкистских сил (коммунисты, социалисты, республиканцы, баскские и каталонские националисты, профсоюзные лидеры и др.) прилагали усилия для восстановления в подполье своих организационных структур и развертывания борьбы против авторитарного режима. Возлагались также надежды на содействие демократических государств Запада, одержавших победу над германским нацизмом и итальянским фашизмом. До 1949 г. на территории Испании действовали партизанские отряды, состоявшие преимущественно из коммунистов. Однако расчеты на то, что после окончания Второй мировой войны фашистский режим Ф. Франко будет уничтожен, не оправдались. Более того, в 50-е годы франкистский режим сумел укрепить свои позиции как внутри страны, так и на международной арене. В связи с этим антифранкисты были вынуждены строить свою стратегию борьбы, исходя из долгосрочной перспективы.Главной оппозиционной силой франкизму в 50-е-60-е годы стали рабочий класс, демократическая интеллигенция и студенческая молодежь. В конце 40-х — начале 50-х годов состоялись первые крупные выступления испанцев, проходившие под экономическими лозунгами. Массовые выступления и забастовки трудящихся «расшатали» и привели к краху одну из важнейших опор режима — «вертикальные» профсоюзы, в принудительном порядке объединившие практически все экономически активное население страны. В середине 70-х годов эти профсоюзы лишились социальной поддержки, поскольку большинство трудящихся открыто перешло на сторону сложившегося в конце 50-х годов профсоюзного движения нового типа в лице Рабочих комиссий5, находившихся под влиянием коммунистической идеологии, либо возродившегося Всеобщего союза трудящихся. Подобное положение свидетельствовало о тщетности попыток франкизма превратить рабочий класс в послушного союзника путем «интеграции» в свою систему.
Растущая активность рабочего класса в борьбе с франкистским режимом оказала мощное воздействие на другие слои испанского общества, в частности на студенчество. От чисто академических требований основная масса студенчества перешла к выдвижению радикальных лозунгов, направленных против режима. Конфликт между режимом и студенчеством приобрел перманентный характер. В 1956 г. в Мадриде произошли мощные студенческие выступления, повлекшие за собой правительственный кризис. К середине 60-х годов студенческие протесты стали важным фактором борьбы за демократизацию политической жизни. В 1965 г. в результате требований студентов был распущен фалангистский профсоюз университетских студентов. Вместо него был организован Демократический профсоюз университетских студентов.
В конце 60-х годов активным участником различных оппозиционных акций — митингов, демонстраций, «круглых столов» — становится интеллигенция. Новое поколение испанской интеллигенции, хотя и различных идеологических взглядов и убеждений, отвергало франкизм.
В 60-е—70-е годы оппозиционные франкизму силы группировались вокруг нескольких политических партий и организаций, действовавших преимущественно за рубежом или в подполье. Среди этих организаций выделялись христианско-демократические во главе с М. Хименесом Фернандесом и Х.М. Хилем Роблесом, социал-демократы во главе с Д. Ридруэхо, либералы, лидером которых был X. Сатрустеги, ИСРП (Испанская социалистическая рабочая партия), которую в те годы возглавлял Р. Льопис, и КПИ во главе с генеральным секретарем С. Каррильо.
В июле 1974 г. в Париже ведущие антифранкистские партии, ведомые КПИ, договорились о создании широкого оппозиционного альянса «Демократическое объединение». Спустя год была сформирована «Платформа демократического объединения», в которой главную роль играли молодые лидеры ИСРП во главе с Ф. Гонсалесом6 и А. Геррой.
Антифранкистское движение усиливалось за счет международной составляющей. Еще в августе 1945 г. в Мексике в противовес правительству Ф. Франко было образовано испанское республиканское правительство в изгнании во главе с X. Хиралем. В апреле 1946 г. в состав правительства вошли представители КПИ, галисийских националистов и консервативных республиканцев. Это правительство было признано 9 государствами. В феврале 1947 г. его возглавил республиканец Р. Льопис. Правительство в изгнании продолжало действовать и в последующие годы вплоть до падения режима Франко.
Национальные движения в Каталонии и в Стране Басков также находились в оппозиции власти. Они вели борьбу за восстановление автономии и в защиту этнонациональной идентичности. Для всех национальных движений страны в 60-е годы было характерно сочетание национальных требований с общими задачами борьбы против режима. Франкизм рассматривал национальные движения как покушение на «единство нации» и жестоко подавлял их. Репрессии властей привели к тому, что с конца 60-х годов баскские националистические организации, стоявшие на радикальных позициях, перешли к террористическим методам борьбы.
Вооруженную борьбу против франкизма возглавила баскская подпольная организация ЭТА. Основанная в 1959 г., ЭТА выражала интересы баскских ультрарадикальных националистических кругов. Идейные воззрения лидеров ЭТА не отличались статичностью и формировались под воздействием конъюнктурных факторов. ЭТА выдвигала лозунги борьбы против франкистской диктатуры и «испанского порабощения», в поддержку предоставления Стране Басков независимости, а также ряд антифашистских, демократических и нравственно-гуманистических требований. Социальные разделы программы ЭТА, равно как и принципы будущего политического устройства Страны Басков, излагались лишь в общих чертах с акцентом на развитие демократии, гражданских прав и свобод.
Свой первый теракт ЭТА совершила в 1968 г. 2 августа был убит руководитель Политического управления полиции г. Сан-Себастьян М. Мансанас, известный своим садизмом по отношению к политическим заключенным. Этот высокопоставленный полицейский чиновник олицетворял в глазах баскских патриотов франкистский режим. После убийства М. Мансанаса по распоряжению властей в провинциях Бискайя и Гипускоа было введено чрезвычайное положение, подверглись аресту 434 человека, 189 были брошены в тюрьму, 75 басков были насильственно депортированы во Францию и Бельгию. По данным баскского еженедельника «Энбата», в августе 1968 г. по сфабрикованным обвинениям в причастности к теракту в застенки режима были брошены 32 католических священника. В апреле 1969 г. полиции удалось задержать на конспиративных квартирах целую группу активистов-этаровцев. Деятельность ЭТА была дезорганизована.
В декабре 1970 г. в г. Бургос состоялся судебный процесс над 16 баскскими патриотами, обвиняемыми в причастности к убийству М. Мансанаса. Вопреки намерению властей, «Бургосское судилище» (так пресса многих стран, в том числе и СССР, именовала этот процесс) превратилось в суд над самим франкизмом и способствовало небывалому росту популярности ЭТА как в Испании, так и за рубежом. В ходе судебных слушаний этаровцы обвиняли диктатуру в попрании элементарных прав и свобод басков. Военный трибунал 9 декабря вынес обвиняемым суровый приговор: 6 этаровцев были приговорены к смертной казни, остальные — к длительным срокам тюремного заключения (в общей сложности — более 700 лет). Руководители многих стран, в том числе Франции, Бельгии, Италии и Ватикана, обратились с просьбой о помиловании осужденных. Ф. Франко был вынужден заменить смертный приговор для 6 патриотов на длительное тюремное заключение.
Благодаря открытости судебного процесса ЭТА приобрела международную известность. Ее деятельность ассоциировалась со справедливой борьбой испанцев против тирании. За короткий срок организация преодолела внутренние разногласия и восстановила изрядно поредевшие ряды. По мнению британского исследователя Р. Кларка, «репрессии полиции сыграли ключевую роль в пополнении ЭТА новыми бойцами»7.
20 декабря 1973 г. в результате теракта, организованного членами ЭТА, был убит председатель правительства Испании адмирал Л. Карреро Бланко, ближайший сподвижник Ф. Франко и его предполагаемый преемник.
Таким образом, франкизм оказался не в состоянии подавить набиравшую силу оппозицию «снизу». Не сумел он сохранить и тот фундамент, на котором пытался воздвигнуть здание «великой Испании».
От автаркии к экономической либерализации
В условиях Второй мировой войны франкистский режим был вынужден прибегнуть к политике хозяйственной автаркии с целью самообеспечения страны основными продовольственными и промышленными товарами. Взятый правительством курс проявился в целенаправленном ограничении импорта, поощрении национальных производителей путем введения для них льготных тарифов и налогообложения, государственном регулировании и планировании экономики, контроле над производством. Министерство промышленности и торговли, а также специально созданный Испанский институт иностранной валюты осуществляли жесткий контроль за внешней торговлей. Принятые в 1939 г. закон о защите и развитии национальной промышленности и закон об упорядочении и защите национальной промышленности были призваны создать льготные условия для испанских производителей. В 1941 г. был создан Национальный институт промышленности, активно способствовавший созданию крупных энергетических, металлургических, химических, автосборочных и авиационных государственных предприятий (СЕАТ, ЭНДЕСА, КАСА, ЭНСИДЕСА и др.).Производители сельскохозяйственной продукции были обязаны продавать по устанавливаемым государством фиксированным ценам значительную часть выращенного урожая. В качестве закупочных организаций выступали Национальная зерновая служба и Национальный комиссариат по поставкам и транспорту. Политика хозяйственной автаркии, осуществлявшаяся в условиях острой нехватки товаров первой необходимости, оказалась способной лишь в минимальной степени обеспечить население продовольствием и промышленными товарами. Введенная 14 мая 1939 г. правительством Ф. Франко карточная система распределения продуктов питания просуществовала до 15 июня 1952 г. Долгое время в Испании существовал «черный рынок» товаров, процветала спекуляция. Жесткие ограничения на импорт, государственное регулирование, многочисленные бюрократические препоны сдерживали развитие промышленности и сельского хозяйства, мешали модернизации производства, введению прогрессивных технологий. Большинство населения страны, главным образом малообеспеченные слои, испытывало крайнюю нужду из-за острой нехватки средств к существованию.
В обществе зрело недовольство проводимой политикой, в том числе среди предпринимателей и товаропроизводителей. Осознавая грозящие режиму социальные угрозы, новое правительство страны, сформированное в июле 1951 г., выдвинуло в качестве важнейших задач повышение жизненного уровня населения, модернизацию производства, реформирование экономики на путях ее постепенной либерализации.
Либерализации экономики способствовало подписанное в 1953 г. испано-американское соглашение, согласно которому Испании предоставлялись льготные кредиты на внушительную по тем временам сумму 1,5 млрд долл. В счет этих денег Испания начала закупать продовольствие, химические удобрения, комбикорма, машины и оборудование. Несмотря на сохранявшиеся законодательные ограничения, в Испанию потекли иностранные инвестиции.
Политика экономической либерализации затронула сельское хозяйство. С середины 50-х годов Министерство сельского хозяйства постепенно отменяло практику обязательной обработки пахотных площадей и принудительной продажи по фиксированным ценам части сельскохозяйственной продукции. Продажа зерна и продуктов животноводства все чаще осуществлялась по рыночным ценам.
Реформы правительства способствовали экономическому подъему. В периоде 1951 по 1957 г. ежегодный рост ВВП Испании в среднем составлял 4,5% (более высокие темпы прироста ВВП в тот период в странах Западной Европы наблюдались только в Германии и Италии), внешнеторговый оборот страны за этот же период вырос почти в 10 раз. Наблюдался, хотя и медленный, рост доходов на душу населения: так, в 1940 г. этот показатель составлял всего 2000 долл. (по ценам 1985 г.), в 1950 г. - 2500 долл., в 1960 г. -3600 долл., в 1966 г. - 5500 долл., в 1970 г. - 6600 долл.
Таким образом, в силу ряда причин как внутренних (застойные явления в экономике, узость внутреннего рынка), так и внешних (развитие интеграционных процессов в Европе и мире) режим был вынужден отказаться от политики автаркии и регулируемой экономики и перейти к экономической либерализации, открывавшей более благоприятные условия для испанского бизнеса.
Кабинет министров, сформированный в 1957 г., где ведущую роль играли технократы из «Опус деи», активизировал политику, направленную на либерализацию и модернизацию испанской экономики. Была отменена существовавшая прежде система различных обменных курсов песеты во внешней торговле и введен единый курс для всех участников импортно-экспортных операций; с целью поощрения испанского экспорта девальвировалась песета; была заморожена заработная плата и изменена шкала налогообложения в сторону увеличения налогов. В конце 50-х годов Испания вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк8, который в 1959 г. предоставил ей кредит на сумму 500 млн долл.
21 июля 1959 г. был принят закон о новом экономическом курсе, закрепивший План экономической стабилизации (в СМИ он получил название «Стабилизационный план»). Согласно этому плану были приняты жесткие антиинфляционные меры, упорядочен бюджет, резко сокращены расходы государства, введена новая тарифная шкала на экспортно-импортные операции, установлен единый обменный курс песеты по отношению к американскому доллару (60 песет за один доллар). Суть Стабилизационного плана заключалась в демонтаже корпоративно-патерналистского капитализма и консолидации на испанском экономическом пространстве принципов рыночной экономики.
С 1961 г. в Испании было заметно оживление экономики, а затем и ее рост. Экономическому буму в стране в 60-е—70-е годы способствовал и ряд других факторов. Среди них привлекательность Испании для зарубежных туристов. Благодаря наличию благоприятного климата, отличных песчаных пляжей, хорошему сервисному обслуживанию и дешевой рабочей силе Испания превратилась в излюбленное место отдыха для западноевропейцев. Позитивным фактором стала и экономическая эмиграция испанцев в развитые западноевропейские страны. С 1960 по 1975 г. более 2 млн испанцев выехали на заработки за границу. Их регулярные денежные переводы в твердой валюте в Испанию способствовали оздоровлению госбюджета и росту золотовалютного запаса.
Благоприятная экономическая конъюнктура в Испании и в мире содействовала притоку иностранных капиталов в страну, что положительно сказывалось на макроэкономических показателях. В период с 1961 по 1974 г. среднегодовой рост ВВП превысил 7%. Из развитых стран мира лишь Япония по этому показателю обгоняла Испанию. С 1975 г. Испания по праву стала называться «индустриальной державой». С 1959 по 1975 г. доля сельского хозяйства в структуре ВВП сократилась с 23% до 9%, в то время как доля промышленности выросла с 34% до 42%, а сервисных услуг - с 43% до 49%. С 1960 по 1975 г. 7 млн испанцев переехали из сельской местности в города. С середины 70-х годов определения «отсталая», «патриархальная», «сельскохозяйственная» по отношению к Испании остались в прошлом.
Внешняя политика в 1939-1975 гг.
Вторая мировая война грозила Испании опасностью быть втянутой в боевые действия на стороне нацистской Германии и фашистской Италии, которые еще недавно оказывали мятежникам военно-техническую помощь в борьбе против Республики. Ф. Франко понимал, что для обескровленной и истощенной Испании участие в новой войне было бы равносильно национальной катастрофе с непредсказуемыми для режима последствиями. По этой причине «сработали» расчетливость и прагматизм каудильо — 4 сентября 1939 г. он объявил Испанию «нейтральной страной». Тем не менее Ф. Франко всячески демонстрировал свои симпатии к державам «оси». Испания экспортировала в Германию и Италию продовольствие, минеральное сырье и боеприпасы. Сформированная из числа испанских добровольцев «Голубая дивизия»9 была направлена на советско-германский фронт.В июне 1940 г. Ф. Франко объявил Испанию «невоюющей страной», что означало фактическую поддержку государств «оси» во Второй мировой войне, за исключением прямого участия испанцев в боевых действиях. В октябре на границе Испании и Франции состоялась встреча Ф. Франко с А. Гитлером. Итогом встречи был секретный протокол. В соответствии с этим документом Испания брала обязательство (без указания конкретных сроков) начать военные действия против Великобритании. Ожесточенный характер боевых действий на Восточном фронте и угроза введения продовольственной и энергетической блокады Испании со стороны США и Англии вынудили Ф. Франко вновь объявить (октябрь 1943 г.) Испанию «нейтральной страной».
Еще в июне 1940 г. Испания захватила международную зону Танжер10, а в декабре 1942 г., когда Ф. Франко полагал, что гитлеровская Германия уже достигла зенита своих успехов, объявила о включении Танжера в состав своих владений.
Накануне военного разгрома Германии Ф. Франко предпринял маневр с целью сохранить в Испании фашистский режим. За несколько месяцев до Крымской конференции (февраль 1945 г.) он направил письмо британскому премьеру У. Черчиллю, предлагая помощь испанской армии в борьбе с большевистской экспансией в Европе. Диктатор высказался также за образование «Западного блока». Вся внешняя политика франкистской Испании была направлена на то, чтобы вызвать раскол в лагере держав-победительниц и таким образом спасти свой режим.
После окончания Второй мировой войны дипломатическая активность Испании возросла. Она преследовала цель избежать пагубных последствий международной изоляции, в которой оказалась страна. В 1945 г. на Потсдамской конференции представителями СССР, США и Великобритании была достигнута договоренность, блокирующая вступление Испании в ООН. В результате энергичной деятельности советской и польской делегаций Генеральная Ассамблея ООН в конце 1946 г. приняла решение, рекомендующее всем странам-членам ООН отозвать своих послов из Испании. Зарубежные дипломаты, за исключением послов Португалии, Ватикана и Аргентины, покинули пределы Испании.
В этих условиях испанская дипломатия сконцентрировала усилия на укреплении политических и торгово-экономических связей с арабскими и латиноамериканскими странами11, на поиске путей сближения с наиболее консервативными кругами США и западноевропейских держав. После начала «холодной войны» Испания превратилась в глазах наиболее антикоммунистически настроенных лидеров Запада в удобный военно-политический плацдарм антисоветской политики в Европе и Средиземноморье. Покровителями франкистского режима стали США и Великобритания. 31 октября 1950 г. этим странам удалось провести через Генеральную Ассамблею ООН решение об отмене дипломатических санкций против Испании. В декабре 1952 г. Испания стала членом ЮНЕСКО, в 1953 г. Мадрид и Вашингтон заключили двустороннее испано-американское соглашение. В 1955 г. Испания была принята в ООН.
Внешняя политика Испании в 60-е—70-е годы преследовала следующие цели: политическое и торгово-экономическое сближение со странами Европейского экономического сообщества (ЕЭС); развитие партнерских отношений с США; наращивание связей со странами Латинской Америки и Магриба; возвращение британского анклава Гибралтар под испанский суверенитет.
В 1962 г. Испания направила в штаб-квартиру ЕЭС просьбу о начале официальных переговоров с целью вступления в эту организацию. На пути присоединения Испании к ЕЭС основным препятствием являлось существование в стране антидемократического режима. В 1970 г. в Люксембурге после многолетних переговоров был подписан протокол о предоставлении Испании режима благоприятствования в торговле со странами-членами ЕЭС.
В 1964 г. было положено начало переговорам официальных представителей Испании и Великобритании по деколонизации Гибралтара. Однако эти переговоры прерывались и вновь возобновлялись в силу непоследовательной политики Мадрида в отношении Гибралтара.
В 1968 г. Испания признала независимость своей африканской колонии Экваториальная Гвинея и в том же году выразила согласие передать Марокко свое колониальное владение Ифни12.
В 1970 г. был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Испанией и США, который рассматривался как качественно новый этап в развитии партнерских отношений между двумя странами.
Комментарии:
1. Традиционализм — консервативное идейно-политическое течение XVIII-XX вв., признававшее легитимность институтов власти, базирующихся на принципах монархической формы правления и христианской доктрины католической церкви. Традиционализм в Испании, наряду с рационализмом и модернизмом, являлся одним из ведущих политических течений, объединявшим наиболее консервативные слои общества.
2. «Опус деи» — религиозно-политическая организация, созданная испанским священником Х.М. Эскрива́ де Балагером в 1928 г. Основной целью «Опус деи» является приобщение политических и общественных деятелей, представителей деловых кругов к религиозным и нравственным нормам католической церкви. В 1950 г. деятельность организации получила поддержку и одобрение Ватикана. В состав сформированного в октябре 1969 г. франкистского правительства (всего 19 министров) вошли 11 министров — членов организации или ей симпатизировавших. В 1940-1950-х гг. деятельность «Опус деи», помимо Испании, получила распространение в Италии, Португалии, странах Латинской Америки. Штаб-квартира организации расположена в Риме, в мире насчитывается около 80 тыс. членов «Опус деи». В кругах испанского истэблишмента и в настоящее время пользуется значительным влиянием.
3. Хуан Карлос I, полн. имя Хуан Карлос де Бурбон и Бурбон (5 января 1938, Рим) — король Испании с 22 ноября 1975 г. Родители Хуана Карлоса: Хуан де Бурбон и Баттенберг, граф Барселонский (Juan de Borbón у Battenberg, Conde de Barcelona) и Мария де лас Мерседес де Бурбон и Орлеан (María de las Mercedes de Borbón у Orleans). Хуан Карлос I - внук свергнутого в 1931 г. короля Альфонса XIII. Монархия (ликвидированная в 1931 г.) была восстановлена Ф. Франко после проведения референдума, в ходе которого большинство населения высказалось за монархическую форму правления (1947). В то же время по итогам плебисцита сам Ф. Франко провозглашался пожизненным главой государства. Таким образом, Испания в 1947 г. превратилась в монархию без короля. В 1948 г. Ф. Франко и Хуан де Бурбон и Баттенберг пришли к соглашению о будущем переезде Хуана Карлоса в Испанию на учебу. Хуан Карлос закончил среднюю школу Сан-Исидро в Мадриде и юридический факультет Мадридского университета. Военное образование получил в Академии Генерального штаба, военно-морском и военно-воздушном училищах. В июле 1969 г. Хуан Карлос был провозглашен наследником испанского престола и преемником Ф. Франко на посту главы государства. Во время болезни Ф. Франко (июль-сентябрь 1974 г. и октябрь-ноябрь 1975 г.) Хуан Карлос временно исполнял обязанности главы государства. После смерти диктатора Хуан Карлос был коронован 22 ноября 1975 г. Король Испании стал одним из инициаторов мирного перехода от диктаторского режима Ф. Франко к демократии. Хуан Карлос I поддерживал политические реформы, проводимые правительством А. Суареса и завершившиеся принятием демократической Конституции в 1978 г. Свою приверженность демократии Хуан Карлос I продемонстрировал в феврале 1981 г., когда была предпринята попытка военного переворота. Он доказал нации, что обладает достаточными конституционными средствами, а также личными качествами, чтобы быть гарантом стабильности и единства государства. Активная внутриполитическая и внешнеполитическая деятельность Хуана Карлоса I привела к повышению авторитета монархии в испанском обществе. Испанцы высоко ценят такие качества короля, как приверженность национальным интересам, демократизм, безупречное воспитание. Хуан Карлос I отличный спортсмен. Любитель парусного спорта (чемпион Испании 1969 г. по парусному спорту в классе яхт «Дракон») и горнолыжного спорта. С 1962 г. Хуан Карлос состоит в браке с греческой принцессой Софией. Их дети: Елена (1963), Кристина (1965) и Фелипе (1968) — принц Астурийский, наследник испанского престола.
4. А́риас Нава́рро, Ка́рлос (1908, Мадрид - 1989, Мадрид) — политический деятель, один из ближайших сподвижников Ф. Франко. Родился в небогатой семье, с отличием окончил юридический факультет университета, начал профессиональную карьеру (в 1933 г.) в качестве налогового инспектора в г. Малаге. В 1936 г. был заключен в тюрьму республиканскими властями за проявление симпатий к фашистскому мятежу, предпринятому генералами-путчистами 17-18 июля. По окончании Гражданской войны (1936-1939) выступал в качестве обвинителя на судебных процессах против республиканцев. В 1944 г. был назначен в провинции Леон гражданским губернатором и руководителем фашистского движения «Испанская фаланга». Впоследствии занимал аналогичные посты на о. Санта Крус де Тенерифе и в Наварре. С 1957 по 1965 г. - генеральный директор национальной службы безопасности. Мэр Мадрида (1965-1973). Назначен председателем правительства в декабре 1973 г. после смерти главы кабинета министров адмирала Л. Карреро Бланко. Утвержден королем Хуаном Карлосом I на посту председателя правительства. Подал в отставку 1 июля 1976 г. Окончательно покинул политику, проиграв в попытке быть избранным в сенаторы от консервативной партии «Народный альянс» на всеобщих выборах 1977 г.
5. Первоначально нелегальные органы профсоюзной оппозиции, выбиравшиеся рабочими на время стачки. В ходе усиления забастовок «Рабочие комиссии» превратились в постоянные органы профсоюзной оппозиции, сочетавшие в своем организационном устройстве как отраслевой (организация на отдельном предприятии, координирующая отраслевая комиссия всего города, комиссия региональная или национальная), так и межотраслевой принципы. В РК входили трудящиеся безотносительно их политических убеждений: социалисты, коммунисты, беспартийные или католики. Руководящую роль во многих комиссиях играли коммунисты, лидером профсоюзной оппозиции был М. Камачо. С 1967 г. нелегально стали созываться ассамблеи Рабочих комиссий.
6. Гонса́лес Ма́ркес, Фели́пе (1942, Севилья) — политический и партийный деятель, закончил юридический факультет университета в Севилье. В 1963 г. вступил в ряды Испанской социалистической рабочей партии, с 1974 по 1997 г. - генеральный секретарь ИСРП (избран на XIII съезде ИСРП, состоявшемся 11-13 октября 1974 г. на территории Франции). В 1982-1996 гг. - председатель правительства Испании. После поражения ИСРП на парламентских выборах 1996 г. был вынужден оставить пост председателя правительства. Отказался от переизбрания на пост генерального секретаря ИСРП на XXXIV съезде ИСРП (июнь 1997г.). Депутат парламента по спискам ИСРП от Мадрида (1977, 1979, 1982, 1986, 1989, 1993, 1996, 2000). В 2004 г. принял решение не выставлять свою кандидатуру на избрание в Конгресс депутатов. После ухода из большой политики посвятил себя активной общественной жизни: выступает с лекциями, часто публикует аналитические статьи в ведущих испанских и зарубежных СМИ.
7. Clark, R. The Basque Insurgents. L., 1984. P. 198.
8. Всемирным банком называют Международный банк реконструкции и развития (МБРР), который был создан в 1944 г. (Бреттон-Вудс, США) на конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам.
9. Испанская добровольческая дивизия, участвовавшая в боевых действиях против СССР на стороне фашистской Германии (впервые — в сражении на Восточном фронте в октябре 1941 г.). Сформированная летом 1941 г. (запись добровольцев началась 28 июня 1941 г.), дивизия насчитывала 641 офицера, 2272 унтер-офицеров и сержантов, 15 750 рядовых. В боях на германо-советском фронте понесла тяжелейшие потери (за время боев состав обновлялся три раза). Часть офицерского и рядового состава (ок. 2 тыс. чел.) оставалась на Восточном фронте до апреля 1944 г. Решением советского правительства (1954 г.) в Испанию было разрешено вернуться 248 пленным из числа добровольцев «Голубой дивизии».
10. Танжер на Парижской конференции представителей Великобритании, Франции и Испании (1923 г.) был объявлен международным портом. Нейтральной международной зоной также была объявлена территория, прилегающая к порту.
11. Успехом испанской дипломатии на латиноамериканском направлении можно считать подписанное в 1948 г. испано-аргентинское соглашение (протокол Франко - Перон) о торгово-экономическом сотрудничестве, в соответствии с которым Аргентина поставляла Испании крупные партии продовольствия.
12. Ифни — район на атлантическом побережье Марокко, расположенный приблизительно на одной широте с Канарскими островами. В 1476 г. испанский мореплаватель Диего Гарсиа де Эррера, высадившийся на территории Ифни, построил крепость и основал город Санта Крус де Map Пекенья. В 1860 г. территория Ифни вошла в зону влияния Испании. По испано-французским соглашениям 1901 г., 1904 г. и 1912 г. была включена в испанскую зону Марокко. В 1958 г. объявлена испанской провинцией. В 1969 г. возвращена Марокко.