Deprecated: Function ereg() is deprecated in /var/www/admin/www/family-history.ru/netcat/require/e404.php on line 212

Deprecated: Assigning the return value of new by reference is deprecated in /var/www/admin/www/family-history.ru/netcat/admin/mail.inc.php on line 199
Смольный Воскресения Христова собор в Санкт-Петербурге. История храмов, монастырей .
Интернет-портал по истории и генеалогии

История храмов, монастырей:
Смольный Воскресения Христова собор в Санкт-Петербурге

Смольный Воскресения Христова собор в Санкт-Петербурге

Смольный собор. Гравюра начала XIX века.

Смольный собор. Гравюра начала XIX века.

Смольный Воскресения Христова собор. Фото 1900-х годов.

Смольный Воскресения Христова собор. Фото 1900-х годов.

Модель Смольного монастыря на Исторической выставке архитектуры. Фото Н.Г. Матвеева, 1911 год. Здесь видна грандиозная колокольня, которую так и не построили.

Модель Смольного монастыря на Исторической выставке архитектуры. Фото Н.Г. Матвеева, 1911 год. Здесь видна грандиозная колокольня, которую так и не построили.

Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

Архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.

Пётр I

Пётр I

Смольный двор.

Смольный двор.

Императрица Елизавета Петровна.

Императрица Елизавета Петровна.

Ю.М. Фельтен

Ю.М. Фельтен

Попечительница учебных заведений, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.

Попечительница учебных заведений, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна.

Император Николай I

Император Николай I

Василий Петрович Стасов.

Василий Петрович Стасов.

Иконостас бокового придела. Фото 1928 года.

Иконостас бокового придела. Фото 1928 года.

Ограда солеи главного придела. Фото 1928 года.

Ограда солеи главного придела. Фото 1928 года.

Внутренний вид. Купол. Фото 1928 года.

Внутренний вид. Купол. Фото 1928 года.

Царское место. Фото 1928 года.

Царское место. Фото 1928 года.

Икона «Вознесение». Фото 1928 года.

Икона «Вознесение». Фото 1928 года.

Памятная доска. Фото 1900-х годов.

Памятная доска. Фото 1900-х годов.

Смольный монастырь. Вдовий дом и церковь. Фото 1928 года.

Смольный монастырь. Вдовий дом и церковь. Фото 1928 года.

Смольный монастырь. Церковь Вдовьего дома во имя святой великомученицы Екатерины. Иконостас. Фото 1928 года.

Смольный монастырь. Церковь Вдовьего дома во имя святой великомученицы Екатерины. Иконостас. Фото 1928 года.

Смольный монастырь. Часовня. Фото 1928 года.

Смольный монастырь. Часовня. Фото 1928 года.

Смольный собор в наши дни.

Смольный собор в наши дни.

Интерьер Смольного собора сегодня.

Интерьер Смольного собора сегодня.

Воскресения Христова (Смольный) собор Новодевичьего монастыря, возведенный в XVIII веке по проекту Ф.-Б. Растрелли (около 1700-1771 гг.), - один из красивейших храмов Санкт-Петербурга, драгоценная «жемчужина русского барокко». Еще издали, устремленный в небо, он вызывает восхищение неповторимой легкостью изящных звонниц. И вблизи, щедро украшенный, в окружении нарядных корпусов, собор вновь удивляет своей жизнерадостностью, приглашает войти, обещая и внутри то же ликование и роскошь. Войдите - и вы застынете в изумлении: неожиданно сдержанный, торжественный зал, почти холодный, если бы не море света, заливающее белоснежное пространство через огромные окна.

Строительство храма продолжалось около ста лет. Автором проекта и первым строителем Смольного собора в 1748-1762 годах стал Франческо Бартоломео Растрелли, но он не успел завершить внутреннюю отделку храма, остававшегося недостроенным в течение многих десятилетий. Окончательную достройку и проект существующего внутреннего убранства выполнил архитектор Василий Петрович Стасов в 1832-1835 годах. В результате затянувшегося строительства собор приобрел неповторимый облик, соединивший воедино великолепные образцы двух архитектурных эпох - роскошного елизаветинского барокко и благородного сдержанного классицизма.

Место, где возводился Новодевичий монастырь, было заселено издавна: в писцовых книгах начала XVI века упоминается посад Спасовщина, ставший в конце XVII века шведским фортом. На противоположном берегу Невы располагались торговый город Ниен и шведская крепость Ниеншанц. Взятие Ниеншанца русскими войсками в мае 1703 года - одна из первых и важнейших побед Петра I в Северной войне.

После выхода к Балтийскому морю и основания Санкт-Петербурга царь начал создавать флот. Корабельщикам нужна была смола, и на месте бывшего шведского форта, вдали от центра новой столицы, дабы избежать дыма и опасности пожара, Петр I приказал устроить Смоляной двор, где варили и хранили смолу «про весь корабельный флот». Неподалеку для царя был выстроен деревянный дом, названный Смоляным. Позднее его перестроили в камне и стали именовать Смоляным дворцом. Название оказалось удивительно живучим, как смола «приклеивалось» оно ко всем близлежащим постройкам и сохранилось до наших дней.

В Смоляном дворце в правление императрицы Анны Иоанновны проживала дочь Петра I Елизавета, будущая российская императрица. Взойдя на престол в 1741 году, Елизавета Петровна пожелала основать в Петербурге «в честь и хвалу Божию» женский монастырь, куда она могла бы удалиться в старости, «наскучив бременем правления» и передав трон наследнику. Поэтому «Новодевичий монастырь близ бывшего Смоляного двора» строился с небывалым размахом и украшался так, что походил скорее на царскую резиденцию, чем на монашескую обитель. Составить проект и возвести монастырь было поручено придворному архитектору Ф.-Б. Растрелли.

Франческо Бартоломео Растрелли родился около 1700 года, по некоторым сведениям, в Париже. Его отец, скульптор Бартоломео Карло Растрелли, в 1715 году был приглашен русским посланником Ф.Я. Лефортом в Санкт-Петербург в качестве архитектора, скульптора, литейщика и «ради научения и обучения тех художеств и ремесел, которые сам знает и русских мастеров». В 1720-е-1730-е годы отец и сын работают по частным заказам, создают проекты триумфальных арок, строят дворцы в Москве для императрицы Анны Иоанновны. В 1736 году Растрелли-младший блестяще выполняет первый самостоятельный заказ: дворец для фаворита Анны Иоанновны герцога Бирона.

Со временем авторитет Франческо Бартоломео Растрелли растет, он получает звание обер-архитектора и считается самым выдающимся зодчим того времени. Смена фаворитов и престолонаследников не отразилась на его карьере. Елизавета Петровна назначает Ф.-Б. Растрелли главным архитектором императорских дворцов. С середины 1740-х годов и до смерти императрицы он возводит грандиозные царские резиденции - Зимний, Петергофский, Царскосельский и другие, не сохранившиеся до нашего времени дворцы, строит роскошные особняки для знати, делает многочисленные проекты украшений и рисунки для праздничных торжеств. Фантазия его была неистощима. Вершиной творчества Ф.-Б. Растрелли стал Смольный монастырь, предоставивший ему возможность создать архитектурный ансамбль.

Именной указ Святейшему синоду «Об устроении в Санкт-Петербурге Девичьего монастыря в том месте, где находится дворец Ея Императорского Величества, называемый «Смольный», последовал 29 октября 1748 года, а на следующий день в присутствии императрицы и высшего духовенства состоялась торжественная закладка собора будущего монастыря.

Весной начали рыть котлованы и забивать сваи. Всего под здания монастыря было забито около 60 тыс. свай. Эта чрезвычайно трудоемкая работа велась медленно, что позволило Ф.-Б. Растрелли несколько раз переделывать проект с учетом меняющихся требований императрицы. Окончательный вариант был утвержден Елизаветой Петровной в 1750 году.

Монастырь в плане имел форму равностороннего греческого креста, в центре которого расположен пятиглавый собор. Храма такой величины в России еще не существовало. Высота собора составляла 44 сажени (93 метра). Императрица повелела соорудить при въезде в монастырь колокольню по образцу московской колокольни Ивана Великого, и Ф.-Б. Растрелли спроектировал многоярусную звонницу небывалой для того времени высоты - 140 метров, выше Петропавловского собора. Первый ярус ее служил въездной аркой, второй - надвратной церковью, остальные были собственно звонницами.

В соответствии с принятой в XVIII веке строительной практикой архитекторы не делали детальных рабочих чертежей. Вместо них на стройке в специальной «модельной светлице» находилась деревянная модель будущего сооружения, выполненная с большой точностью. Модель Смольного монастыря изготавливалась под непосредственным руководством Ф.-Б. Растрелли в 1750-1756 годах в мастерской Якоба Лоренцо. Модель сохранилась и в настоящее время находится в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств. Благодаря модели можно представить весь замысел архитектора, осуществленный не полностью, в том числе, облик грандиозной колокольни, которая так и не была выстроена. Поперечный разрез модели позволяет увидеть предполагавшееся внутреннее убранство собора.

В первые годы строительство монастыря велось с большим размахом. Специально для него были построены кирпичные заводы, создана «Контора по возведению Воскресенского Новодевичьего монастыря». Непосредственно работами руководил архитекторский помощник Христиан Кнобель. В 1755 году его сменил зять Ф.-Б. Растрелли архитектор Ф. Бертулиатти. Ежедневно на стройке было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день». К работам привлекли также специалистов из Италии, Германии и Швеции.

К 1756 году выстроили здания всех монастырских корпусов, в них начали отделывать кельи для монахинь. Были «сведены из железных дуг» главы угловых церквей, и началась работа по изготовлению медных золоченых украшений для глав и куполов. Постепенно возводились стены собора, и весной 1759 года приступили к кладке его сводов.

С началом в 1756 году Семилетней войны строительство не прекратилось, но значительно замедлилось - не хватало средств. Работы сосредоточились, главным образом, на достройке собора. Было решено отказаться от сооружения колокольни. Ф.-Б. Растрелли изменяет форму пятиглавия собора: он приближает ажурные башенки боковых глав к барабану центрального купола - теперь они должны служить звонницами. К 1761 году был доведен до сводов большой купол собора, покрыта кровля. Уже начали изготавливать церковную утварь, в 1757 году в Москве для монастыря были отлиты восемь колоколов. Ф.-Б. Растрелли выполняет эскизы внутреннего убранства...

В декабре 1761 года скончалась Елизавета Петровна. Уход императрицы коренным образом изменил историю монастыря, судьбу собора и жизнь самого Ф.-Б. Растрелли.

С восшествием на престол Екатерины II Ф.-Б. Растрелли вынужден был оставить строительство. В 1764 году он покинул Петербург и вернулся в Россию лишь незадолго до кончины, в 1771 году. Он так и не успел достроить лучшее свое творение - Смольный собор.

Главным архитектором Конторы по возведению монастыря был назначен Ю.М. Фельтен. Ему было предписано приспособить здания монастырских корпусов для нового учреждения - Воспитательного общества благородных девиц (Смольного института) - первого в России государственного женского учебного заведения, основанного 5 мая 1764 года Екатериной II. Через полгода императрица учредила подобное учебное заведение для девушек недворянского происхождения - Мещанское училище, для которого в 1770-х годах рядом с монастырем было построено специальное здание.

В 1760-х-1770-х годах строительство собора еще продолжалось - без Ф.-Б. Растрелли, но по его проектам. Работами руководил каменных дел мастер Эрколе Казасопра (Казасопре) - итальянец, работавший на строительстве вместе с Ф.-Б. Растрелли с 1750 года. Он завершил здание собора, возведя барабан, башни и купол. В 1768 году на фасадах собора установили лепные украшения, сделанные по рисункам Ф.-Б. Растрелли. Скульптор Франческо Ре выполнил модели золоченого убранства для церковных глав и купола. По этим моделям их выколачивали из листовой меди и золотили «через огонь». К началу 1780-х годов строительство собора постепенно остановилось. Внутри храма остались голые стены, загроможденные лесами, окна заколотили досками - как оказалось, на долгие десятилетия.

В начале XIX века к югу от монастыря началось грандиозное строительство: архитектор Джакомо Кваренги возводил новое величественное здание. Сегодня в нем располагается Администрация Санкт-Петербурга, в 1917 году здесь находился Штаб революции - Смольный.

А в 1808 году в это здание были переведены из монастырских корпусов воспитанницы Смольного института, тогда как в монастыре расположился Вдовий дом - общежитие для заслуживших монаршую милость престарелых и обедневших вдов военных и придворных чинов. Смольный институт, Мещанское училище, Вдовий дом - вокруг монастыря сложился целый комплекс учебных и благотворительных заведений. И только недостроенный храм представлял собой печальное зрелище.

Попечительница учебных заведений, вдовствующая императрица Мария Федоровна часто бывала в Смольном институте и Мещанском училище и сожалела о том, что великолепный собор стоит в запустении. Она не раз обращала особое внимание на постоянно ухудшавшееся состояние здания, которое годами не отапливали и не ремонтировали. Тогда же императрица предложила сделать этот храм собором обоих учебных заведений. При его осмотре в начале 1820-х годов члены Строительного комитета обнаружили на сводах значительные трещины, грозившие обрушениями, а высокие подвалы были затоплены водой.

Однако в силу ряда причин конкурс на проект завершения Смольного собора был объявлен по распоряжению императора Николая I лишь в 1828 году. К участию в нем пригласили архитекторов В.П. Стасова, К.И. Росси, О. Монферрана, А.А. Михайлова-младшего, А.И. Мельникова, А.Е. Штауберта, В. Беретти, И.И. Шарлеманя, Д.И. Висконти, Д.И. Квадри. Рассмотрев предложения В.П. Стасова по исправлению здания, архитекторы единодушно одобрили их и решили, что именно ему следует продолжить работу по достройке собора.

Василий Петрович Стасов (1769-1848) был известным петербургским зодчим, признанным мастером классической архитектуры. Он создавал Московские и Нарвские триумфальные ворота, возводил храмы гвардейских полков - Измайловский и Преображенский соборы, здание казарм Павловского полка на Марсовом поле и многие другие сооружения в Петербурге и его пригородах.

Получив задание завершить отделку Смольного собора, В.П. Стасов детально изучил здание, выполнил обмеры и чертежи фасадов и только после этого начал проектировать его внутреннее убранство.

По общему мнению участников конкурса, интерьер следовало выполнять в классическом стиле. Со времени закладки собора прошло уже 80 лет. Изменилась мода, изменились вкусы. На смену барочной пышности пришел строгий умеренный классицизм. Проект Ф.-Б. Растрелли в те годы считался «древним», излишне перегруженным ненужными украшениями, «которые всегда уменьшают величавость и красоту зданий», к тому же он был чрезвычайно дорогостоящим.

Противник излишней вычурности и театральной декоративности барочных украшений, сторонник простых и ясных форм классической архитектуры, В.П. Стасов, будучи профессиональным архитектором, не мог не оценить грандиозный замысел своего предшественника. Он писал о Ф.-Б. Растрелли: «Характер зданий его всегда величественен, смел... но обременен по тогдашнему времени множественными частыми выступами и украшениями». Несколько раз переделывая проект интерьера, Василий Петрович Стасов добился простого и строгого решения, сумев подчеркнуть красоту растреллиевской архитектуры - совершенство пропорций и необыкновенную легкость огромного пространства.

1 января 1832 года начала свою работу «Комиссия о докончании собора Воскресения Христа Спасителя при Смольном монастыре». Указом императора было объявлено о решении сделать Смольный собор собором всех учебных заведений в память об императрице Марии Федоровне. Для завершения строительства Государственное казначейство выделило 2 000 000 рублей ассигнациями.

В январе 1832 года в соборе установили сделанную из досок модель иконостаса в натуральную величину «для верного усмотрения и эффекта оного». После утверждения проекта иконостаса началось сооружение строительных лесов. В июне был отслужен молебен в связи с началом работ.

В первую очередь выполнялись важнейшие работы по исправлению здания: очистили от воды и мусора подвалы, заделали трещины в стенах, сводах, арках. Исправили многочисленные лепные детали отделки. Фасады собора оштукатурили и побелили пудожской известью. Купол и главы по желанию Николая I покрыли голубой кобальтовой краской с золочеными звездами. Для соборных звонниц в дополнение к восьми старым колоколам, которые все прошедшие годы «служили звоном» в малых церквях монастыря, изготовили двенадцать новых.

Одновременно велись внутренние работы. «С величайшим трудом», как вспоминал позже В.П. Стасов, в стенах пробили трубы для печей - по проекту Ф.-Б. Растрелли собор строился «холодным». Были завершены штукатурные работы, полы выложили ревельской плитой, из лиственничных деревьев изготовили двери и оконные рамы, установили чугунные хоры с решетками. На екатеринбургских заводах заказали мраморные ступени и площадки для алтарей. Скульптор Николай Кампиони выполнил отделку колонн и цоколей пилонов белым искусственным мрамором.

В январе 1835 года началась установка иконостасов. Сохранившиеся чертежи и описания позволяют воссоздать их облик. Главный иконостас представлял собой двухъярусную композицию, увенчанную шестиконечным с сиянием крестом и двумя коленопреклоненными фигурами ангелов, выполненными из алебастра художником Петром Васильевичем Свинцовым. Фон иконостасов был белым с золоченой резьбой. Образа для Смольного собора были первоначально заказаны в Академии художеств, однако академики запросили слишком высокую цену, и заказ передали частным художникам.

Среди многих мастеров, создававших эти иконы, - Алексей Гаврилович Венецианов, Петр Васильевич Басин, Федор Павлович Брюллов. Для южного придела собора А.Г. Венецианов выполнил запрестольный образ «Предстательство Пресвятыя Богородицы о храме и учебных заведениях». На иконе Божия Матерь окружена поющими ангелами, под Нею - монастырь с собором, церквями в голубых куполах с золотыми звездами. Рядом изображены воспитанницы младших возрастов Смольного института в форменных платьях коричневого, голубого и серого цветов. В центре иконы - девиз Воспитательного общества: «Призри с небесе Боже виждь и посети виноград сей и утверди и его же насади десница Твоя». Этот образ, единственный сохранившийся из живописного убранства собора, находится сегодня в Государственном Русском музее.

Иконостасы трех приделов собора насчитывали 40 икон и отделялись от главного пространства балюстрадами, состоящими из 145 хрустальных балясин, выполненных на Мальцевском заводе Орловской губернии.

У центрального южного пилона было устроено Царское место, частью сохранившееся и сегодня. К нему вели две мраморные ступени с мраморными завитками по сторонам. Над ступенями находилась золоченая сень, увенчанная резной короной и обитая малиновым бархатом, с боковыми занавесами.

На противоположном центральном пилоне была укреплена памятная доска белого мрамора, на которой была надпись, выполненная бронзовыми золочеными буквами: «Сей храм наименован собором всех учебных заведений в память императрицы Марии Федоровны благотворительницы юношества. Родилась 1759 года Октября 14. Скончалась 1828 года Октября 24».

Собор освещался при помощи установленных на карнизе 154 жирандолей со свечами. Позднее перед иконостасами повесили бронзовые с хрусталем паникадила. На Пасху в храме зажигали 1250 свечей весом более шести пудов.

Для отопления вдоль стен были установлены 22 круглые печи в железных футлярах, выполненных в виде храмиков, с соединявшимися вверху чугунными трубами. В алтарной части имелись изразцовые печи и мраморные камины.

Одновременно с отделкой собора В.П. Стасов составил проект благоустройства окружающей территории. В ограде монастыря был прорезан широкий проезд, по сторонам которого выстроили два здания для церковнослужителей. Неразрывной частью ансамбля стала ограда, изготовленная в 1834 году на Александровском чугунолитейном заводе по рисунку В.П. Стасова. Она образовала перед собором полукруглую площадь и соединила здание с монастырскими корпусами.

20 июля 1835 года митрополит Новгородский и Петербургский Серафим освятил храм во имя Воскресения Христова. Северный придел был освящен во имя св. прав. Елизаветы - в память основательницы монастыря императрицы Елизаветы Петровны, южный придел - во имя св. равноап. Марии Магдалины, в память императрицы Марии Федоровны, покровительницы учебных заведений. В честь освящения собора была отлита большая золотая медаль, хранившаяся в дарохранительнице собора.

В день св. равноап. Марии Магдалины, 22 июля, в день именин императрицы Марии Федоровны, состоялось торжественное богослужение в честь открытия Воскресенского Смольного собора. На церемонии присутствовало более 5 тыс. человек, члены царской семьи, воспитанники и воспитанницы учебных заведений Петербурга.

Назначенный храмом всех учебных заведений, Смольный собор являлся и приходским, так как церквей в этой частй города не хватало. К собору были приписаны обывательские дома, в конце XIX века у него было около 6 тыс. прихожан.

Начиная с середины XIX века все чаще стало звучать мнение о несоответствии внутренней классической отделки собора его наружной архитектуре. Эта тема вновь стала предметом обсуждения в 1870-х годах, когда возникла необходимость ремонта обветшавших за 40 лет иконостасов. Позолота на них почернела и во многих местах была утрачена. По отзыву специалистов Академии художеств, исправление позолоты иконостасов требовало почти таких же затрат, как и сооружение новых, при этом иконостасы остались бы по-прежнему «в несоответствии с наружной архитектурой». Поэтому решено было сделать для собора новые иконостасы, выполненные «в духе графа Растрелли», при этом установить в них старые иконы. Составление проекта поручили академику Максимилиану Егоровичу Месмахеру. Новый центральный иконостас был освящен 21 декабря 1875 года. Он был выше прежнего, и художник Л.С. Игорев написал для него пять новых образов. Столярную работу выполнял мастер Е. Шрадер. Лицевую часть иконостасов окрасили в темно-коричневый цвет, резные детали позолотили. В 1883 году по рисункам М.Е. Месмахера изготовили и установили новые иконостасы в боковых приделах. Впоследствии фон иконостасов был заменен на белый, с золоченой резьбой.

В течение всех лет своего существования собор требовал частых ремонтов. Из-за свечного освещения, несовершенной системы отопления и отсутствия вентиляции белые стены и своды быстро загрязнялись. Устроенные в 1835 году чугунные печи со временем пришли в негодность и сильно коптили. Дымовые каналы, пробитые в стенах, оказались узкими, их было трудно прочищать, они забивались сажей, что приводило к выбросам дыма в собор. В куполе отопительные приборы отсутствовали вовсе, в результате чего теплый воздух из нижней части собора поднимался наверх, и в соборе было холодно. В 1886 году систему отопления собора полностью переоборудовали. По проекту предполагалось установить шесть кирпичных калориферов и провести в стенах особые каналы и душники. Одновременно с устройством отопления в соборе был проведен водопровод, а в 1902 году устроено электрическое освещение.

В 1914 году в Санкт-Петербурге пышно отметили 150-летие Воспитательного общества благородных девиц. При подготовке к юбилею собор был полностью отремонтирован. На площади перед ним планировали установить памятник императрице Марии Федоровне, однако осуществить этот уже утвержденный проект помешала Первая мировая война.

Размеренная жизнь храма была прервана революционными событиями. В годы советской власти собор постигла участь многих православных храмов России: в 1922 году из него были изъяты церковные ценности, а собор был закрыт для верующих и использовался как склад.

В 1970-1980 годах Смольный собор являлся филиалом Государственного музея истории Ленинграда. В здании располагалась экспозиция «Ленинград сегодня и завтра», рассказывающая о достижениях ленинградской промышленности.

В 1989 году Смольный собор стал концертно-выставочным залом.

В 2004 году концертно-выставочный зал «Смольный собор» вошел в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

Сегодня концертная афиша Смольного собора занимает заметное место в культурной жизни города. В нем выступают лучшие хоровые коллективы России, симфонические оркестры. Проходят вечера камерной, скрипичной, фортепианной, виолончельной музыки. Особенно органично звучит здесь русская хоровая музыка и музыка эпохи барокко. В соборе проводятся фестивали хоровой музыки, международные конгрессы и культурные акции.

В Смольном соборе организуются также художественные и исторические выставки, адресованные самому широкому кругу посетителей.
Источники: 1. Брошюра «Смольный собор»
Дата публикации - 15.10.2010

Закладки

| Еще