Интернет-портал по истории и генеалогии

Мифонимика. Происхождение названий и имен, связанных с фольклором и мифологией:
Китеж или Большой Китеж (легендарный город, якобы поглощенный водами озера Светлояра)

Китеж или Большой Китеж (легендарный город, якобы поглощенный водами озера Светлояра)

Ки́теж, или Большо́й Ки́теж, - легендарный город, якобы поглощенный водами озера Светлояра (Светлого Яра) в северной части Нижегородской области около села Владимирского на Люнде. В городецком Китежском летописце о Китеже рассказано так: будто бы князь Георгий (Юрий Долгорукий), основав Городец, т. е. Малый Китеж, пошел на северо-восток, к озеру Светлояру, и там построил Большой Китеж; в период нашествия кочевников на Русь Батыевы полчища якобы нашли дорогу к Большому Китежу и хотели его захватить, но Бог не допустил этого — город скрылся под водой озера и стал невидимым. В основе легенды, вероятно, лежат какие-то реальные факты. Так, вымышленную постройку Большого Китежа можно связать с основанием в 1221 г. Нижнего Новгорода. Он, как и Городец Радилов, был воздвигнут по велению князя Георгия (Юрия), только не Долгорукого, а его внука — легенда объединила обоих в одном лице. Кроме того, в 40—45 км от озера Светлояра, около села Городищи, на реке Ватоме, в XIII—XIV вв. существовала древнерусская крепость, служившая оплотом для окрестного русского населения. Она была обнаружена археологами в 1959 г. А лесная дорога от Городца к озеру Светлояру и от него к Вятке именовалась Ратная Батыева тропа еще в начале XX в. Да и сейчас это название кое-кто еще помнит. Значит, надо думать, что какие-то трагические события на упомянутой дороге у озера Светлояра в период татаро-монгольского ига на Руси произошли и дали повод для рождения легенды. Сложению ее могло способствовать и то, что Городец (по легенде — Малый Китеж) был дотла разорен одним из отрядов Батыя (а вот, мол, до Большого Китежа ему добраться Бог не позволил).

Легенда о Китеже послужила основой для либретто оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Поскольку Ратная Батыева тропа в XVII веке и в предшествующее время, судя по археолого-этнографическим данным и по нижегородским дозорным книгам 1588 г., шла через земли марийцев, то в названии Китеж и в его письменно зафиксированных вариантах Кидеж, Китеш, Кидаш можно предполагать марийское по происхождению слово. Вот одно из вероятных. объяснений: марийская глагольная основа - кют- 'охранять' или 'пасти' в сочетании с суффиксом -сж- могла дать Кютеж 'сохраненный', 'хранимый', 'сторожевой' с последующими фонетическими искажениями в русском употреблении. Другое возможное толкование: кид
в переводе с марийского — 'рука', марийский суффикс -иш- образует отыменные прилагательные со значением, 'свойственный объекту, указанному в производящей основе, отсюда Кидиш с последующими модификациями имело смысл 'свойственный руке' или 'предназначенный для руки'. При этом нельзя упускать из виду, что Кидиш или Кидаш могло у марийцев получиться в качестве кальки какого-то не дошедшего до нас древнерусского названия Городца на Волге как крепости, возведенной по приказу Юрия Долгорукого. Это название могло включать в себя корень слова рука, так как некоторые Летописи Юрия Долгорукого именуют «сын Мономашь Юрьи Долгая рука» (Ср.: название Нижнего Новгорода марийцы калькировали словом Угарман — из У 'новый' и карман 'крепость', где к перешло в г после гласного).

Название Китеж (с конечным -еж) вполне сопоставимо с названиями реальных поселений на -еж в пределах Нижегородского Поволжья: Вареж, Елдеж, Рознеж (по памятникам XIV—XV вв., современное Рознежье), Шалдеж и др.

Существует мнение, будто название Китеж (ообенно в применении к Городцу — Малому Китежу) связано с наименованием Суздаля и как бы его пригорода — села Кидекши (в XII в. резиденции Юрия Долгорукого). При этом в слове Кидекша видят мерянское или марийское имя Кидекш или Кидыкш, как вариант указанного Кидиш, ссылаясь на то, что в некоторых летописях, например во Владимирском летописце по Чертковскому списку XVI в., Кидекша под 1152 г. значится как Кидеша (без к после е). Далее заключают, что Кидекша — это Большой Китеж, Суздаль 'созданный (руками)', а Малый Китеж — это Городец на Волге. Родство названий Кидекша и Китеж с вариантами не исключено, но для признания переноса названия Китеж с Суздаля и Кидекши на Городец на Волге нет исторических оснований: ведь Городец не перенял от Кидекши или Суздаля каких-либо их специфических функций.

Литература:
Кирьянов И. А. Как возникла легенда о граде Китеже // Горьковская правда. 1960. № 37. Комаромич В. Л. Китежская легенда. М., 1936.

Источник: 1. Н.Д. Русинов. Русская ономастика и ономастика России. М.: Школа-Пресс, 1994.

Закладки

| Еще