Интернет-портал по истории и генеалогии

История храмов, монастырей:
Церковь преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге

Церковь преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге

Церковь преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Церковь преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге.

Мозаика на фронтоне церкви.

Мозаика на фронтоне церкви.

Мозаика. Серафим Саровский.

Мозаика. Серафим Саровский.

Преподобный Серафим Саровский.

Преподобный Серафим Саровский.

Серафимовская церковь.

Серафимовская церковь.

Деревянная часовня-усыпальница Синицыных постройки 1910-х гг.

Деревянная часовня-усыпальница Синицыных постройки 1910-х гг.

Могилы моряков, погибших на подводной лодке «Курск».

Могилы моряков, погибших на подводной лодке «Курск».

Памятник морякам, погибшим на АПРК «Курск».

Памятник морякам, погибшим на АПРК «Курск».

Памятник на мемориале воинам-«афганцам».

Памятник на мемориале воинам-«афганцам».

Церковь во имя святого преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище — один из самых известных и почитаемых храмов северной столицы. В 2006 году исполнилось 100 лет со дня его закладки.Устройство храма связано с основанием нового некрополя на северо-западной окраине Санкт-Петербурга, в местности «Старая Деревня», где единственным приходским храмом долгое время была Благовещенская церковь. В 1903 г., когда Благовещенская церковь уже не вмещала разросшийся приход и кладбище также требовало расширения, по ходатайству причта и местных жителей был выделен участок церковной земли в 27,5 квадратных сажен для устройства кладбища и деревянной церкви.

Закладку храма по проекту архитектора А.Ф. Барановского освятил 25 июля 1906 г. благочинный, настоятель Спасо-Сенновской церкви протоиерей Н.А. Травинский. Через 87 дней строительство было завершено. Идея освящения храма во имя преподобного Серафима Саровского возникла не случайно. В 1903 г., после многолетнего народного почитания, произошла канонизация преподобного. Саровские торжества проходили при огромном стечении людей: «Святая Русь пришла на торжество своего святого, родного, "нашего" батюшки». Серафимовская церковь стала одним из первых храмов, посвященных любимому в народе святому.

Одноэтажное деревянное здание храма построено по традиционной для русского церковного зодчества трехчастной схеме: в плане представляет собой три примыкающих друг к другу прямоугольника. Наиболее широкая западная часть включает притвор, над которым расположена колокольня, трапезную и боковые приделы; средняя часть — центральный четверик с боковыми притворами. Более узкая восточная часть состоит из апсиды и окружающих ее служебных помещений, в том числе ризницы. В объеме здания доминируют высокий четверик и колокольня, завершенные четырехгранными шатрами с луковичными главками на барабанах. Резное убранство фасадов — в русском стиле. Церковь Преподобного Серафима Саровского — интересный и редкий для С.-Петербурга образец деревянной церковной архитектуры начала ХХ в., отражает традиции каменного зодчества в русском стиле. Приделы трехпрестольного храма (правый — во имя Св. Мученицы Царицы Александры, небесной покровительницы Императрицы Св. Александры Феодоровны; и левый — во имя Покрова Пресвятой Богородицы) отделены от основного объема храма с тем, чтобы можно было одновременно служить Литургию и отпевать или совершать иные требы.

При церкви располагались часовня-покойницкая и сторожка-контора. Напротив храма — деревянная часовня-усыпальница Синицыных постройки 1910-х гг.

После революции до 15 декабря 1923 г. храм продолжал быть приписным к Благовещенской церкви. Первыми настоятелями были священники Иаков Журавский и Павел Пашский, автор наиболее полного исторического описания Серафимовского кладбища. Затем до 2 октября 1937 г. перешел к радикальной обновленческой группе «Живая Церковь», его настоятелем был печально известный руководитель группы «протопресвитер» Владимир Красницкий. Отец Павел Пашский сказал перед уходом своим прихожанам, что в «красной» церкви им делать нечего. В ночь с 9 на 10 августа 1925 г. были похищены иконы главного иконостаса и запрестольный образ. К февралю 1927 г. написаны новые иконы на холсте, сохранившиеся доныне.

В октябре 1933 г. со звонницы были сняты все четыре колокола (звоны воссозданы к 1944 г.). После смерти Красницкого в ноябре 1936 г., похороненного при входе в храм, настоятелем стал уклонившийся в живоцерковничество иерей Иаков Журавский (расстрелян в 1937 г.). Храм закрывался только в блокадную зиму 1942 г. - с 22 января до апреля Райсоветом в нем был устроен «склад-распределитель приема покойников». Все имущество было «свалено к алтарям». 28 апреля 1942 г. храм был передан общине Патриаршей Церкви и возрожден. Когда пришла весть о снятии блокады, колокола храма звонили двое суток.

Настоятелем храма с 1981 г. являлся протоиерей Василий Ермаков — один из самых заслуженных и почитаемых священнослужителей епархии. В течение 25 лет настоятельского служения в Серафимовском храме о. Василий личным примером, словом проповеди призывал русских людей вернуться к вере, жить по заповедям Божиим: «Есть великая сила — Бог, Бог вас хранит, защищает, только вы-то станьте ближе к Богу. Трудно? — Трудно! А утешение — в молитве, в благодати, в радости и благополучии, которые Господь дарует нам».

С историей храма неразрывно связана и история Серафимовского кладбища. В начале Великой Отечественной войны оно стало вторым после Пискаревского местом массовых захоронений жителей Ленинграда и воинов. В блокаду на кладбище было погребено более 100 тысяч ленинградцев. На месте 16 братских могильных холмов, близ входа со стороны Серебрякова пер., в 21-ю годовщину снятия блокады, был открыт мемориал (арх. Я. И. Лукин). Напротив, слева от входа по Центральной дороге — участки, где погребены флотоводцы, преподаватели Военно-морской Академии. Здесь же Братская могила 7 моряков миноносца «Славный», погибших 1 мая 1943 г.

Воинская мемориальная традиция на кладбище имела продолжение и после Великой Отечественной войны. Часть Центральной дорожки со стороны Богатырского пр. с 2000 г. носит имя Аллеи Героев. Здесь погребены погибшие при исполнении служебного долга: моряки, пожарники, павшие смертью храбрых, когда горела гостиница «Ленинград». Погибшим 16 февраля 1982 г. в Атлантическом океане морякам теплохода «Механик Тарасов» установлен кенотаф — площадка с девятнадцатью гранитными стелами. 25 марта состоялась закладка мемориала на братском захоронении воинов-«афганцев», открытие мемориала (скульптор Е. Ротанов, архитекторы В. Новосадский, Ф. Романовский) состоялось 2 августа 1995 г. 6 мая 2000 г., в день святого Георгия Победоносца, «в его память и в память об убиенных на поле брани в Афганистане и Чечне» о. Василием Ермаковым была освящена часовня. 12 августа 2003 г. состоялось торжественное открытие памятника морякам, погибшим на АПРК «Курск». На Серафимовском кладбище погребены 32 члена экипажа.

Серафимовское кладбище не менее известно как некрополь деятелей науки и культуры. Здесь нашли последнее земное пристанище многие архипастыри, пастыри Русской Православной Церкви, преподаватели духовных школ. Среди них архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий (Кривошеин, 1900-1985), протоиереи Евгений Белков, Стефан Дымша, Павел Пашский, Василий Раина, иерей Анатолий Грицюк, литургист Н. Д. Успенский, а также почивший 3 февраля настоятель храма о. Василий Ермаков. Да упокоит Господь в селениях праведных всех погребенных на Серафимовском кладбище.

На Серафимовском кладбище, совсем рядом с церковью, находится полузабытая могила великого русского художника Павла Николаевича Филонова.

В настоящее время в Серафимовском храме совершаются ежедневные богослужения. Литургия в будни в 10 ч., в воскресенье и праздники — в 7 и 10 ч., вечернее богослужение — в 17 ч.
Дата публикации - 17.10.2010

Закладки

| Еще