Интернет-портал по истории и генеалогии

История храмов, монастырей:
Спасо-Парголовская церковь в Санкт-Петербурге

Спасо-Парголовская церковь в Санкт-Петербурге

Спасо-Парголовская церковь в Санкт-Петербурге.

Спасо-Парголовская церковь в Санкт-Петербурге.

Спасо-Парголовская церковь сегодня.

Спасо-Парголовская церковь сегодня.

Граф Пётр Иванович Шувалов.

Граф Пётр Иванович Шувалов.

Часовня на месте первого деревянного храма.

Часовня на месте первого деревянного храма.

Станция Шувалово Финляндской железной дороги.

Станция Шувалово Финляндской железной дороги.

Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский).

Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский).

Спасо-Парголовский храм.

Спасо-Парголовский храм.

Северный придел храма во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Северный придел храма во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Спасо-Парголовская церковь находится рядом с церковью Александра Невского.

Спасо-Парголовская церковь находится рядом с церковью Александра Невского.

Церковь Александра Невского на Шуваловском кладбище в Санкт-Петербурге.

Церковь Александра Невского на Шуваловском кладбище в Санкт-Петербурге.

Ныне существующая каменная Спасо-Парголовская церковь была освящена в 1880 году, однако история прихода в Шувалово началась намного раньше. Поселение Парголово существовало уже в начале XVI века (упоминается в переписных окладных новгородских книгах, которые велись для сбора и учёта податей), но оно находилось в то время значительно севернее места, где стоит храм.

В первой половине XVIII века эти земли были пожалованы как майоратное владение (то есть не подлежащее продаже и передаче, как целиком, так и по частям) графам Шуваловым, которые перевезли сюда часть крестьян из своих имений в средней полосе России. Тогда в районе будущего храма возникла Большая Суздальская слобода, названная по происхождению крестьян (из Суздальской губернии). Ныне об этом напоминают нам названия: Суздальские озёра и Суздальский проспект. Именно здесь, в Суздальской слободе, на самой высокой точке горы у большого озера и был возведён на средства графа Петра Ивановича Шувалова (1710?-1762) в 1754-1755 годах первый деревянный храм во имя Нерукотворенного Образа Спасителя. На его освящении 7 сентября 1755 года присутствовала Императрица Елизавета Петровна. Со времени существования первого храма и до строительства храма каменного причт состоял из священника, дьячка и пономаря. Первым священником нового храма стал отец Иоанн Дмитриев, который перешёл в него для служения по приглашению графа П.И. Шувалова «от Троицкой церкви, что в Галерной гавани». После строительства храма Большая Суздальская слобода стала именоваться Спасским селом. Первый храм простоял недолго и сгорел от удара молнии 31 мая 1791 года. На его месте была сооружена каменная часовня из красного кирпича, которая стоит и поныне, а в настоящее время реставрируется.

В следующем году, на склоне холма, чуть ближе к селу, на средства графини Екатерины Петровны Шуваловой, урождённой Салтыковой (1743-1816), по проекту известного архитектора Луиджи Руска (1758-1822) был сооружён новый деревянный храм. Облик второго храма на горе над озером был запёчатлён на рисунке 1825 года художника Г. Г. Чернецова (1802-1865), о храме упоминает А.С. Грибоедов в очерке «Загородная поездка», опубликованном в газете «Северная пчела» от 26 июня 1826 года: «Разного рода мысли и чувства возбуждает, несколько вёрст далее, влево от большой дороги, простота деревенского храма. Одинок и построен на разложистом мысе, которого подножие омывает тихое озеро».

Ещё в 30-х годах XIX века сюда из Санкт-Петербурга приезжали дачники, снимавшие на лето крестьянские домики. Вторая волна «дачного бума» пришлась на 60-е годы. Село Спасское, которое тогда называлось уже Первым Парголовым, из всех окрестных поселений стало самым «фешенебельным». По соседству с ним возникают дачные местности Шувалово и Озерки. В 1870 году открывается Финляндская железная дорога, а в 1877 году графы Шуваловы, ввиду затруднительного
финансового положения, получают Высочайшее Разрешение на продажу части своего майоратного имения «Товариществу на паях для устройства дачных помещений в Шувалове». К этому времени деревянный храм, построенный для крестьян, уже обветшал и, главное, не мог вмещать всех нуждающихся в церковном окормлении. Каменный храм, проект которого был создан гражданским инженером Константином Алексеевичем Кузьминым (1834-?), был заложен 11 июля 1876 года.

Новый парголовский храм строился под руководством церковно-приходского попечительского общества, председателем которого был Светлейший Князь Павел Андреевич Воронцов-Шувалов (1845-1885). Сооружался храм на средства крестьян и дачников, собравших около 70 тыс. рублей. Старый деревянный храм был сохранён, а позже (в 1885-1886 годах) отремонтирован под руководством того же К.А. Кузьмина и заново освящён во имя св. благоверного князя Александра Невского. В советское время, после 30-х годов его использовали только для отпеваний, постоянные богослужения возобновились в нём в 1967 году, после того, как была снесена Троицкая церковь в Лесном.

В новый храм из старого были перенесены древние святыни, как привезённые крестьянами графа Шувалова из средней России, так и пожертвованные прихожанами: резная из мамонтовой кости икона Успения Божией Матери XVI века; икона Троицы 1678 года, с указаниями фамилий крестьян, переехавших к нам из Суздальской губернии; резной кипарисовый Крест с изображениями Страстей Господних и двунадесятых праздников; старинная икона Всех Святых с шестью частицами мощей. К сожалению, большинство этих святынь ныне утеряны.

Основателем и строителем каменного Спасо-Парголовского храма является протоиерей Александр Александрович Налимов (1825-1883), служивший в деревянном храме с 16 мая 1871 года. В 1877 году он был назначен помощником благочинного, а в 1878-1879 годах был благочинным Заречного округа (освобождён от должности по болезни сердца).

Отец Александр происходил из священнической семьи. Окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию в 1847 году. 10 октября 1849 года рукоположен в сан пресвитера и назначен в приходскую церковь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского в городе Новой Ладоге (при которой была и церковь Нерукотворенного Образа). В Новой Ладоге о. Александр также был помощником благочинного. Отец Александр занимался демографическими исследованиями по Новоладожскому уезду, за что был награждён серебряной медалью Императорского Русского географического общества. У отца Александра и его матушки Марии Васильевны было пятеро детей: архиепископ Владимиро-Суздальский Николай (1852-1914); придворный протоиерей Владимир (1856-1909), кандидат богословия и методист-законоучитель протоиерей Симеон (1858-1907); супруга первого настоятеля каменного Спасо-Парголовского храма Василия Петровича Юноковского Анна (1859-1940); профессор патристики С.-Петербургской Духовной академии протоиерей Тимофей (1862-1925). Трое из них: Владимир, Симеон и Анна похоронены на Шуваловском кладбище.

О. Александр заканчивал строительство Спасо-Парголовской церкви, будучи уже больным, а ко времени её освящения находился за штатом. Умер он 6 апреля ст. ст. 1883 года. Погребён у главного алтаря нашего храма. Его сын, владыка Николай, в бытность свою архиепископом Финляндским и Выборгским в 1899-1905 годах часто служил в нашем храме, потому что рядом с храмом находилась могила его отца, а сестра была супругой настоятеля. Местные крестьяне очень любили его и встречали хлебом-солью, а после его смерти в Петербурге 13 июля 1914 года в Троицком Соборе Александро-Невской Лавры священники и прихожане Спасо-Парголовского храма молились у его гроба. Могила владыки сохранилась на Лаврском Братском кладбище.

Новый трёхпридельный, рассчитанный на 850 человек Парголовский храм Спаса Нерукотворенного Образа, построенный в византийском стиле, был освящён митрополитом С.-Петербургским и Ладожским Исидором 8 сентября ст. ст. 1880 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. Боковые приделы были освящены: южный – в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, а северный – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Четыре раза в год отмечаются в храме престольные праздники: 29 августа – в день иконы Спаса Нерукотворенного Образа (Центральный придел); 14 октября – в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы; 22 мая и 19 декабря – в дни памяти Святителя и Чудотворца Николая. Изящный белый храм с двумя голубыми куполами стал украшением окрестностей.

Приход Спасо-Парголовского храма был весьма обширен, и включал в себя парголовских и шуваловских жителей, а также живущих у Поклонной Горы и рядом с Успенским (ныне Северным) кладбищем. К приходу были приписаны церковь Петра и Павла в Шуваловском парке (построена в 1840 году по проекту арх. А.П. Брюллова, освящена 27 июня 1846 года), часовня во имя Александра Невского на Вокзальной горе (у Выборгского шоссе, постр. в 1881 г., рядом – памятник императору Александру II) и часовня в дер. Новосёлки. 9 (22) мая ежегодно устраивался большой крестный ход по окрестным деревням.

Храм на горе надолго оставался единственным духовным центром стремительно развивающейся дачной окраины столицы. При храме имелась библиотека, где хранились метрические книги, самые ранние записи в которых датировались серединой XVIII века. Священники храма являлись законоучителями окрестных земских крестьянских школ, две из них (I Парголовская и Шуваловская) находились совсем рядом с храмом. Сохранилась фотография молебна, открывающего праздник в пожарной части I Парголова, находившейся в двух шагах от храма.

В начале XX века при храме существовало церковноприходское попечительство, ежемесячно помогавшее деньгами двадцати беднейшим семьям прихода; на великие праздники раздавались денежные и продуктовые подарки более чем на 700 руб; проводились мероприятия по борьбе с холерой. За счёт церкви «неимущим школьникам, путешествующим и дровосекам в лесу до 80 человек за месяц раздавался чай и сахар», и каждый месяц 300-400 человек из «безработного и проходящего люда» были накормлены обедом. Председателем попечительства являлся настоятель прихода.
Можно с уверенностью утверждать, что Спасо-Парголовский храм посещали представители творческой интеллигенции, снимавшие дачи неподалёку или гостившие у своих друзей: Н.С. Лесков, А. Блок, Д.И. Мамин-Сибиряк, И.Е. Репин, Ф. Шаляпин и многие другие.

Когда возникло окружающее храм Шуваловское клабище - в точности неизвестно. Протоиерей Василий Петрович Юноковский утверждал в 1910 году (видимо, исходя из метрических книг), что первое захоронение было произведено здесь в 1769 году. Ныне самой старой из существующих могил считается могила Елизаветы Михайловны Кассель, умершей в 1843 году. Бытует мнение, что кладбище во всё время своего существования оставалось непопулярным и малозаметным. Однако это не так. Уже в XIX веке здесь хоронили лиц знатного происхождения и священнослужителей. Так, до революции здесь были похоронены статс-секретарь Государственного Совета В.А. Железников (1841-1889) с супругой; сенатор, генерал-лейтенант, наказной атаман Оренбургского казачьего войска, Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор Г.В. Жуковский (1800-1880); протоиерей церкви при доме градоначальника о. Пётр Симеонович Никольский (ум. 1893 г.); протоиереи о. Феодор Лекарев (1848-1911), о. Иоанн Ветвеницкий (1819-1886) и другие священнослужители; представитель старейшего дворянского остзейского рода O.K. фон Беренс (1838-1890); П.Н. Бодиско, урожд. графиня Нирод (1839-1905); одна из первых в России женщин-врачей А.Н. Жегина (1855-1896), архитектор, академик И.А. Монигетти (1819-1878) и другие.

На рубеже XIX и XX веков храм уже не мог вмещать всех приходивших богомольцев. В летние праздники: на Троицу, Преображение вокруг него стояли толпы народа. Было решено построить ещё один храм у Поклонной горы. И 4 мая 1904 года при участии св. прав. Иоанна Кронштадтского была освящена новая Свято-Троицкая церковь в Озерках (ныне - баптистская).

В годы советской власти Спасо-Парголовская церковь оставалась одним из немногих никогда не закрывавшихся храмов епархии. На сегодняшний день известно трое клириков нашего прихода, принявших мученический венец от богоборческих властей. Это настоятель храма, протоиерей Алексей Грацианов (1879, 1881?-1942?), арестованный и высланный в Астрахань в 1935 году, умерший в заключении; протоиерей Николай Краснопевков (1894-1941), который был сыном диакона нашего храма, о. Михаила Краснопевкова и служил здесь с 1918 по 1931 год, он был арестован в 1937 году и погиб в концентрационном лагере на Колыме; настоятель нашего храма протоиерей Стефан Черняев (1886-1937), расстрелянный в Ленинграде 12 ноября 1937 года. Исповедниками веры, пережившими гонения за имя Христово были о. Владимир Шамонин (1882-1967), настоятели протоиерей Филофей Поляков (1893-1958), Александр Мошинский (1885-1955) и, вероятно, другие.

Во время Великой Отечественной войны храм стал утешением в скорбях всем страждущим от голода и лишений. Подтверждением этому служит медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», которой был награждён наш блокадный настоятель протоиерей Александр Мошинский.

В конце войны, в 1944 г. в наш храм был назначен в качестве штатного священника исповедник, опытный пастырь, подвижник и поэт протоиерей Владимир Шамонин, память о котором трепетно хранится в нашем приходе. Происходил из дворян. Родился в Орле. За сочувствие волнениям 1905 года был отчислен из юнкерского училища, попал в Петропавловскую крепость, но раскаялся и по поручительству столичного митрополита Антония (Вадковского) поступил в Духовную Академию. Служил в с. Покровское (ныне ст. Войбокало), потом в Феодоровском соборе, был настоятелем в Николо-Барградском храме, известном тогда на всю столицу чудотворной иконой Божией Матери «Скоропослушница», в храме св. Бориса и Глеба на Синопской набережной. В 1933 году арестован, провёл несколько месяцев в тюрьме, затем выслан на Дальний Восток. Был любим всеми ссыльными от духовных и политических до уголовников, изумляя всех кротостью, любовью, силою духа, отзывчивостью и стремлением помочь каждому. В 1937 году был возвращён из ссылки, без права проживания в крупных городах. Смог вернуться в Ленинград и к служению лишь в конце войны. Вначале, по разрешению о. Александра Мошинского до воссоединения с семьёй жил в сторожке при храме. Был очень любим прихожанами. Многие приезжали к нему с других концов города. Похоронен о. Владимир вместе с матушкой недалеко от стен Спасо-Парголовской церкви у дороги, объединяющей оба храма.

В 50-е годы в нашем храме часто совершались архиерейские богослужения с участием епископов Симеона (в миру Сергея Ивановича Бычкова, 1882-1952), ректора Ленинградских Духовных школ и Романа (Романа Йоханновича Танга, 1893-1963). Епископ Лужский Симеон служил в нашем храме ещё до архиерейской хиротонии в 1937-1938 и в 1941-1942 годах в качестве священника. С нашим настоятелем о. Александром Мошинским его связывали дружеские отношения. И похоронены они также у стен Спасо-Парголовской церкви почти рядом. Владыка Роман был сначала епископом Таллинским (1950-1955 годы), затем Лужским (до 1956 года), обе эти кафедры являлись Ленинградскими викариатствами. Епископ Роман также хорошо знал и уважал о. Александра Мошинского и после богослужений часто заходил к нему на чай в его дом на озере, а после смерти возглавил отпевание «блокадного настоятеля».

В советское время Шуваловское кладбище стало последним приютом как для многих известных городских священнослужителей, так и для деятелей науки и искусства. Здесь обрели упокоение духовник епархии протоиерей Иоанн Цветаев (1881-1966), ученый-историк, искусствововед и священник, духовник семинарии, протоиерей Владимир Каменский (1897-1969), «ленинградский златоуст», протоиерей Александр Медведский (1890-1973), протоиерей Евгений Вендеревский (1910-1974), почитаемая многими молитвенница и прозорливица «старица Никольская» схимонахиня Мария (1884-1971) и многие другие священники, диаконы, монашествующие. Ежегодно, в первую субботу после Радоницы у могил священнослужителей и монахов служится большая панихида. Среди похороненных на кладбище в советское время, нельзя не упомянуть врача тибетской медицины, крестника Императора Александра III П.Н. Бадмаева (1849-1920); оперного певца, драматического тенора Н.К. Печковского (1896-1966); востоковедов В.М. Алексеева (1881-1951), С.Е. Малова (1880-1957), Н.В. Юшманова (1896-1946); языковеда-слависта В.И. Чернышёва (1866-1949); профессора-химика, историка Петербурга В.Я. Курбатова (1878-1957); полярного капитана В.И.Воронина (1890-1952); почвоведов С.С. Неустроева (1874-1928); К.Д. Глинку (1867-1927) и П.В. Вершинина (1899-1960); скульптора В.В. Лишева (1877-1960), четырёх из шести братьев Бутусовых, стоявших у истоков отечественного футбола: Михаила (1900-1963), Константина (1885-1942), Александра (1895-1942) и Василия (1892-1971).

В 1954 году территория Первого Парголова вошла в городскую черту, и храм, перестал относиться к Пригородному благочинию. В 70-е годы к храму приблизилась городская застройка. Деревянные дома по правой стороне Выборгского шоссе были уничтожены, а население округи увеличилось в десятки раз. Храм стал настоящим городским храмом. Именно в эти годы (с 1976 года) сюда вернулся замечательный пастырь, протоиерей Василий Лесняк, служивший здесь ещё в 1952-1957 годах. Он был настоящим подвижником православия. Ещё до падения богоборческой системы он создал вокруг себя кружок активной православной молодёжи, из которого вышел не один десяток пастырей, монашествующие и архиерей. Причём многие из них повстречались с батюшкой ещё не будучи воцерковлёнными. В первую половину 90-х годов, когда о. Василий стал настоятелем, храм стал центром возрождения православно-педагогического, литературно-православного, православно-медицинского направлений деятельности в нашем городе. При этом о. Василий был опытным духовником, отзывчивым и искренним человеком, всего себя, несмотря на недуги, отдававший служению людям и Церкви.

После кончины о. Василия милостью Божией к нам был назначен настоятелем соученик о. Василия по Жировицкой Духовной Семинарии и Ленинградской Духовной Академии опытный, один из самых уважаемых пастырей епархии протоиерей Михаил Сечейко. Стараниями о. Михаила храм продолжает украшаться и реставрироваться, процветает воскресная школа, вдохновенны богослужения, начато издание приходской газеты «Спасо-Парголовский листок».

Настоятели Спасо-Парголовского храма


1. Протоиерей Василий Петрович Юноковский (1839-1918), настоятель с 1880 по 1917 гг. Родился в Псковской епархии в семье диакона. В 1871 г. окончил Псковскую Духовную семинарию. Был законоучителем Новоржевского городского училища. С 1875 по 1880 гг. учитель Санкт-Петербургского духовного училища. Женился на дочери настоятеля Спасо-Парголовского храма о. Александра Налимова, которая была на 20 лет моложе его, и, по традиции того времени, «унаследовал» настоятельство. Рукоположен во священника и назначен к Спасо-Парголовскому храму в 1880 г. Был законоучителем в двух земских парголовских школах, помощником благочинного (с 1898 г.), председателем приходского попечительского совета. Имел двух дочерей: Александру и Людмилу. Его настоятельство остаётся рекордным по продолжительности. Похоронен у апсиды Покровского придела. Рядом похоронена его супруга, пережившая мужа на 22 года.

2. Протоиерей Алексей Алексеевич Грацианов (1879, 1881?-1942?), настоятель с 1917 по 1935 гг. Родился в семье священника. Во иерея рукоположен в 1904 г. К Спасо-Парголовскому храму назначен для служения в 1912 г. Был законоучителем в I Парголовской земской школе. С 1917 г. – протоиерей. До ареста и высылки арестовывался трижды, был в заключении в «Крестах». После 1935 г. был в ссылке в Астрахани. Работал сторожем. Вновь арестован и приговорён к 10 годам заключения в 1937 г. Умер в заключении. Посмертно реабилитирован в 1989 г.

3. Протоиерей Стефан Иоаннович Черняев (1886-1937), настоятель с 1935 по 1937 гг. Родился во Пскове. С 1917 по 1935 г. служил в Петропавловской церкви села Лесное Ленинградской обл. Впервые был арестован в 1931 г. Арестован вновь 9 октября 1937 г. Особой тройкой УНКВД ЛО 4 ноября 1937 г. приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Ленинграде 12 ноября 1937 г.

4. Протоиерей Александр Иоаннович Мошинский (1885-1955), настоятель с 1938 по 1955 гг. Родился в священнической семье в селе Карбозеро (ныне территория Ленинградской области). В 1907 г. окончил Олонецкую Духовную семинарию, сразу же рукоположен во диакона, через несколько дней – во священника и назначен для служения к Лядинской церкви Каргопольского уезда Олонецкой епархии. В 1911 г. перемещен священником в Порожскую Константино-Еленинскую церковь Вытегорского уезда Олонецкой епархии. До 1911 г. состоял членом Благочиннического совета и заведующим страховым отделом для страхования церквей и других зданий духовного ведомства. В 1913 г. перемещён настоятелем в Саминскую Ильинскую церковь Вытегорского уезда Олонецкой епархии. С 1916 г. – настоятель Оштинской Богоявленской церкви Лодейнопольского уезда Олонецкой епархии. (В каждом из выше означенных приходов состоял законоучителем местных училищ.) В 1923 г., по одним данным, подвергался гражданскому суду за преподавание Закона Божия частным образом, по другим – провёл в заключении 4 месяца за сопротивление обновленцам. В 1924 г. был удостоен сана протоиерея. В 1931 г. назначен настоятелем в Киришскую (Солецкую) Рождества Богородицы церковь. 26 февраля 1933 г. назначен настоятелем в Подпорожскую Димитриевскую церковь, а уже 13 ноября 1933 г. – в Пулковскую Смоленскую церковь под Ленинградом. В 1935 г. удостоен права ношения митры. 9 января 1938 г. перемещен настоятелем в Спасо-Парголовскую церковь. Прослужил настоятелем всю блокаду, отпевал умерших от ран, голода и лишений, ходил по требам на дом. Награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1944 г. назначен благочинным Пригородного округа, куда входили в разное время от 19 до 16 храмов от Гатчины до Выборга. На Пасху 1952 г. награждён вторым крестом с украшениями. Похоронен у апсиды Покровского придела, рядом с ним похоронена его супруга, Глафира Васильевна.

5. Протоиерей Филофей Петрович Поляков (1893-1958), настоятель с 1955 по 1958 гг. Родился в С.-Петербурге в семье священника. Окончил два класса С.-Петербургской Духовной семинарии. С 1914 г. – псаломщик, затем диакон Никольской церкви на Петровском острове. В 1918-1921 гг. служил в тыловом ополчении Красной Армии. В 1921-1922 гг. – священник Никольской церкви на Петровском острове, в 1922-1923 гг. – настоятель церкви свт. Тихона Задонского на Крестовском острове. В 1924-1932 гг. служил в церкви Михаила Архангела (Малоколоменской). В 1927 г. месяц находился под арестом. До 1928 г. учился на Ленинградских Высших Богословских курсах. Отчислен за агитацию в поддержку иосифлянского движения. В 1929-1932 гг. – настоятель нижнего (иосифлянского) храма церкви Михаила Архангела. В 1930 г. вновь арестован. Под стражей находился полтора месяца и снова освобождён. В 1932 г. служил в Сретенской Полюстровской церкви. Арестован вновь в 1932-1933 гг. Освобождён за недоказанностью обвинения. Перешёл в патриаршую церковь. В 1936 г. – настоятель церкви Рождества Христова бывшего Пекинского подворья, в 1936-1937 гг. – настоятель Знаменской церкви, в 1938 г. – настоятель церкви вмч. Димитрия Солунского на Греческом пр., с 1938 г. служил при церкви св. Иова Многострадального на Волковском кладбище. В 1942 г. служил в Николо-Богоявленском соборе. Приказом Военного Совета Ленфронта от 09.03.1942 г. подлежал административной высылке из города, но позже приказ был отменён. В 1944 г. – настоятель Князь-Владимирского собора; в 1945 г. переведён настоятелем вновь открытой Троицкой церкви «Кулич и Пасха».

6. Протоиерей Павел Петрович Тарасов (1899-1971), настоятель с 1958 по 1965 гг. Родился в Санкт-Петербурге, окончил гимназию и два курса историко-филологического факультета университета. В 1926 г. закончил Богословские курсы. В 1927 г. назначен управляющим Ленинградской епархией, рукоположен во диакона и приписан к Скорбященской церкви на Петроградской стороне. С 17.04.1928 г. состоял иподиаконом Высокопреосвященнейшего Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского и Гдовского. 17.06.1928 г. посвящён в сан иерея, определён вторым штатным священником Александро-Невской церкви в пос. Стрельна. В 1931 г. назначен настоятелем этой церкви. В 1933 г. назначен настоятелем Успенской церкви там же. С 1934 г. – протоиерей. С 1935 г. штатный священник Николо-Богоявленского собора Ленинграда. С 1936 г. по конец 1948 г. – секретарь и управляющий делами епархии. В 1937 г. награждён правом ношения митры. В 1938-1939, 1942-1945 гг. – настоятель Князь-Владимирского собора Ленинграда. В 1939-1942, 1945-1948 гг. – настоятель Николо-Богоявленского собора. В 1944 г. награждён Патриархом Сергием двумя наперсными крестами за церковно-патриотическую работу в дни блокады Ленинграда. С 1948 г. настоятель Никольской церкви Большеохтинского кладбища. С 1949 г. переведён настоятелем Павловского собора г. Гатчины Ленинградской области. С ноября 1949 г. по сентябрь 1950 г. служил в Московской епархии настоятелем Троицкого собора г. Подольска. В 1950-1952 гг. настоятель церкви Св. прав. Иова на Волковом кладбище. В 1953 г. настоятель Князь-Владимирской церкви пос. Лисий Нос. В 1954 г. назначен настоятелем церкви Смоленского кладбища Ленинграда. В 1957-1958 гг. за штатом, с разрешением служить литургии и участвовать в богослужении. После настоятельства в Спасо-Парголовской церкви назначен на временное служение в Спасо-Преображенский собор г. Выборга, затем вновь назначен настоятелем церкви Св. прав. Иова на Волковом кладбище. За три месяца до смерти ушёл на пенсию. За всё время своего служения занимал многочисленные церковно-административные и надзорные должности, неоднократно был благочинным разных церковных округов, отличался активностью и неуёмной энергией. Похоронен у апсиды придела Святителя Николая нашего храма.

7. Протоиерей Владимир Феодорович Лютик (1923-1981), настоятель с 1965 по 1972 гг. Родился в д. Половки Гродненской обл. Белоруссии. В 1939 г. закончил 1 курс псаломщической школы в Свято-Онуфриевском монастыре. В 1941-1945 гг. году псаломщик Волнянской церкви Волковысского района Гродненской обл. Рукоположен во диакона в 1948 г., служил в Свято-Покровском кафедральном соборе г. Гродно. В 1953-1961 гг. учился в Ленинградских семинарии и Духовной академии, служил в разных храмах Ленинграда и Новгородской епархии. В 1958-1959 гг. – секретарь Русской Духовной миссии в Иерусалиме. Рукоположен во иерея 15 февраля 1960 г., служил в Князь-Владимирском соборе, затем (до 1962 г.) в Спасо-Преображенском соборе. С 1962 г. – настоятель Никольской Большеохтинской церкви. С января 1964 г. – священник Николо-Богоявленского кафедрального собора. В 1965 г. присвоен сан протоиерея. После 1972 г. был настоятелем Спасо-Преображенской церкви пос. Толмачево Ленинградской обл. С 1975 г. – настоятель церкви на Серафимовском кладбище.

8. Протоиерей Виктор Андреевич Голубев (р. 1930 г.), настоятель с 1972 по 1973 гг. Родился в г. Калата Уральской области в семье служащих. С 1944 г. - постоянный прихожанин Никольского собора. Закончил Ленинградские семинарию и Духовную академию. В 1959 г. рукоположен во диакона, затем во иерея, приписан к церкви св. прав. Иова на Волковом кладбище. В 1962-1966 гг. служил в Никольской Большеохтинской церкви. С 1966 по 1971 гг. – священник Николо-Богоявленского кафедрального собора Ленинграда. В 1971 г. – настоятель церкви св. прав. Иова. С 1974 г. по сей день – настоятель Свято-Троицкой церкви «Кулич и Пасха». В 1974-1975 гг. – попечитель иностранных студентов Духовной академии и семинарии. Один из старейших и уважаемых клириков епархии. Ребёнок блокадного города.


9. Протоиерей Борис Константинович Горчаков (1928-1991), настоятель с 1973 по 1983 гг. Родился в с. Жемчужный Тамбовской обл. в семье церковнослужителей. В 1956 г. закончил Саратовскую Духовную семинарию, в 1960 г. – Ленинградскую Духовную Академию, в этом же году рукоположен во диакона, затем во иерея, назначен настоятелем Иоанно-Богословской церкви г. Рассказово Тамбовской обл. С 1966 г. – священник Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска. С 1968 г. – священник Георгиевской церкви г. Старая Русса. С 1970 г. – настоятель Собора Рождества Пресвятой Богородицы в г. Новая Ладога. В 1973 г. – настоятель церкви св. прав. Иова на Волковом кладбище. Настоятель Спасо-Парголовской церкви с 20 декабря 1973 г. С 1983 г. настоятель церкви Александра Невского в Красном Селе. В 1990 г. назначен настоятелем церкви Александра Невского в Шувалове.

10. Игумен, ныне архимандрит, Иринарх (Соловьёв) (р. 1940 г.), настоятель с 1983 по 1990 гг. Ныне является настоятелем построенного им храма во имя святителя и чудотворца Петра, митрополита Московского на юго-западе Санкт-Петербурга.

11. Протоиерей Василий Григорьевич Лесняк (1928-1995), настоятель с 1990 по 1995 гг. Родился в д. Клейники Брестской обл. в крестьянской семье. В 1947 г. поступил в Духовную семинарию при Жировицком Успенском монастыре. 17 февраля 1951 г. рукоположен во диакона. Служил в Никольском храме семинарии. 22 марта 1951 г. рукоположен во священника. Служил в Казанской церкви с. Шиловичи Слонимского района Барановичской области. В этом же году поступил в Ленинградскую Духовную академию. В 1952 г. командирован для служения в последние дни Страстной седмицы и на Пасхальной неделе в Спасо-Парголовскую церковь. 2 июня 1953 г. назначен в Спасо-Парголовскую церковь на летние каникулярные месяцы в помощь местному клиру. С 25 августа 1953 г. штатный священник Спасо-Парголовской церкви. В 1957 г. назначен штатным священником Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. 1 июля 1961 г. уволен за штат. 26 августа 1961 г. назначен штатным священником Никольской церкви на Большеохтинском кладбище. 4 августа 1976 г. назначен штатным священником в Спасо-Парголовскую церковь. 2 ноября 1990 г. назначен настоятелем Спасо-Парголовской церкви. Один из самых выдающихся настоятелей нашего храма, замечательный пастырь, молитвенник и духовник. Вклад его в духовное возрождение епархии огромен. Из окружения батюшки вышли архиерей, монашествующие, более 50 священников. Одним из первых батюшка вернул слово Божие в общеобразовательные школы. При нём в нашем храме была создана церковно-приходская школа, первая в нашем городе. Отцом Василием окормлялось движение трезвости, его имя известно не только в нашей стране, но и за её пределами. Людской поток к могиле Пастыря у апсиды Никольского придела никогда не иссякает.

12. Протоиерей Михаил Владимирович Сечейко (р. 1926 г.), настоятель с 1995 г. Родился в 1926 г. в благочестивой семье. В 1944 г. был призван в Красную Армию и принимал участие в Великой Отечественной войне в должности радиста, был ранен, а в 1947 г. демобилизован. В сентябре того же года поступил в Минскую духовную семинарию при Жировицком монастыре, по окончании которой в 1951 г. был рукоположен Питиримом, архиепископом Минским и Белорусским, в сан священника. В том же году был принят в Ленинградскую духовную академию и окончил её в 1955 г. со степенью кандидата богословия. В мае 1952 г. указом митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) был назначен штатным священником в Князь-Владимирский собор Ленинграда, с 1972 по 1978 служил в Спасо-Преображенском соборе, в 1995 г. указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна назначен настоятелем Спасо-Парголовского храма, где и служит по сей день. Один из старейших и самых уважаемых клириков епархии, ветеран Великой Отечественной войны. Заботами о. Михаила, опытного руководителя прихода и наставника клира, храм буквально преобразился. Полностью воссоздана позолота интерьера храма, a также крестов на куполе и колокольне, отреставрированы иконы, подняты на звонницу четыре новых колокола. За заслуги перед Русской Православной церковью о. Михаил награждён правом служения литургии с открытыми царскими вратами до «Отче наш». При о. Михаиле в храме установлено постоянное дежурство священников. Священники внимательны и отзывчивы к прихожанам, службы благолепны и искренни, всё наполнено духом христианской любви.

Воскресная школа Спасо-Парголовского храма


Воскресная школа им. святого праведного о. Иоанна Кронштадтского была открыта в 1990 году по благословению о. Василия Лесняка, бывшего в то время настоятелем Спасо-Парголовского храма. В ней занимаются 175 детей и 140 взрослых. В школе работают 15 преподавателей, в том числе 4 священника Спасо-Парголовской церкви. Все преподаватели имеют специальное среднее и высшее образование, большинство из них обучались на православных педагогических курсах при епархиальном отделе религиозного образования и духовного просвещения.

В школе есть домовая часовня, где служатся молебны, читаются акафисты. Священники Спасо-Парголовской церкви проводят беседы с учащимися. Занятия и работа в кружках осуществляются по следующим направлениям: основы православной веры (Закон Божий), хоровое пение, сольфеджио, рисование, роспись по дереву, плетение шпоном, хореография для девочек, фортепиано. Работают классы для детей по подготовке к общеобразовательной школе. Здесь преподают основы православной веры, элементы письма и счёта, пение, рисование, рукоделие, начальный английский язык, физкультуру; проводятся регулярные занятия с логопедом.

По воскресным дням работает детская группа «Лучики». Занимаются с детьми 3-5 лет православные педагоги и психологи (чтение рассказов из Священной истории, народные сказки, рисование, лепка, пение, подвижные игры). В школе уже в течение десяти лет успешно работает православное патриотическое объединение «Ратоборец». Занятия с мальчиками и юношами от 5 до 17 лет проводит опытный тренер, а также преподаватели Воскресной школы. Занятия проходят 3 раза в неделю (русская борьба, бокс, лёгкая атлетика) в спортивном зале при Воскресной школе. С учащимися проводятся беседы по истории Отечества, основам православной веры. Проводится курс начальной военной подготовки. В молодёжном хоре имени св. прав. Иоанна Кронштадтского учащиеся знакомятся с православной хоровой и народной музыкой, дети участвуют в подготовке школьных праздников, ставят музыкально-драматические спектакли, выступают с концертами и спектаклями в школах, детских домах и садах. Успешно работают в школе детские группы «Тропинка» (для детей 5-9 лет) и группа для подростков «Купина». С детьми и подростками проводятся беседы о православной вере, церковных праздниках, истории Отечества, дети рисуют, поют, водят хороводы, а для подростков демонстрируются кинофильмы, проводятся диспуты, устраиваются паломнические поездки и походы, все дети участвуют в школьных праздниках.

При школе действует Санкт-Петербургская общественная организация «Русская Православная молодёжь». Устраиваются встречи с известными священниками и богословами, демонстрируются кинофильмы. Для помощи родителям в воспитании детей действует «Школа православной семьи», в которой беседы с родителями проводят священники Спасо-Парголовской церкви, православные педагоги и психологи.
Источники: 1. «Спасо-Парголовская церковь. 130 лет со дня освящения», 2010 год.
Дата публикации - 13.11.2010
Российская Тибетская медицина в москве : рефлексотерапия лечение.

Закладки

| Еще