Интернет-портал по истории и генеалогии

Ономастика:
Этнонимия Древней Руси

Этнонимия Древней Руси

Этнони́мия Дре́вней Руси́. Древнерусские названия племен и народов — этнонимы (от греческого έυνοζ 'племя, народ' и όνυμα 'имя собственное') — это сплав древних, почерпнутых еще в эпоху индоевропейской общности названий, и новых, созданных на общеславянской и восточнославянской почве. Среди этнонимов Древней Руси следует различать два типа. К первому относятся этнонимы, обозначающие славян (такие названия, как правило, близки к самоназваниям). Наиболее полным источником, где они встречаются, можно считать «Повесть временных лет». Ко второму относятся этнонимы, обозначающие неславянские народы и племена (такие названия крайне редко совпадают с самоназваниями этих этносов). Наилучший источник — древнерусский перевод хроники Георгия Амартола (Мниха).

По структуре все славянские этнонимы Древней Руси представлены тремя неравномерно распределенными группами: 1) этнонимами, непроизводными с точки зрения древнерусского языка: сьрби, хровате (хорваты), дулҌби, ляхы, чехы, сҌверъ; 2) немногочисленной группой этнонимов, обозначавшей славянские народы собирательным именем: роусь, серебь, морава; 3) этнонимами, обозначающими множественность с помощью общеславянских формантов -ичи и -Ҍне, -ане (-яне): вятичи, радимичи, кривичи, дреговичи, лутичи, уличи, деревляне, поляне, мазовшане, поморяне, моравляне, хорутане (словенцы), полочоне, бужане, велыняне и т.д.

Только этнонимы последней группы позволяют прояснить их историю. Так, часть названий образована от имен гидронимических объектов: бужане — по реке Буг, полочане — по реке Полота, поморяне — по жительству в прибрежных районах Балтики, моравляне — по реке Морава. Названия на -ичи, возможно, отражают еще древнейшую общинно-родовую структуру славянского общества. В летописи говорится, что родоначальниками радимичей и вятичей были два брата, пришедшие «от ляхов» (т.е. с запада). Это можно рассматривать лишь как обычную для средних веков династическую легенду. Радимичи скорее всего были тесно связаны до переселения на восток с территорией Восточной Польши, где отчетливо просматриваются следы корня рад- (Радзимин, Радом и т.п.) в топонимике. Этноним дреговичи этимологизируется как «жители болот, дрегвы». Этнонимы поляне и деревляне объяснялись еще автором «Повести временных лет» как «жители полей» и «жители лесов (деревы)». Труднее с кривичами. Неудовлетворительна этимология от собственного имени жреца Крива. По гипотезе 3. Голомба, кривичи — это синоним «украинцев», от край, кроити — со значением «пограничные».

Названия неславян имеют строгие рамки оформления. Ближайшие к восточным славянам финно-угорские и балтийские племена и народы называются исключительно собирательными именами: литва, жмудь, чюдь, черемиса, зимегола и т.п. Другие неславяне называются именами на -ане, -яне: агняне, асуряне, персяне, галичане, иудеяне и т.п. И только ряд древних народов называются непроизводными именами: греки, гътҌ, латины, обърҌ, пруси и т.п. Этнонимия Древней Руси охватывала практически все народы Европы, библейские народы и наиболее крупные этносы Азии. В наименовании народов могла быть вариантность: греки, и елини, гурзи и ивери, урмане и свей и т.п., но никогда не было случаев презрительного обозначения народов. Примеры с немцами (якобы от «немые») и чудью (якобы от «чудаковатые») являются образцами поздней народной этимологии.

Литература:
Попов А.И. Названия народов СССР. Введение в этнонимику. Л., 1973.
Хабургаев Г.А. Этнонимия «Повести временных лет». М., 1979.
Ковалев Г.Ф. История русских этнических названий. Воронеж, 1982.

В статье использованы материалы из следующих источников: 1. Г.Ф. Ковалев. Русская ономастика и ономастика России. М.: Школа-Пресс, 1994.

Закладки

| Еще