Интернет-портал по истории и генеалогии

Исторические личности:
Эйнхард

Эйнхард
(ок. 770 – 14.03.840)


Встречается разное написание имени Эйнхарда, но на подлинной (как некоторые думают) грамоте, где стоит его собственная подпись, написано Einhard. Кроме имени у него были и прозвища1. Когда он родился точно неизвестно. В то время большинство детей умирали до двухлетнего возраста, а те, кто перешел этот рубеж, могли не перейти семилетний. Жизнь же начиналась не в день рождения, а в день крещения, правда часто они совпадали. О том, что он родился в Майнгау, сохранилось свидетельство Стабона. Это местечко находилось между Франкфуртом и Ашаффенбургом. О родителях Эйнхарда сведения тоже только вероятные2. Возможно, что он происходил из франкской знати. Известно, что он учился в Фульдском монастыре, а потом был отправлен аббатом Вагуольфом ко двору Карла Великого. Здесь он по все видимости ничего особенного не совершил. Известно только то, что он был посланником императора к папе Льву III. После смерти Карла Эйнхард остался в большом почете у Людовика I, последнего короля объединенного Франкского государства. Возможно, этот монарх не забыл, как в 813 году Эйнхард советовал его отцу сделать Людовика соимператором. Щедрость императора сделала его подданного крупным землевладельцем. Эйнхард построил часовню в Оденвальде, и ему захотелось освятить ее присутствием каких-либо святых мощей. Он столковался с неким проходимцем Деусдоном, который вел прибыльную торговлю святыми артефактами. В Рим был послан секретарь Ратлег, который выкопал там, в одну ночь мощи святого Марцеллина, а во вторую святого Петра. Это было не что иное, как

Комментарии:
1Например, Нардул и Веселеил.
2В одной дарственной Фудскому монастырю стоят имена дарителей Эйнхард и Энгильфрит. Предполагают, что это родители нашего историка.


стр. 1


обычное воровство, которое по закону каралось смертной казнью. Мощи сначала тайно, а когда опасность миновала, то и открыто были доставлены и погребены в земле принадлежащей Эйнхарду. Эта история произошла в 827 году, а еще через три года Эйнхард, будучи светским аббатом, окончательно покидает двор и больше занимается делами благочестия. Уже в эти годы у него начинается болезнь. В 836 году он теряет жену Имму, о которой почти ничего неизвестно3. Через четыре года умер и сам Эйнхард. Его гробница находилась в базилике города Зелигенштадта.

Эйнхард был небольшого роста, острого ума, прекрасно образован, уравновешен и уверен в себе. Он был лидером дворцового кружка интеллектуалов и поэтов. Кроме того, он славился как умелец – по огранке камня и работе по металлу и дереву, а также занимался строительством и архитектурой. Эйнхард собирал древние латинские рукописи. То, что он является автором «Жизни Карла Великого», мы знаем только из предисловия, написанного Страбоном и посвящения Герварда. В самом тексте указаний на авторство нет – так было принято в Средневековье. Эта биография по объему состоит из 33 глав и написана в подражании Светонию. Латинский язык был не родной для Эйнхарда, поэтому он был зависим от Лениса, особенно по части нахождения удачных оборотов. В любом случае я был несколько удивлен, предполагая найти более низкий уровень средневековой биографии. Она написана приятно и лаконично. От нее сохранилось более восьмидесяти списков. Что до достоверности и целей написания биографии, то об это говориться в хорошей вступительной статье и примечаниях Петровой. Другое его сочинение «Перенесение мощей и чудеса святых Марцеллина и Петра» из четырех книг - полный перевод обещан во втором, еще не изданном, томе. Кроме этого сохранилось 71 письмо (816 - 840 гг.), некоторые из которых приводятся во вступительной статье переводчика. Последнее его сочинение – «Книжица о почитании креста» находится в его письме к Лупу. Сохранилось шесть документов, составленных Эйнхардом, два из них с точными датами – 19 апреля 788 года и 12 сентября 791 года. Помимо этих сочинений Эйехарду приписывают поэму «Карл Великий и папа Лев». Кроме него авторами называют Модуина и Ангильберта. Первые две книги поэмы не сохранились, а третья дошла не полностью - всего 536 гексаметров. Автор подражает Вергилию. Перевод фрагмента, на мой взгляд, неудачный (перевод Ярхо лучше). В этой поэме много неудачных реминисценций из античности. Эйнхард также считается автором исправленной версии «Анналов королевства франков», которая так и называется - «Так называемые анналы Эйнхарда».
  1. Жизнь Карла Великого (в оригинале и переводах Петровой, Стасюлевича, парафраз Левандовского и избранные главы (Пролог, 4-8, 17-32) в переводе Кузнецовой).
  2. Письма (1, 14, 37, 38, 39, 43, 52).
Комментарии:
3От нее сохранилось два письма.


стр. 2


  1. [Карл Великий и папа Лев] (фрагмент III 1-176 пер. Заруцкой и Клещевой, фрагмент III 137-320 в переводе Ярхо).
  2. Перенесение мощей и чудеса святых Марцеллина и Петра. Первая книга
Эти сочинения находятся в следующих книгах:
  1. «Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков» М. «Наука»
  2. Левандовский А. П. «Карл Великий. Через империю к Европе» М. Соратник 1995
  3. «Историки эпохи Каролингов» М. РОССПЭН 2000
  4. Эйнхард «Жизнь Карла Великого» М. 2005
  5. «Памятники средневековой латинской литературы» М. «Наука» 2006
В книге 2, 3 и 4 опубликован один и тот же перевод Петровой, но в 3 вновь сверенный с оригиналом. Правда, количество примечаний сокращено на девять, по всей видимости, из-за того, что часть информации вынесена в статью. Например, убрали первых два, но двоечку убрать забыли, что сбивает с толку. Это второе издание очень качественно напечатано, со статьями, картами, генеалогическими таблицами, библиографией, иллюстрациями. Сам текст дан в оригинале и двух переводах - Петровой и Стасюлевича. Перевод Стасюлевича – первый русский перевод. Он есть у меня и в другой книге, правда с пропуском трех глав. Это репринт знаменитой антологии Стасюлевича: «История Средних веков» том второй «От Карла Великого до Крестовых походов» Спб. «Полигон», М. «АСТ» 2001. Авторизированный перевод Левандовского издавался и отдельной книгой Эйнхард «Жизнь Карла Великого» М. «Прометей» 1977.

стр. 3

Закладки

| Еще