.
Интернет-портал по истории и генеалогии

Мифонимика. Происхождение названий и имен, связанных с фольклором и мифологией:
Дый (древнерусская передача имени Зевс)

Дый (древнерусская передача имени Зевс)

Дый — древнерусская передача имени Зевс. Теоним Дый отражает основу косвенных падежей: ср. Ζευξ, Διοξ.
Подтверждается достаточно большим числом примеров: «... иды суть дни въ нижь Римляне богу Дию жертву приношаху...», «... яко же они равно Богу уподобляху Аполлона и Дiа»; «нарицаху же Варнаву Дию, а Паула Еремию». Показательны и параллельные места: одно из девнерусских поучений против язычества упоминает дыево служение, а в византийском протооригинале этому месту соответствует фраза «Ου Διοξ ταυτα γοναι και κλοπαι...». В летописной вставке-переводе из хроники Иоанна Малалы называются «времена Пика и Дыя», чему соответствует место из византийского протографа: ουτ Πικου Διοξ χρονοιξ.

В некоторых трактовках Дый рассматривается как одно из верховных славянских божеств, что не подтверждается источниками. В более осторожных оценках имя Дый истолковывается как результат ассоциации древнерусского див и гр. Διοξ на базе и.-е. общности *deiuos 'бог' (ср. др.-инд. Dyaus 'сияющее небо, день'). В этом случае предполагается, что имя Дый может оказаться результатом искажения другой его формы — див. В свете довольно однозначной ориентации имени Дый на византийские источники, проблематичности происхождения славянского *divъ 'демон, злой дух' через стадию *divъ 'бог' и при отсутствии общих контекстов сближать имя Дый и название див как осознаваемое русичами единство довольно трудно.

Источник: 1. Н.И. Зубов. Русская ономастика и ономастика России. М.: Школа-Пресс, 1994.

Закладки

| Еще