Интернет-портал по истории и генеалогии

История храмов, монастырей:
Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Владимирский собор в Санкт-Петербурге

Собора Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Открытка.

Собора Владимирской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге. Открытка.

Вид церкви Владимирской Богоматери. Раскрашенная гравюра И. А. Иванова. 1815 год.

Вид церкви Владимирской Богоматери. Раскрашенная гравюра И. А. Иванова. 1815 год.

Владимирский собор. Фото начала 1900-х гг.

Владимирский собор. Фото начала 1900-х гг.

О.А. Кипренский. Портрет Пушкина. 1827 г. Холст, масло

О.А. Кипренский. Портрет Пушкина. 1827 г. Холст, масло

Фёдор Михайлович Достоевский.

Фёдор Михайлович Достоевский.

История собора Владимирской иконы Божией Матери

Местность, в которой ныне расположена Владимирская церковь, ранее называлась Придворными слободами. В XVIII веке граница города проходила по реке Фонтанке. Въезд в город находился у моста на Невской «першпективе». Здесь стоял шлагбаум и застава, называвшаяся Аничковой, а перед ней — Московское предместье. Территория по правую сторону от Невской перспективы долго оставалась незастроенной. Только вдоль Фонтанки стояли загородные дома и по самой «перспективной дороге» возникали небольшие поселения.

Первоначально же церковь, расположенная в Придворной слободе Санкт-Петербурга, благоустраивалась прежде всего богатыми царедворцами. Границы Придворной слободы простирались от Аничкова моста до улицы Марата, которая раньше называлась Грязной. В этой части города по высочайшему указу селились придворные, дворцовые и конюшенные служители. "Первые чины" в будущем приходе Владимирской церкви жили вдоль реки Фонтанки. Из именитых фамилий первых прихожан можно назвать шталмейстера Р. М. Кошелева, князей Путятиных, гофмейстера Двора Д. А. Шепелева, придворного живописца графа Головина, князей Шаховских. "Подлые служители" Придворной слободы жили в глубине района, о их профессиях и сейчас напоминают названия переулков — Поварской, Кузнечный и Свечной, Стремянная улица, а были еще Басманная, Гребецкая, Парусная, Скатерная, Столовая улицы, Хлебный переулок.

Инициатором строительства храма на образовавшейся в Придворной слободе к середине XVIII века торговой площади, окруженной каменными двухэтажными домами с торговыми лавками на первом этаже, был начальник Придворных слобод, управляющий "Кабинетом Ея Императорского Величества Елизаветы Петровны" барон Иван Антонович Черкасов.

К устроению церкви приступили в 1745 году. В это время появился "изустный указ" Императрицы о строительстве в Петербурге пятиглавых храмов в традициях древнерусского зодчества. "Этот указ имел важное политическое значение, ведь строившиеся до елизаветинского времени в столице одноглавые храмы со шпилями, напоминавшие больше лютеранские кирхи, ассоциировались с тяжелыми временами бироновщины и немецкого засилья. Пятиглавие же символизировало возвращение к русской архитектурной традиции православного храма". (Е. В. Исакова, М. В. Шкаровский. Собор на Владимирской и храмы Придворной слободы, СПБ, 2004, с. 13)

В 1745 году была построена деревянная церковь. Закладка каменной церкви состоялась в августе 1761 года. Архитектором, создавшим проект каменной церкви, считается Пьетро Трезини.

В 1763 году была привезена главная икона будущего храма — Владимирской Божией Матери.

По Церковному Преданию и вере наших славных предков, Владимирская икона Божией Матери принадлежит к числу икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой «На доске от стола, за которым трапезовал Иисус Христос со Своею Пречистою Матерью и праведным Иосифом, еще при жизни Богоматери. Увидев Своё изображение на иконе, Дева Мария повторила Своё пророческое изречение: «Отныне ублажат Мя вси роди», — и добавила: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с сей иконой да будет».

Икона побывала в Иерусалиме, Константинополе, затем в Киеве, откуда князь Андрей Боголюбский перевёз её в град Владимир, давший иконе её название. Затем промыслом Божием святой образ, прославившийся многими чудесными исцелениями, а также заступничеством и помощью граду Владимиру и его жителям, был перенесён в Москву, которая нуждалась в особом покровительстве Божией Матери. Много раз этот святой образ спасал православных от поругания и гибели. В память об этих чудесных заступничествах Русская Церковь установила празднества в честь Владимирской иконы: 21 мая / 3 июня (в память спасения Москвы от нашествия Крымского Хана Махмет-Гирея в 1521 году), 23 июня / 6 июля (в память спасения Москвы от нашествия Хана Ахмата в 1480 году), 26 августа / 8 сентября (в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году).

Точная копия с чудотворного образа Владимирской Божией Матери, находившегося в московском Сретенском монастыре, усердием прихожан была выписана из Москвы при священнике Иоанне Кирикове в 1763 или 1764 году, при самом начале устройства храма в Санкт-Петербурге и находилась в нём до начала 20-х годов нашего столетия, являясь его святыней. Икона была украшена серебряною вызолоченною ризою, унизанною жемчугом и драгоценными камнями. Венец был сделан из восточного хрусталя, корона на венце из разноцветных камней, между которыми были алмазы, яхонты, изумруды, сапфиры и один топаз. В середине короны помещался небольшой образ Казанской Божией Матери, на финифти. На полях образа между 6-ю звёздами из яхонтов и восточного хрусталя помещались четыре овального вида образа на финифти, изображающие Рождество Божией Матери, Введение во Храм, Благовещение и Успение. Вверху и внизу изображены были достопамятные события, относящиеся к иконе, а с боков изображены были святители Пётр, Алексий, Иона и св. бл. князь Александр Невский. Все эти изображения были покрыты серебром чеканной работы.

Местонахождение этой драгоценно украшенной иконы в настоящее время неизвестно. Несмотря на то, что верующие после революции неоднократно пытались ее выкупить, она так и пропала бесследно в годы советской власти в музейном отделе Главнауки. Туда же попали и другие наиболее ценные предметы церковной утвари из Владимирского храма.

Однако почти все иконы старинного иконостаса в храме второго этажа сохранились. Иконостас этот был перевезен из домовой церкви Аничкова дворца, выполнен он был по рисунку выдающегося зодчего Б. Расстрелли.

Внутреннее убранство храма уже в первые годы после его постройки поражало великолепием. Иконостас — трехъярусный, вызолоченный, с богатой резьбой. Ярусы разделены профилированными карнизами, которые поддерживаются колоннами коринфского ордера. Прежде иконостас насчитывал тридцать икон, в настоящее время из них осталось двадцать четыре. Богатая вызолоченная резьба большей частью сохранилась. В хорошем состоянии предстают иконы верхних ярусов иконостаса: над царскими вратами "Вознесение Господне" и "Коронование Божией Матери", в праздничном ряду — "Сретение Господне", "Моление о Чаше", "Поклонение волхвов", "Сошествие Святого Духа на апостолов", "Троица Ветхозаветная", "Уверение Фомы", в пророческом ряду — святые пророки Захария, Исайя, Сафония, Моисей, Аввакум, Даниил.

Из икон в нижнем ярусе на северных диаконских дверях — "Архангел Гавриил", а над ним — "Святая великомученица Екатерина", на южных дверях — "Архангел Михаил", над ним — "Святые Захария и Елизавета"; справа от северных дверей внизу — "Воскресение Христово", слева от северных врат вверху — "Рождество Богородицы".

Во втором ярусе сохранились все иконы: двенадцати апостолов, четырех пророков, две праздничные иконы — "Воздвижение Креста" и "Крещение Господне". В третьем ярусе сохранились сюжеты в круглой форме — "Снятие со креста" и "Положение во гроб".

Образа в иконостасе размещались не случайно. Здесь были иконы небесных покровителей членов семьи Императрицы Елизаветы Петровны, в царствование которой началось устроение храма. Иконы были написаны известными в то время живописцами И. Я. Вишняковым, А. П. Антроповым, И. И. Вельским. Стены храма украшали картины на религиозные темы, были среди них и работы "школы Рубенса", высоко оценивавшиеся искусствоведами. Немало ценностей было и среди предметов церковной утвари. В начале XIX столетия в храм был пожертвован ковчег с частицами мощей 150 святых угодников.

Прежде украшали храм и старинные паникадила позолоченной бронзы с хрустальными "слёзками", утраченные в годы революции.

Убранство нижнего храма, освященного в честь св. Иоанна Дамаскина, с приделами в честь св. муч. Харлампия и св. пр. Илии, не сохранилось вовсе.

Главным строителем храма был первый настоятель — протоиерей Иоанн Кириков. В 1998 году близ алтаря Владимирской церкви была найдена и реконструирована его могила. Восстановлена и надпись, которая была выбита под крестом в 1870 году: "Строителю Владимирской церкви священнику Иоанну Кирикову от священнослужителей, старосты и прихожан Владимирской церкви".

В середине XIX века архитектором А. И. Руска храм был расширен. Были пристроены боковые приделы: северный — в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость", южный — во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

В 1783 году по проекту архитектора Дж. Кваренги возвели трехъярусную колокольню. Значительно позднее, уже в XIX веке, колокольню решили перестроить, так как она была ниже храма. В 1848 году архитектор Ф. Руска добавил колокольне еще один ярус. Он же построил при церкви две часовни и каменную ограду.

Отметим, что и церковный сад устроители храма использовали для религиозного назидания народа, — здесь были поставлены четырехколонные беседки с золочеными куполами, на каждой из них была сооружена фигура евангелиста с его символом. В беседке были отражены важнейшие моменты земной жизни Спасителя. В беседке с евангелистом Иоанном — Распятие с предстоящими Матерью Божией, Марией Клеоповой и Марией Магдалиной; с евангелистом Матфеем — Снятие с Креста; с евангелистом Марком — явление Воскресшего Спасителя Марии Магдалине; с евангелистом Лукой — путешествие в Эммаус. Над всеми беседками возвышался бронзовый золоченый купол, между беседками была воздвигнута пещера, над ней в куполе был изображен храм, окруженный облаками, золотыми лучами и херувимами.

Архитектурный ансамбль Владимирской церкви сложился к средине XIX века, такой мы наблюдаем ее и сейчас.

Гармоничность пропорций Владимирской церкви радует взгляд: высокие барабаны венчают изящные главки-луковки, центральный барабан увенчан высоким колоколообразным куполом, над ним изящная главка. В барабанах прорезаны полуциркульные и круглые окна, а на центральном барабане — треугольные сандрики, небольшие главки помещены над трапезной и алтарной частью. Получилась настоящая архитектурная симфония главок и крестов.

Храмовые праздники


Праздничных дней в честь иконы Божией Матери Владимирской в церковном календаре немало — этот образ был неизменным хранителем России на протяжении веков ее истории.

Основным престольным праздником во Владимирском храме является день Сретения Владимирской иконы Божией Матери — 26 августа по старому, 8 сентября по новому стилю. Во Владимирской церкви этот день отмечается с особой торжественностью. Так же торжественно отмечаются праздники, связанные с престолами храма: день иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" — 24 октября по старому стилю, 6 ноября по новому и день памяти свв. муч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — 17 сентября по старому, 30 сентября по новому стилю.

Знаменитые прихожане храма


С приходом Владимирской церкви связана история семьи Пушкиных. Неподалеку от Владимирской площади в Свечном переулке стоял дом Касторских (дом № 5). Здесь жили родители А. С. Пушкина — Сергей Львович и Надежда Осиповна. По возвращении из с. Михайловского в 1826 году у них останавливался их знаменитый сын.

Часто бывал Пушкин и у своей сестры Ольги Павлищевой, жившей на Грязной улице (ныне улица Марата, дом № 25). Здесь же у Павлищевых проживала последние месяцы своей жизни няня поэта Арина Родионовна. По мнению биографов, он приходил проститься с няней и был на отпевании 31 июля 1828 года во Владимирской церкви. В метрической книге храма есть запись о скончавшейся "старостою в возрасте 76 лет, 5 класса чиновника Сергея Пушкина крепостной женщине Арине Родионовне". В 1991 году на доме, где умерла няня поэта, установлена памятная доска.

В приходе Владимирской церкви жил лицейский друг Пушкина — барон Антон Дельвиг.

Дважды в неделю — по вечерам в среду и в воскресенье здесь собирались литераторы и музыканты, сотрудники альманаха "Северные цветы", лицейские друзья. Здесь часто бывали П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, Н. В. Гоголь. Постоянным и любимым гостем был А. С. Пушкин.

Вероятно, многие из названных литераторов присутствовали и на отпевании Антона Дельвига во Владимирской церкви 17 января 1831 года.

В приходе Владимирской церкви в эти же годы жил знакомец Пушкина, писатель и общественный деятель Дмитрий Максимович Княжевич, а также родственник поэта Семен Ганнибал.

С середины XIX столетия по разным адресам в приходе Владимирской церкви долгое время жил Николай Алексеевич Некрасов.

Другой знаменитый прихожанин Владимирского храма, современник Некрасова, напротив, был защитником веры Христовой — речь идет о Ф. М. Достоевском.

Ф. М. Достоевский был постоянным прихожанином Владимирской церкви, был хорошо знаком с ее причтом. Один из священников приходского храма был его духовником — отец Николай Вирославский принял последнюю исповедь раба Божия Федора, читал над ним отходную, служил панихиды на квартире, куда приходили прощаться с усопшим множество людей.

Прихожанином Владимирской церкви был и светлый гений русской музыки — Н. А. Римский-Корсаков. Пять лет (с 1883 до конца 1889 года) композитор жил на Владимирском проспекте (д. 18/2) в угловой квартире четвертого этажа, окна квартиры выходили прямо на колокольню Владимирской церкви. Именно на эти годы проживания близ Владимирской приходится период особого увлечения композитором духовной музыкой. В 1884, 1886, 1888 годах были изданы Сборники духовных музыкальных сочинений Римского-Корсакова, а также увертюра "Светлый праздник", наверняка, во многом навеянная колокольным перезвоном Владимирской церкви, который он ежедневно слышал из окон своей квартиры.

Под тихими, строгими сводами Владимирской церкви наверняка не раз бывал и будущий великий поэт XX века — Александр Блок. В приходе этого храма еще прапрадед поэта Александр Иванович Блок имел собственный дом. Это был тот самый дом, в котором в начале XIX столетия жили Павлищевы и где скончалась няня Пушкина Арина Родионовна!

Время исповедников и новомучеников Христовых


Наша церковь стоит на крови мучеников — говорили во времена древние. В советскую эпоху в России это положение вновь повторилось. Потому, почитая тех, кто сохранил веру во время гонений от безбожников, мы должны быть особо внимательны именно к трагическому периоду русской истории, начавшемуся в 1917 году.

Сразу после революционного переворота во Владимирской церкви оформилась активная приходская община во главе с протоиереем Павлом Кедринским. Община занималась просветительской (читались курсы лекций, проводились занятия кружков, была устроена читальня), благотворительной (помощь неимущим прихожанам) деятельностью.

Во время кампании по изъятию церковных ценностей (в 1922 году) прихожане, откликнувшись на призыв настоятеля, собрали огромное количество различных серебряных предметов на 288 кг и выкупили главные святыни храма. Но бесчестная по отношению к Церкви политика большевистских властей привела в июне 1922 года к судебному процессу над цветом петроградского духовенства и мирян. В связи с процессом митрополита Вениамина (Казанского) был арестован и настоятель Владимирской церкви протоиерей Павел Кедринский. Отец Павел был осужден на три года лишения свободы.

Настоятелем церкви с октября 1922 года стал протоиерей Иоанн Яковлевич Соколов, который примкнул к обновленцам и увлек за собой часть прихожан.

В 1923 году, после прибытия в Петроград епископа Лужского Мануила (Лемешевского), община Владимирского храма вернулась под омофор Святейшего Патриарха Тихона (Белавина), настоятелем храма вновь стал протоиерей Павел Кедринский, в это время выпущенный из-под ареста.

В 1924-1925 годах во Владимирской церкви служили протоиереи И. Я. Соколов, И. С. Тычинин, Н. А. Милослаев, священники И. Я. Вельский, К. Б. Васильев, В. И. Колчев, протодиакон Прилепо, диаконы Н. П. Вольтищев, И. М. Пензин, псаломщик А. Н. Корогатов. Председателем приходского совета был торговец Г. П. Шалонов.

В голодные, трудные годы приход Владимирской церкви продолжал оказывать помощь нуждающимся.

Приход Владимирского храма в это тяжелое время заботился и о благолепии церковного здания. В 1930 году была произведена реставрация интерьеров верхнего храма, в 1931 году отремонтирован фасад и крыша.

Владимирский храм был одним из активных центров православия в масштабах всего города — недаром здесь часто совершались архиерейские богослужения и крестные ходы.

Но в то время, когда приход заботился о сохранении и благоукрашении своего храма, безбожные власти уже вынашивали планы по его закрытию. И январе 1932 года, как по команде, пятнадцать советских организаций вынесли наказы депутатам о закрытии Владимирской церкви и передачи ее помещений под дом культуры, детский клуб, дом октябренка и т. д. Были планы сноса храма и обустраивания на его месте сквера "для отдыха трудящихся". 5 марта 1932 года было принято решение о передаче здания в ведение Государственной Публичной библиотеки для размещения в нем антирелигиозного отдела.

После закрытия Владимирской церкви ее священнослужители разошлись по другим храмам. Но многим из них выпала мученическая доля, — они были арестованы по сфабрикованному ОГПУ "делу евлогиевцев", — были названы приверженцами митрополита Евлогия (Георгиевского)," ориентированными на белую эмиграцию и Англиканскую церковь". Аресты по этому делу начались в декабре 1933 года и продолжались до конца января 1934 года.

Бывший настоятель Владимирской церкви был арестован в 1934 году, но осужден условно, однако в 1935 году он был выслан из города на Неве. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Навсегда вписано в Ленинградский мартиролог имя диакона Владимирской церкви Георгия Лебедева. Он был арестован в самый разгар гонений, в страшном 1937 году. 29 августа 1937 года он был расстрелян и похоронен в Левашовской пустоши.

Судьба церкви в советское время


После того, как из церкви были вывезены художественные ценности (за исключением, как уже было сказано, иконостаса второго этажа, который был просто закрыт досками), в здании начались перестройки.

На втором этаже были сделаны междуярусные перекрытия с лестницами специальной конструкции под библиотечную нагрузку. Площадь около пятисот квадратных метров была занята книжными стеллажами.

Через два года после закрытия Владимирская церковь превратилась в "крупнейший центр антирелигиозной работы".

В 1933 году были сброшены с колокольни и переданы "Металлолому" колокола Владимирской церкви. Стоял вопрос о сносе колокольни. При проведении работ по восстановлению церковного сада в 2001 г., при снятии культурного слоя на глубину 1,5-2 метра был обнаружен осколок колокола весом 16,5 килограмма, ставший одним из экспонатов приходского музея.

Незадолго до войны и сам храм опять оказался под угрозой сноса. В принятом 1 марта 1941 года Ленгорисполкомом секретном решении "О расположении станций метрополитена" говорилось: "...станцию "Площадь Нахимсона" расположить между площадью Нахимсона (так была переименована Владимирская площадь) и пятью улицами. Вестибюль расположить на площади Нахимсона со сносом бывшей Владимирской церкви".

Намечавшемуся акту вандализма противостал отдел по охране памятников истории и культуры, доказав, что храм является памятником XVIII века государственного значения".

В годы Великой Отечественной войны храм пострадал от бомбежек, но, однако, это способствовало тому, что "фонд безбожной литературы" был вывезен из святого места.

После войны здание было занято фабрикой "Ленмашучет", в его помещениях заработали станки, здание храма стало стремительно приходить в упадок.

В 1950-е годы и до начала 90-х в бывшем церковном доме работала городская станция "Скорой помощи", на колокольне была установлена антенна. На месте церковного сада и пруда была устроена стоянка машин.

Если бы такая эксплуатация церковных зданий протянулось еще десяток лет, мы бы не увидели ни подлинного иконостаса, ни старинных икон, ни лепки на куполе...

Поворот в отношении между Церковью и государством, как известно, произошел в год 1000 — летия крещения Руси.

Владимирская церковь одна из первых в городе была возвращена верующим. Случилось это сразу же после юбилейных торжеств.

Возрождение храма


Летом 1989 года Ленгорисполком принял решение о возвращении Русской Православной Церкви храма на Владимирской площади. И уже на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1990 года совершилось торжественное освящение храма нынешним Патриархом Алексием в те годы митрополитом Ленинградским и Новгородским.

С самого начала восстановительного периода Владимирская церковь получила особый статус — настоятелем ее является правящий архиерей. Несмотря на множество работ в Санкт-Петербургской епархии, Владыка Владимир не оставляет своей заботой подведомый ему храм, всегда уделяет внимание проблемам его причта и прихода, председательствует на ежегодных собраниях Приходского совета, вникает во все вопросы и лично намечает пути дальнейшего улучшения приходской жизни. Его архипастырские советы и наставления, основанные на многолетнем опыте служения Церкви, помогают направить деятельность Приходского совета в нужное русло.

Владыка Владимир ежемесячно совершает во Владимирской церкви архиерейские богослужения, особенно торжественные во время церковных праздников. За каждым богослужением владыка Владимир произносит проповеди, обращаясь к пастве с мудрыми наставлениями.

Должность ключаря во Владимирском соборе вот уже 18 лет бессменно занимает протоиерей Владимир Фоменко. В православном мире он известен как видный богослов, талантливый церковный оратор. Протоиерей Владимир Фоменко принимает активное участии в религиозной общественно-просветительской жизни нашей епархии.

Приходской штат духовенства состоит из пяти священников, трех диаконов и двух псаломщиков.

Первым председателем приходского совета в новое время был протодиакон Василий Марков (ныне совершает служение в Казанском соборе). С 1991 года и по настоящее время председателем приходского совета служит Раевский Иван Сергеевич. На его плечах лежит обязанность по содержанию храма в благолепном виде, а также реставрация здания собора, иконостасов, и благоустройство церковной территории.

Храм был возвращен епархии в аварийном состоянии. Утрачена была часть оконных переплетов и решеток на окнах, оконные стекла были разбиты, со стен сыпалась штукатурка, внутренние помещения были обезображены многочисленными перегородками, вентиляционной и канализационной арматурой, фундамент и купола прорезали трещины.

Великий труд пришлось понести настоятелю, председателю приходского совета, клирикам и первым прихожанам храма для того, чтобы его былая красота постепенно начала возвращаться из небытия. С 1991 года в храме заработали свои мастерские: архитектурная, резчиков-реставраторов по дереву, позолотно-реставрационная, столярная и пошивочная.

В первые годы храму были переданы иконы и утварь из запасников Русского музея, Музея истории религии, Музея истории города.

Надолго запомнятся эти первые годы жизни и восстановления храма. Постоянными прихожанами стали не только жители окрестных улиц, но и даже окраин города. Благодаря непосредственной близости от станции метро, уставному богослужению, регулярной проповеди и замечательному хору, — тысячи людей из новостроек потянулись на богослужения в любимый храм. Молящихся собиралось так много, что уже в первые годы по инициативе ключаря прот. В. Фоменко, по воскресным и праздничным дням стали служить две литургии — раннюю и позднюю. Постоянно в храме совершаются крещения, исполняются требы. Каждую седмицу, по вечерам, кроме праздничных дней, совершаются чтения акафистов со всенародным пением: в понедельник — преподобному Серафиму Саровскому, в четверг — святителю Николаю Чудотворцу, в воскресенье (попеременно) — Владимирской иконе Божией Матери и Спасителю.

На глазах у прихожан в храм стало постепенно возвращаться былое благолепие. С 1993 по 2008 год дважды проводились работы по реставрации фасадов зданий церкви, колокольни и часовен. Кропотливая реставрация с первого дня проводилась на втором этаже храма — восстанавливался лепной декор и росписи в барабане купола, утраченные фрагменты резного иконостаса. Царские врата реставраторы собрали из разрозненных, чудом сохранившихся кусочков, дополнили их недостающими фрагментами, и сегодня этот художественный шедевр предстал в прежней красе.

Боковые иконостасы приделов в честь свв. муч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, а также в честь иконы "Всех Скорбящих Радость" воссозданы заново в том же стиле, что и главный иконостас.

После первоочередных восстановительных работ главным делом было восстановление купольных крестов. Вид ободранной, лишенной крестов и колоколов церкви давно уже удручал сердца многих петербуржцев. Потому уже в 1992 году над храмом вознеслись первые кресты, покрытые сусальным золотом, как в старые добрые времена. Освящение и поднятие крестов было настоящим торжеством для прихожан храма. В 1994 году был поднят на купол последний, десятый крест. К этому времени купола и кровля архитектурного ансамбля церкви, включающей в себя здания храма, колокольни, двух часовен, были отреставрированы и покрыты кровельной медью.

В 2001 году приходу возвращено бывшее церковное здание, занимаемое до этого времени городской станцией скорой помощи. В последующие годы был разработан проект перестройки этого здания, добавлены два мансардных этажа, и общая площадь с 300 м2 увеличилась до 600 м2. В 2005 году работы по капитальному ремонту церковного здания были закончены полностью.

С 2005 года началась работа по изготовлению киотов в стиле барокко для храмовых икон верхнего храма. К настоящему времени спроектированы, вырезаны из липы, покрыты левкасом и сусальным золотом семь настенных и два напольных киота.

В 2000 году разработан проект благоустройства церковной территории и с 2001 года по 2005 год проведены работы по восстановлению церковного сада между зданиями храма и колокольни со снятием культурного слоя от двух до полутора метров, отсыпкой дорожек и газонов, посадкой деревьев, кустарников, многолетних цветов.

Уже в 1990-е годы возвратились на звонницу колокола. Звонари собора ежегодно участвуют в звонильной неделе, проходящей в рамках Пасхального фестиваля.

В 2001 году был выпущен лазерный диск "Звоны собора Владимирской иконы Божией Матери".

Главные святыни храма появились благодаря старанию причта, Приходского Совета и прихожан. Это храмовая икона Владимирской Божией Матери, написанная современным иконописцем, и старинный образ Спаса Нерукотворенного, освященный 6 августа 1902 года св. пр. Иоанном Кронштадтским. Обе иконы украшены, как тонким изящным кружевом, резными окладами из мамонтовой кости.

Святыней храма является также образ прп. Серафима Саровского с частицей мощей и мантии.

Любят прихожане Владимирский храм за то, что в нем много икон, в том числе святых, изображения которых не встретишь в других храмах. Эти иконы были пожертвованы в первые годы или переданы на временное хранение из Русского музея, Музея истории религии, Музея города. Среди них есть образы многих небесных покровителей — св. царица Александра, св. муч. Зинаида, св. Андрей Стратилат, свв. Борис и Глеб и др. Много в храме и новописаных икон особо почитаемых святых — св. блж. Ксении, св. равноап. кн. Владимира, св. прав. Серафима Вырицкого, св. прав. Иоанна Кронштадтского и др.

Иконы Владимирского собора намоленны — так как многие из них возвращены в храм по завещанию людей старшего поколения. Покидая этот мир, они говорили детям: "Как откроется церковь, снесешь мои иконы туда".

Целый день не иссякает в храме поток верующих, которые просят отслужить молебен тому или иному святому перед его иконой.

Надо сказать, что в храме всегда чувствуется особая атмосфера, которую можно назвать теплой, семейной, молитвенной. Ведь здесь молилось несколько поколений верующих Петербурга, и сейчас молитва не иссякает.

Приходская жизнь Владимирской церкви


Приходская жизнь Владимирской церкви не ограничивается богослужением и восстановительными работами. Церковь славится на весь город замечательным певческим хором, возглавляемым Людмилой Александровной Герасимовой. При храме много лет работает воскресная школа, которая вырастила в духе почитания святыни уже не одно поколение детей. Главным "детским достижением" храма является его, ставший за прошедшие восемнадцать лет уже всемирно известным, детский хор. Его руководитель И. В. Болдышева прививает детям подлинную любовь к церковному пению.

С 2000 года создана звонарная школа для детей и взрослых, возглавляемая церковным звонарем и реставратором-позолотчиком В. С. Кайчуком.

Возрождая духовные традиции, приход Владимирской церкви немало занимается благотворительной деятельностью. Силами причта, прихожан собираются посылки с православной литературой, медикаментами и одеждой для мест заключения, поддержку оказывают также больным одиноким людям, детям-сиротам.

При участии прихода Владимирской церкви на площади близ храма в 1997 году был установлен памятник Ф. М. Достоевскому. Памятник был торжественно освящен протоиереем Владимиром Фоменко.

Приходу Владимирской церкви, которая в 2001 году по указу митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского получила статус собора, предстоит еще немало трудов.

С 2007 года приход приступил к восстановлению нижнего храма, полностью уничтоженного в советское время. Предстоит огромный объем работы по его возрождению.

Так же в будущем предстоит провести реставрационный ремонт фасадов здания колокольни, церковной ограды, закончить благоустройство территории и только тогда архитектурный ансамбль предстанет в своем первозданном виде. Останется только позолотить десять куполов и изготовить колокола, главный из которых весил около 11 тонн, как это было до революций 1917 года.

Но и для того чтобы поддерживать воссозданную жизнь прихода, благолепие и красоту, постоянно необходимы напряженные усилия всех, кому дороги храм на Владимирской площади и русская духовная традиция, созданные веками художественные ценности.

И до сих пор справедливы слова, написанные о Владимирской церкви более ста лет назад: "Для Владимирской церкви, как одной из лучших петербургских церквей по архитектуре и нахождению в населеннейшей части города, вовсе неизлишен сравнительно с другими церквями внешний вид".
Дата публикации - 16.09.2011

Закладки

| Еще