Интернет-портал по истории и генеалогии

История храмов, монастырей:
Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке Санкт-Петербурга

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке Санкт-Петербурга

Церковь святых апостолов Петра и Павла. Акварель Александра Брюллова, 1830 год.

Церковь святых апостолов Петра и Павла. Акварель Александра Брюллова, 1830 год.

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке Санкт-Петербурга.

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке Санкт-Петербурга.

Церковь святых апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке. Архитектор - Александр Брюллов.

Церковь святых апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке. Архитектор - Александр Брюллов.

Склеп Адольфа. Могила Адольфа Полье. Архитектор - Александр Брюллов.

Склеп Адольфа. Могила Адольфа Полье. Архитектор - Александр Брюллов.

Склеп Адольфа.

Склеп Адольфа.

Вид усадьбы. Джакомо Кваренги, 1780-е годы.

Вид усадьбы. Джакомо Кваренги, 1780-е годы.

Сцена в парке. Акварель В. Садовникова, 1833 год.

Сцена в парке. Акварель В. Садовникова, 1833 год.

Вид с горы Парнас в сторону Санкт-Петербурга. Н. Серракаприола, 1823 год.

Вид с горы Парнас в сторону Санкт-Петербурга. Н. Серракаприола, 1823 год.

Вид на озеро Ижора со стороны Второго Парголова. Гравюра М. Лустоно, 1833 год.

Вид на озеро Ижора со стороны Второго Парголова. Гравюра М. Лустоно, 1833 год.

Александр Брюллов, автопортрет, 1830 год.

Александр Брюллов, автопортрет, 1830 год.

Граф Петр Иванович Шувалов

Граф Петр Иванович Шувалов

Графиня Шувалова (урожденная Шепелева) Мавра Егоровна, жена Петра Ивановича Шувалова

Графиня Шувалова (урожденная Шепелева) Мавра Егоровна, жена Петра Ивановича Шувалова

Граф Андрей Петрович Шувалов

Граф Андрей Петрович Шувалов

Графиня Екатерина Петровна Шувалова (Салтыкова), жена Андрея Петровича Шувалова

Графиня Екатерина Петровна Шувалова (Салтыкова), жена Андрея Петровича Шувалова

Граф Павел Андреевич Шувалов

Граф Павел Андреевич Шувалов

Графиня Варвара Петровна Шувалова-Полье (Шаховская), жена Павла Андреевича Шувалова, потом жена Адольфа Полье

Графиня Варвара Петровна Шувалова-Полье (Шаховская), жена Павла Андреевича Шувалова, потом жена Адольфа Полье

Андрей и Петр Шуваловы, дети Павла Андреевича Шувалова и Варвары Петровны

Андрей и Петр Шуваловы, дети Павла Андреевича Шувалова и Варвары Петровны

Замок графа Адольфа Полье, М. Лустоно, 1830-е годы

Замок графа Адольфа Полье, М. Лустоно, 1830-е годы

Деревянный дворец. Архитектор Г. Боссе, 1850-1858 гг.

Деревянный дворец. Архитектор Г. Боссе, 1850-1858 гг.

Загородный дом Елизаветы Андреевны Воронцовой-Дашковой (Шуваловой), дочери Андрея павловича Шувалова

Загородный дом Елизаветы Андреевны Воронцовой-Дашковой (Шуваловой), дочери Андрея павловича Шувалова

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Надежда Николаевна Пургольд, жена Римского-Корсакова

Надежда Николаевна Пургольд, жена Римского-Корсакова

Архитектор Степан Самойлович Кричинский

Архитектор Степан Самойлович Кричинский

Храм Святых первоверховных апостолов Петра и Павла... Один из известных современных православных писателей Николай Коняев как-то написал, что при входе «в этот Храм, очень явственно ощущаешь рубеж, разделяющий внутреннее пространство храма с внешним миром. И фразы «духовное утешение», «лекарство для души» становятся не пустыми лозунгами, а наполненной Божественным смыслом, явью...».

Земли Парголовской мызы в XIV-XV веках принадлежали Ореховским монастырям (город Орешек) Карбосельского погоста, Ладожского уезда. Захваченные шведами в 1617 году, они были освобождены Петром Первым и, по Ништадскому миру, возвращены России в ходе Северной войны в 1721 году. Петр I подарил их своей дочери Елизавете. А она в свою очередь за содействие в возведении на престол, подарила их в 1746 году графу Петру Ивановичу Шувалову. Переходящая по наследству Парголовская мыза, долгое время была в запустении. Сын графа - Андрей Петрович, да и внук - Павел Андреевич практически не уделяли внимания этой живописной местности.

В 1826 году вдова Павла Андреевича, Варвара Петровна (урожденная княгиня Шаховская) вышла замуж за графа Адольфа Антоновича Полье, церемонимейстера двора Императора Александра I. Граф Полье решил привести мызу и парк в порядок. Силами крестьян окружных деревень были вырыты пруды, земля из которых шла на наращивание холмов. Были разбиты дорожки и цветники, высажены деревья на аллеях, а построенные ажурные беседки и мостики еще более украсили облик парка.

После смерти графа Адольфа Антоновича Полье в 1830 году, его жена Варвара Петровна обратилась к архитектору Александру Павловичу Брюллову (брату знаменитого художника Карла Павловича Брюллова) с просьбой соорудить на холме, у пруда церковь и склеп для упокоения праха усопшего, горячо любимого супруга. Александр Павлович Брюллов, тогда молодой архитектор, изучавший классическую архитектуру и много путешествующий по странам Европы, после окончания Академии художеств в Петербурге, сделал архитектурный проект здания церкви в готическом стиле со стрельчатыми окнами, которое венчалось чеканным, ажурным медным шпилем на башне с колокольней. Резной, ажурный, ясеневый иконостас тоже был выполнен в готическом стиле. Летом 1831 года состоялась закладка церкви. Ее строительство продолжалось свыше 10 лет. А освящена была лишь 9 июля (27 июня) 1846 года ко дню праздника Святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Склеп графа Полье также был выполнен в готическом стиле со стрельчатой чугунной аркой перед входом. Внутри, у задней стены склепа стоял постамент из черного с желтыми прожилками мрамора, на котором находилась в натуральную величину мраморная статуя женщины в тунике с распущенными волосами, сидящая на коленях. Руки ее были простерты к раскрытой могиле в полу склепа.

До 1917 года Храм был семейной церковью и хорошо сохранившимся памятником архитектуры. Но после революции, имение графов Шуваловых много раз меняло своих владельцев. Сначала там устроили школу-интернат, а с 1926 по 1935 год - Дом отдыха. С 1935 по 1948 год владельцем был Ленинградский военный округ, а затем Министерство автотранспортной промышленности.

Во времена богоборчества парк и церковь постепенно разрушались. Чугунный крест на вершине склепа был сломан, решетка вокруг склепа сняты, герб графов Шуваловых (золоченая бронза) сняли около 1922 года, пропали и обе двери. Склеп был обращен в сарай для сена, а затем на его территории был выстроен стандартный домик - свинарник. Ажурная чугунная вышка на колокольне церкви была уничтожена в 1935 году. С 1948 года Шуваловская усадьба была передана Министерству автотранспортной промышленности, а в церкви была размещена опытная лаборатория НИИ токов высокой частоты им. В.П.Вологдина.

Возрождение Храма началось лишь в 1991 году, когда перенесшее не один пожар здание церкви с затопленными подвалами, с утраченным убранством, лепниной сводов и разрушающейся кирпичной кладкой было передано Приходу православной церкви. По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), настоятель возрожденного прихода о. Николай (Головкин) начал восстановление храма при благотворительной помощи многих организаций, частных лиц и поддержке ГИОП. С трудом доставался пудостский камень из Гатчинских каменоломен, которым изначально был облицован фасад здания, лесоматериалы для столярного заполнения окон и витражей. В Храм приходили многие люди, отдавая свое умение и навыки, а главное охваченные желанием помочь его восстановлению.

Впервые о. Николай увидел церковь, когда гулял с детьми по парку.
- Вокруг грязь... - вспоминая тот день, рассказывает он, - и это строение из желтого камня. Не сразу и догадаешься, что церковь. Окна выбиты, двери сорваны. Трещины по стенам... Мы зашли - внутри пожарище. В алтаре обгорело все. Пола нет. Развалины. Постояли, посмотрели, и я еще подумал тогда, кто же это сможет осилить такое многотрудное дело. Все восстанавливать надо... С этой мыслью и ушел, а через день снова вернулся. Стою, смотрю, думаю, что совсем надо не соображать, чтобы в этот приход проситься, потом поехал к Владыке Иоанну и сам не знаю почему, попросился. В Храме, где я служил до этого, у меня была воскресная школа около сорока человек. Вот эти ребята и пришли со мной. Так и сложился наш приход. Местного народа здесь немного. В основном наши прихожане по всему городу живут. Пришли в храм - горюем. Финансирования-то нет... Я же говорил, что надо совсем было не соображать, чтобы этот приход брать. Я таким не соображающим священником и оказался. Самый молодой настоятель в городе. Надежды никакой не было. Но Господь надоумил, подсказал выход. В шести километрах от нас - Северное кладбище. Попросил у Митрополита благословения. Построили там за неделю часовню, начали отпевать усопших... Сейчас там уже у нашего прихода небольшая деревянная церковь стоит во имя Святителя Николая Чудотворца, моего небесного покровителя... Так появились средства на восстановление, на ремонт... Подняли Храм из руин... И стал Храм постепенно оживать. Верой стали наполняться сердца прихожан. Затеплились лампадки перед Святыми иконами, засияли паникадила. Хлынуло в алтарь солнце через витражи с изображением Святых апостолов Петра и Павла. Стены вновь обретшие штукатурку и лепнину вознеслись легкими нервюрами колонн к готическому своду. Резьба по дереву, повторяя готический мотив, заиграла переливами на восстанавливающемся иконостасе. В бывших затопленными подвалах, после осушения и ремонта, разместились трапезная, мастерские, воскресная школа.
Всего за несколько лет был практически восстановлен внутренний облик Храма. Все прихожане могли любоваться вновь обретенной красотой небесных сводов церкви в день ее 150-летия, день Святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Это было настоящее Божие чудо и все, кто помнили церковные службы в начале 90-х годов, среди ободранных стен и исковерканных сводов, понимали это.
В нашем Храме находятся частицы мощей святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца, святого преподобного Амвросия Оптинского, святого благоверного князя Константина, Муромского чудотворца, Святителя Гурия Казанского, Святителя Исайи, Ростовского чудотворца, Святителя Игнатия Ростовского, святого благоверного князя Константина, Ярославского чудотворца, святого благоверного князя Феодора, Ярославского чудотворца, святого благоверного князя Дмитрия Углического, святого благоверного князя Давида, Ярославского чудотворца, святого благоверного князя Василия, Ярославского чудотворца, часть мощей и мантии преподобного Даниила Переяславского, частица рукавички Святителя Феодосия Черниговского, часть облачения и кусочек от Евангелия из гроба Святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси.
Чудо, которое являет нам Господь в возрождении Храма, отзывается чудом и в сердцах прихожан, которые вместе с Храмом преображаются и укрепляются в вере в воскресшего Христа. Вере, подвигающей каждого из нас внести посильную лепту в дело восстановления и возрождения Святой Руси. Еще много предстоит сделать для восстановления первоначального облика Храма - ажурный шпиль, чеканные башни, резной иконостас. Но главное уже сделано - возрожден еще один православный приход, восстановлено Святое место, которое годами попиралось людьми, не знающими Бога, место, где вновь совершается приношение безкровной жертвы Господу нашему Иисусу Христу.

Стоит ещё добавить, что именно в церкви Святых апостолов Петра и Павла 30 июня 1872 года венчались великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков и Надежда Николаевна Пургольд.

Парголово - Шуваловский парк


Шуваловский парк, раскинувшийся на холмистой, сильно пересечённой, лесистой местности, - крупнейший дворцово-парковый ансамбль (площадь - 140 га), в северных окрестностях Санкт-Петербурга. Это - единственный в России садово-парковый ансамбль, расположенный в местности с перепадом высот около 40 м, и существенно различными (до 20 м) уровнями воды в прудах и озёрах.

Уникальность Шуваловского парка, помимо своеобразной изрезанности рельефа, состоит в том, что он практически со времени своего создания не перестраивался. При организации пейзажной части в 1820-х гг. регулярная часть была полностью сохранена.

Несмотря на свою уникальность, этот парк, в отличие от всемирно известных южных пригородов Петербурга практически не изучен, и даже в дореволюционных путеводителях ему, как и окружающим его столичным северным пригородам, в лучшем случае посвящалась одна-две строчки, а чаще - и вообще ни слова.

История парголовского имения начинается 5 сентября 1746 года, когда за активное содействие в вошествии на престол Елизавета Петровна возвела Петра Ивановича Шувалова в графское достоинство и подарила ему Парголовскую мызу со всеми деревнями и угодьями - земли к северу от Поклонной горы общей площадью 8621 десятины 870 кв. саженей. Здесь на площади более 4-х верст в окружности и был создан парковый ансамбль, дошедший до нашего времени. Он создавался в несколько этапов:

1.1746-1789 (при графах Петре Ивановиче и Андрее Петровиче Шуваловых);
2.1820-1845 (при графе Павле Андреевиче Шувалове и его жене Варваре Петровне Шуваловой-Полье и её втором муже Адольфе Полье);
3.1850-1865 (при её сыне графе Андрее Павловиче Шувалове);
4.1903-1917 (при его дочери графине Елизавете Андреевне Воронцовой-Дашковой).

В XVIII веке - при графе П.И. Шувалове (1711-1762) и его сыне Андрее Петровиче (1743-1789) в усадьбе на холме были построены два господских дома, а у его подножия разбит в регулярном стиле, популярном в XVIII веке, Нижний парк. От его центральной части (площадки с Круглым прудом) лучеобразно расходятся десять дорожек, упирающихся в вершины холмов. Одна из дорожек направляется к горе Старый Парнас, у подножия которой стоит павильон «Холодные бани» на месте стоявшего здесь еще в 1770 г. павильона-ротонды. Вторая аллея ведет к соседней горе с беседкой на ее вершине, третья - к Парнасу (высота - 61,5 м) и еще одна - к широкой лестнице-террасе, ведущей в созданный позднее Верхний парк. От нее через Туфовую арку можно было попасть к господскому дому. Здесь стояла скамья, на которой любил сидеть Александр Сергеевич Пушкин, приезжая в гости к хозяйке имения и жившей у нее родственнице жены Е.И. Загряжской.

Гора Парнас искусственно досыпана примерно на пятую часть прежней своей высоты. Вершина горы - площадка со скамейками и киоском, утраченными ныне так же как и металлическая ограда вокруг их. С площадки на север к господскому дому вели каменные ступени и, по легендам, подземный ход. Возможно, разветвленная система подземных ходов, о которых издавна в Парголове ходили легенды, была сооружена при втором владельце А.П. Шувалове, основателе одной из масонских лож Петербурга. Гора Парнас, с которой можно было наблюдать прежде столицу на берегах Невы, и до сих пор - любимое место посетителей парка.

Верхний и Нижний пруды, существующие у подножия Парнаса с 1757 года , образованы при насыпке его вершины. Их названия - «Шляпа Наполеона» и «Рубаха Наполеона» - возникли позже в память о третьем владельце имения - Павле Андреевиче (1771-1823), адъютанте Александра I, сопровождавшем на Эльбу низвергнутого императора Франции. Интересен рельеф берегов - пониженные газоны, красивые откосы, дорожки вокруг прудов - позволяют видеть панораму прудов, террас, групп деревьев. В прудах прежде водились зеркальные карпы. У Парнаса с четкой организацией пейзажа существовали уголки дикие и запущенные. Таков участок у Треугольного пруда, вырытого в 1863 году с Березовым мостиком через канаву, отдающую часть воды в Верхний и Нижний пруды, которые были созданы в 1757 г. у подножия горы Парнас.

К западу от Старого Парнаса на опушке парка стоит каменная скамья, с которой открывается вид на Финский залив. За скамейкой, на холмах, раскинулся Верхний парк. Он создавался после женитьбы графа Шувалова на княжне В.П. Шаховской (1816 г.), когда парк начали приводить в порядок. Благоустройство усадьбы продолжалось и в 1827-1830 гг. при ее втором муже Адольфе Полье - церемониймейстере двора Николая I, который пригласил для работ в парке садового мастера П. Эрлера. Им и был разбит в пейзажном стиле на гряде Парголовских холмов к северу от старого Нижнего парка Верхний. Он раскинулся в окружении лугов на месте лесного массива с многочисленными дорожками и прудами от господского дома до Чухонского озера с островком на нём. Островок - часть регулярного парка. В центре острова на пересечении дорожек, объединенных по берегу круговой аллеей, был поставлен павильон и вырыт колодец. Островок деревянным мостиком соединялся с берегом у Адольфовой горы.

В 1830 г. после смерти А. Полье в Верхнем парке в память о нем на западном склоне искусственной возвышенности был сооружен в только что вошедшем в моду готическом стиле склеп -«Могила Адольфа» с площадкой, окруженной сиренью и серебристыми ивами. Ветви деревьев, кусты, цветник создавали атмосферу таинственного уединения, характерного для романтизма - увлечения той эпохи. От грота до самой Адольфовой горы ведет «Аллея вечности» или Адольфова аллея, недалеко от которой, на пригорке, стояла беседка «Гриб» (возобновлена в 1905 году)

Рядом со склепом - пруд с темной водой, а на возвышенности в 1830-1846 гг. архитектором А.П. Брюлловым была возведена прекрасная церковь св. апостолов Петра и Павла. Ажурная башня храма, глухие стены с резьбой по известняку светло-желтого цвета, чугунное литье с украшениями из красной меди - все это вместе к окружающим склеп пейзажем создавало настроение меланхолии. При входе в храм стояли статуи апостолов Петра и Павла, которые как и деревянный иконостас не сохранились (современные восстановлены по их образцу).

От церкви ведет еловая аллея в Придворцовый район, к дворцам. Возведенные в середине XVIII века два господских дома-дворца на протяжении последующих веков неоднократно перестраивались. От первоначального дворца сохранилась западная часть (в 5 окон по фасаду) современного Малого дворца или «Белого дома». Его восточные два окна и апсида были пристроены в 1915 г. при перестройке по проекту С. Кричинского.

В конце XIX - начале XX вв. на территории имения стали возникать дачи. Сохранились из них к настоящему времени только шесть. Это дача Шапошникова (ул. Ломоносова, 80), дача Шварца (Заводская ул., 9), построенная архитектором. К.Рахау в 1870-е гг., так называемая Красная дача - дом управляющего (сохранилась на территории современной типографии на ул. Ломоносова, 115), Жёлтая дача (Шуваповский парк, д. 13/15), находящаяся рядом с ней (по дороге от дворцов в Старожиловку) так называемая Зелёная дача, и несколько дальше (у начала Старожиловки) дача Цолликофера.

Рядом с ней ещё в начале 1990-х гг. на горке в конце современной Пляжевой ул. (у её пересечения с ул. Шишкина) стояла Розовая дача. В более ранних описаниях часто упоминается Белая дача у мостика (очевидно, по дороге в Заманиловку), по-видимому, бывшая дача Шульца, изображённая на одном из рисунков М. Лустоно и находившаяся у подножия гряды холмов на берегу речки Заманиловки (мостик около этой дачи упоминается в связи с его ремонтами). Дача Шапошникова возведена в конце 1880-х гг. в формах русского деревянного зодчества. Первый проект Жёлтой дачи разработал в конце 1870-х гг. Максимилиан Егорович Месмахер для своего брата Георгия. О времени завершения строительства можно судить по надписи на металлическом флюгере, где указаны инициалы хозяина «GM» и год постройки «1902». Дача Месмахера представляет собой обширную двухэтажную Г-образную постройку, обращённую основными фасадами к парку и стоящую на высоком цоколе.В юго-восточной части Придворцового района, за Малым дворцом, находились оранжерея и пруд, по берегу которого ведёт тропинка в берёзовую рощу, оканчивающуюся в деревне Заманиловке. Первые оранжереи были созданы в середине XVIII века. Затем их заменили новыми, построенными по проекту Александра Брюллова, которые к середине XIX в. были вновь перестроены.

Устроенный в XIX веке пейзажный парк на протяжении всего периода существования не претерпел коренных изменений. Возраст насаждений свидетельствует о том, что композиции не изменились с момента устройства сада. Водоёмы, дорожки (общая протяжённость аллей и дорог — 58 км) и лужайки также полностью сохранились. И сейчас можно сказать то, что писал, выражая мнение посещавшей парк публики, о нём современник в конце XIX в.: «Парк сам по себе хорош, тенист и совершенно запущен, что, между прочим, составляет чуть ли не лучшую его сторону. Пруды заросли, лужайки наполнились ненужными травами. Деревья, ломаемые ветром, носят на себе следы несуществования следящего за ними садовника. Один только знаменитый Парнас, не требующий никаких починок и садовников, стоит посреди парка в своём величии и ждёт подобающих ему божеств... Сам дом владельцев и находящаяся при нём готическая церковь, судя по внешности, несут черты, схожие с чертами парка и гармонирующие им вполне». Возникавшие на протяжении двух столетий постройки сохранялись, поэтому в обеих частях парка ныне соседствуют здания разных стилей: от «петровского барокко» до дачного и «северного» модерна и неоклассицизма. В начале XX века, на момент работ С.Кричинского в Шуваловском парке, известный историк Петербурга В.Я. Курбатов отмечал: «Сравнительно много сохранилось в шуваловском поместье около Парголова. На горе Парнас цел ещё грот, спуск с горы устроен в виде террас, внизу раскинулся вырезной пруд, обсаженный вековыми елями. Беда в том, что этот... хорошо задуманный парк, к сожалению, заброшен владельцами. Недалеко в лесу находится ложноготическая церковь, построенная Брюлловым».

Между зданиями Большого и Малого дворцов в 1863 г. была сооружена уже упоминавшаяся кирпичная арка, облицованная с обеих сторон туфом. Это - грот «Эхо», названный так потому, что когда-то имел очень отчётливое эхо. Туфовая арка служила переходным мостиком из собственного сада, обнесённого решёткой у Малого дворца, в исчезнувший сад старого Большого дворца, находившийся между Старым Парнасом, Большим дворцом и Новым Парнасом. На арке и вокруг неё было посажено много сирени. За аркой проходила дорожка, разделяющая Верхний и Нижний парки (в начале XX в. здесь была установлена лёгкая решётка, ограничивающая усадьбу). В Верхнем парке от арки также шла аллея к входу в усадьбу со стороны Верхнего сада - Красным воротам с зимней сторожкой. Перед Малым дворцом с северной стороны был широкий луг с пятью группами елей. Деревья высажены вокруг центрального дерева той же породы по 9-12 штук в каждой группе. Эту композицию называют «конвертом» за прямоугольную форму луга и наличие четырёх групп елей по углам и пятой в центре. С юго-западной стороны у Белого дома был разбит собственный садик, обнесённый лёгкой решёткой, с цветами, фруктовыми деревьями и кустами смородины и крыжовника.

В начале XX в. в облик ансамбля усадьбы Шуваловых были внесены существенные изменения. К этому времени владельцем стал А.И. Воронцов-Дашков, сын старшей дочери А.П. Шувалова Елизаветы Андреевны. Ещё до строительства Большого дворца Степан Самойлович Кричинский проектирует для Парголовской мызы конный двор (1907 г.) из "дикого камня" в стиле скандинавской архитектуры с зимней сторожкой, сделанной из больших валунов под черепичной кровлей в «швейцарском стиле» у въезда в усадьбу, у так называемых бывших Красных ворот. Мимо Конного двора и Малого дворца проходит дорожка, ведущая на поляну с тремя дубами. На месте, где находился второй дом-дворец, превращенный в 1830-е годы в «Замок графини Полье» и замененный в 1850-е годы деревянным дворцом, построенным Г. Боссе (сгорел 1866 г.). В 1912-1914 гг. началось строительство нового дворца. Его первоначальный проект был составлен архитекторами Н.В. Васильевым и С.С. Кричинским. Фасад и убранство здания решены в неоклассическом варианте господствовавшего в начале XX в. стиля модерн и выдержаны в характере Александровского времени. Величественное здание в два этажа было увенчано полусферическим куполом на барабане. Центральная выступающая часть главного фасада, украшенная портиком из шести мощных дорических колонн, завершается аттиком, который украшали летящие фигуры «Славы». Модели для скульптурных украшений - лепных венков и декоративных фризов и фигуры львов из гранита на главном подъезде исполнены скульптором А.Т. Матвеевым. К главному входу ведёт широкая лестница с двумя статуями лежащих львов на высоких постаментах. Кухня с необходимыми помещениями и квартирами для прислуги была выделена в отдельный флигель справа от основного объёма, соединяющийся с главным зданием галереей на уровне подвала, с открытой верандой наверху.

В настоящее время "Дом графа" - Малый дворец и Большой дворец недоступны для посещения, но и прогулка по холмистому и тенистому парку, разросшемуся и одичавшему, не утратившему своего очарования и привлекательности, как и в прежние времена доставит истинное удовольствие во все времена года.
Источники: 1. Путеводитель по Шуваловскому парку
Дата публикации - 10.07.2010

Закладки

| Еще