Интернет-портал по истории и генеалогии

История храмов, монастырей:
Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь

Троицкий собор Ипатьевского монастыря.

Троицкий собор Ипатьевского монастыря.

Иконостас Троицкого собора.

Иконостас Троицкого собора.

Росписи в Троицком соборе.

Росписи в Троицком соборе.

Палаты бояр Романовых в Ипатьевском монастыре.

Палаты бояр Романовых в Ипатьевском монастыре.

Троицкий собор

Троицкий собор - главный храм Костромского Ипатьевского монастыря с момента основания обители в конце XIII века. Первоначально деревянный, собор был отстроен вф камне в середине XVI столетия на средства донаторов монастыря бояр Годуновых, поэтому его называют «годуновским». Он стал свидетелем возвышения и падения боярского и царского рода Годуновых. Здесь была оплакана смерть царя Бориса Годунова и его семьи. В соборных синодиках записаны все имена рода потомков Мурзы Чета (по преданию - основатель монастыря) столь многочисленного и могущественного до 1605 года. Через 8 лет, в 1613 году, в его стенах произошло событие, всемирно прославившее и Кострому, и Ипатьевский монастырь. Под сводами «годуновского» собора юный боярин Михаил Романов принял от Московского Посольства первые царские почести. Вскоре храм украсили первые дары новой царской династии. Из Московского Кремля Романовы прислали царское место, ковчег с частицей Ризы Господней, список Тихвинской иконы Божией Матери (XVI век), хранящийся ныне и почитаемый в Ипатьевском монастыре как чудотворный образ.

«Годуновский» собор был разрушен в 1649 году от взрыва пороха, который монастырская братия хранила в его подклети.

Новый собор возвели в 1650-1652 годах. Его значение как царского храма подчеркнул Алексей Михайлович, личным царским указом определив его архитектурные формы. Поэтому собор называют «романовским», «храмом государева строения». Это четырех столпный храм на высокой подклети, крестово-купольного покрытия с пятью массивными золочеными куполами, его четверик с трех сторон окружен крытыми галереями. Высота храма 40 метров. Так как он не имел системы отопления, богослужения в нем проходили только летом по большим церковным праздникам. В южной галерее собора размещалась ризница. К его юго-восточной части примыкает придел преподобного Михаила Малеина. В подклети южной галереи расположен храм святого Лазаря Четверодневного - место погребения костромских архиереев. В подклети западной галереи - «годуновская» усыпальница.

Для создания убранства интерьеров собора были определены мастера исключительных достоинств - царские иконописцы самых высоких статей. Из Оружейной палаты Московского Кремля - изографы Василий Ильин Запокровский, Семен Павлов, Сергей Рожков. В 1654-1656 годах они написали иконы для иконостаса и начали украшать стенным письмом галереи собора. Работы не были завершены из-за морового поветрия, во время которого погибла почти вся артель. Только в 1684 году иконописцы во главе с царским изографом Гурием Никитиным за три летних месяца расписали четверик и алтарь храма.

Собор, воздвигнутый во славу Пресвятой Троицы, более 350 лет является олицетворением мощи царской династии Романовых символом становления и утверждения российской государственности.

Сегодня невозможно представить Кострому без этого удивительного памятника, созданного костромичами и ставшего символом города. Его величественный вид, золото куполов и убранство интерьеров не оставляют равнодушными сердца россиян. Не только архитектура и убранство собора воплощают величие духа русского народа, но и колоссальный нравственный, культурный, интеллектуальный и физический потенциал людей, занимавшихся на протяжении более 350 лет, прежде всего созданием, а затем сохранением этого памятника, ставшего в настоящее время воистину шедевром русской истории и культуры. Две научные реставрации (1910-1913 гг. и 1959-1982 гг.) сохранили собор и его убранство от разрушения. В настоящее время продолжается третий период научной реставрации, начатый в 1999 году по личному указанию первого Президента России.

В конце августа 2002 года Кострому посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С амвона Троицкого собора он произнес слова о том, что духовную и историческую миссию и значимость России он отчетливо ощущает только в двух ее храмах: Успенском соборе Московского Кремля и Троицком соборе Ипатьевского монастыря. Святейший Патриарх несколько раз подчеркнул, что в настоящее время главное богослужебное назначение собора неразрывно переплелось с его исторической значимостью, и теперь неотъемлемой его функцией должна оставаться музейная деятельность.

Какие бы события за прошедшие 350 лет не будоражили нашу Державу, какие бы угрозы не нависали над стенами древнего Ипатия, непоколебимо стоит его главная святыня - соборный храм Пресвятой Троицы, хранящий завещание великих мастеров XVII столетия: «Всем же изографное воображение в духовное наслаждение во вечные веки. Аминь».

Четверик Троицкого собора украшает пятиярусный иконостас, созданный костромскими мастерами в 1654-1758 годах.

Первый период: 1654-1656 годы - артель В.И. Запокровского написала иконы для пятиярусного тяблового иконостаса. Второй период: 1756-1758 годы - артель Василия Никитина Вощина написала новые иконы для Праздничного и Местного рядов, артель резчиков Макара Быкова и Петра Золотарева выполнила новую резную из дерева золоченую иконостасную раму с стиле барокко. По монастырскому преданию резное навершие иконостаса с композицией «Распятие с предстоящими» подарено императрицей Елизаветой Петровной. В 1912 году артелью Н.М. Сафонова (Палех) были написаны иконы «Отечество» и «Пророк Иоиль». В 2002 году костромским иконописцем Евгением Тисовым для Царских врат написаны шесть икон вместо утраченных после 1919 года.

Праотеческий ряд: 1. Праотец Ной, 2. Праотец Сиф, 3. Праотец Рувим, 4. Праотец Иуда, 5. Праотец Авель, 6. Праотец Енох, 7. Праотец Адам, 8. 0течество, 9. Праотец Авраам, 10. Праотец Иаков, 11. Праотец Семион, 12. Праотец Исаак, 13. Праотец Дан, 14. Праотец Иов, 15. Праотец Мельхиседек.

Пророческий ряд: 16. Пророк Наум, 17. Пророк Сафоний, 18. Пророк Исайя, 19. Пророк Илия, 20. Пророк Аарон, 21. Пророк Моисей, 22. Пророк Давид, 23. Богоматерь Знамение, 24. Пророк Соломон, 25. Пророк Захария, 26. Пророк Самуил, 27. Пророк Елисей, 28. Пророк Захария Серновидец, 29. Пророк Иезекиль, 30. Пророк Иоиль.

Деисусный ряд: 31. Иоанн Златоуст, 32. Василий Великий, 33. Иоанн Богослов, 34. Апостол Филипп, 35. Апостол Петр, 36. Архангел Михаил, 37. Богоматерь, 38. Спас в Силах, 39. Иоанн Предтеча, 40. Архангел Гавриил, 41. Апостол Павел, 42. Апостол Андрей, 43. Ипатий Гангрский, 44. Митрополит Петр, 45. Митрополит Алексий.

Праздничный ряд: 46. Рождество Богоматери, 47. Введение во храм Пресвятой Богородицы, 48. Благовещение Пресвятой Богородицы, 49. Рождество Христово, 50. Сретение Господне, 51. Крещение Господне, 52. Вход Господень в Иерусалим, 53. Преображение Господне, 54. Распятие Иисуса Христа, 55. Воскресение Христово, 56. Вознесение Господне, 57. Святая Троица, 58. Успение Пресвятой Богородицы, 59. Воздвижение Креста Господня.

Местный ряд: 60. Богоматерь Одигитрия, 61. Николай Мирликийский, 62. Архидиакон Стефан, 63. Иоанн Предтеча, 64. Богоматерь Одигитрия, 65. Чтимая Тихвинская икона Божией Матери, 66. Господь Вседержитель,67. Святая Троица, 68. Воскресение. Сошествие во ад, 69. Архидиакон Филипп, 70. Ипатий Гангрский, 71. Богоматерь Печерская.

Порядок расположения икон в иконостасе слева направо.


Палаты бояр Романовых

Здание Палат бояр Романовых - самый знаменитый памятник истории и архитектуры в ансамбле Ипатьевского монастыря. Оно было возведено в конце XVI века в период начала каменного строительства на территории монастыря на средства династии Годуновых. Первоначальное практическое назначение его неизвестно. По монастырскому преданию, в этом здании в начале 1613 года остановились молодой боярин Михаил Федорович Романов и его мать инокиня Марфа (в миру Ксения Ивановна Шестова-Романова). 14 марта 1613 года в Ипатьевском монастыре совершилось всемирно известное историческое событие - призвание Михаила Федоровича на Московское царство. Это событие не только положило конец многолетней Российской Смуте, грозившей государству потерей национальной независимости, но и ознаменовало собой начало нового этапа в его истории - переход от периода средневековья к новому времени. Не случайно на протяжении последующих веков представители Дома Романовых, а также ведущие деятели российской науки и культуры обращали особое внимание на Ипатьевский монастырь, как «колыбель» Дома Романовых, и, в частности, на здание Палат бояр Романовых, как на важнейший мемориальный объект монастырского ансамбля, связанный с возрождением российской государственности. Здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова».

В наши дни трудно представить, как оно выглядело в первые десятилетия своего существования. На миниатюре из «Книги об избрании на царство Михаила Феодоровича Романова», созданной в 1672-1673 годах, показано, что Палаты находились у западных монастырских ворот вблизи других жилых строений обители. Они представляли собой небольшой отдельно стоящий двухэтажный каменный домик с тесовой крышей и окнами из цветной слюды.

На протяжении XVII - XVIII веков здание ветшало, неоднократно подвергалось ремонтам с частичными его перестройками, приспосабливалось под нужды обитателей монастыря. В XVIII веке здесь проживал монастырский келарь, затем наместник монастыря. В этот период оно имело название келарских или наместнических покоев.

Начиная с XIX века Царские чертоги стали объектом особого трепетного отношения и монастырских властей, и представителей царской династии. В 1830-е годы здесь была создана первая музейная экспозиция. В комнатах второго этажа разместили 24 портрета представителей императорской фамилии «писанные живописцем Беннером, гравированные и печатанные в Париже». Тогда же, в 1830-е годы, по указу Николая I в Ипатьевский монастырь прибыл профессор Императорской Академии художеств К. А. Тон, которому было поручено составить проект реставрации Палат и некоторых других монастырских строений. Однако реставрация К. А. Тона не решила проблему возвращения памятнику его первоначального облика. Ремонтно-реставрационные работы были направлены лишь на внешнее обновление здания. Окончательно проблему реконструкции Палат бояр Романовых удалось решить архитектору Московской Дворцовой конторы Ф.Ф. Рихтеру в начале 1860-х годов.

С 1863 по 1912 годы Палаты находились в ведении Московской Дворцовой конторы, тогда же в нем существовал и принимал многочисленных посетителей Музей Дома Романовых. Хранителями его экспозиции были отставные унтер-офицеры.

В настоящее время Палаты бояр Романовых сохраняют облик, полученный во время реставрации Ф.Ф. Рихтера. Поздние реставрации (1912-1913, 1958, 1977, 2002 годов) носили в основном косметический характер и не внесли существенных изменений в архитектурные конструкции памятника.

В 1911-1918 годы в Палатах размещалось Древнехранилище Костромского Церковно-Исторического общества.

С 1919 по 1958 годы в «Царских чертогах», как и во всех памятниках Ипатьевского монастыря за исключением Троицкого собора, проживали семьи работников текстильных предприятий г. Костромы. В 1958 году Палаты вновь приобрели статус музейного объекта, после реставрации в них разместились выставки Костромского музея-заповедника «Ипатьевский монастырь».

С 2002 года в Палатах бояр Романовых располагается музейная экспозиция «Кострома - «колыбель» Дома Романовых». Уникальные экспонаты, спасенные от уничтожения в период революционных событий начала XX века и сохраненные специалистами музея, рассказывают о связях Костромской земли и Ипатьевского монастыря с Домом Романовых на протяжении почти 400-летней истории.


Тихвинская икона Божией Матери

Чтимый список Тихвинской иконы Божией Матери занимает особое место среди духовных святынь Костромской земли. Почти 400 лет она почитается как чудотворный образ Ипатьевской обители. Помимо духовного значения Тихвинская икона Божией Матери имеет колоссальную историческую ценность. В истории ее бытования нашли отражения важнейшие события истории Русского государства первой половины XVII века.

Документов о времени появления иконы в Ипатьевском монастыре не сохранилось. Костромские краеведы конца XIX начала XX века в своих многочисленных публикациях указывают на связь данного образа с событиями призвания на царский престол в Ипатьевском монастыре в 1613 году молодого боярина Михаила Романова основателя царской династии. Наиболее вероятный период поступления образа в монастырь: 1616-1619 годы. Драгоценная риза, украшавшая икону, высокий уровень иконописного письма, а главное, тот факт, что икона с начала XVII века является одним из самых почитаемых образов в Ипатьевском монастыре и на Костромской земле, свидетельствуют о его связи с царским Домом Романовых.

Первоначально икона имела золоченый серебряный басменый оклад, который в конце XIX века был заменен на так называемую «бриллиантовую» ризу (не сохранилась). По богатству убранства Тихвинская икона Божией Матери уступала только храмовому образу Троицкого собора «Пресвятая Троица», который был украшен золотым окладом (вклад Дмитрия Ивановича и Бориса Федоровича Годуновых, 1592-1600 годы).

Тихвинская икона Божией Матери - чтимый образ Ипатьевского монастыря - первоклассный, высокохудожественный памятник искусства иконописцев Оружейной палаты Московского Кремля середины XVI века. Икона является одним из наиболее ранних и наиболее удачных списков с чудотворного Тихвинского образа Божией Матери. Живописное исполнение иконы лирично, мягко по колориту и пластическому решению. Объемность ликов Богородицы и Спасителя создано плавно нанесенными слоями светлых охр с легкими притенениями. Черты их ликов излучают теплоту и легкую грусть. Замечательны руки Богоматери с тонкими, длинными, изящно заостренными пальцами. Ее темно-синий чепец и коричневый мафорий с золотистыми каймами и звездами прочерчен мягкими линиями складок, а охристые одежды Спасителя сплошь покрыты сеткой золотого асиста.

Оборотная сторона иконы закрыта досками позднего происхождения, на которых сохранились фрагменты малиновой бархатной «сорочки». Торцы иконы имеют металлическую обкладку так же позднего происхождения.

С 1922 года и по настоящее время икона хранится в собрании Костромского историко-архитектурного музея-заповедника «Ипатьевский монастырь». Многие годы она находилась в музейной экспозиции «Ризница Троицкого собора Ипатьевского монастыря».

В 2004 году, в преддверии праздника Пасхи Господней икона была перенесена в четверик Троицкого собора и установлена в новый дубовый киот в местном ряду иконостаса. Киот для образа изготовили специалисты ОАО «Кострома мебель» (Директор С.Ю. Репин) и передали в дар музею-заповеднику.

В 1992-1994 годах икона реставрирована в Костромской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской, реставратор - Г.Б. Губочкин.

День празднования святыни - 26 июня/9 июля.


Литература:

1. Баженов И. Костромской Ипатьевский монастырь// КЕВ. 1909. №9. С. 271;

2. Баженов И. Костромской Ипатьевский монастырь. Историко-статистический очерк. Кострома, 1909. С. 15;

Баженов И. Призвание боярина Михаила Феодоровича Романова на Московский и Всея Руси царский престол // Юбилейный сборник Костромского церковно-исторического общества в память 300-летия царствования Дома Романовых. Кострома. 1913. С. 65

3. Баженов И. Данные относительно пребывания царя Михаила Феодоровича Романова в Ипатьевском монастыре в начале 1613 г.// КЕВ. 1912. № 14. Отдел неофициальный. С. 399-409; № 15. Отдел неофициальный. С. 435-443

4. Жуков Д. Древности церквей и монастырей Костромской губернии // Костромские губернские ведомости (далее - КГВ). 1842. № 32. Прибавление. С. 97

5. Книги Описные Троицкому Ипатьевскому обретающемуся при Костроме монастыре. 1736 года. Собрание Костромского музея-заповедника. КМЗ КОК 235. Лл. 6,6 об., 7

6. Куколевская О.С. Выставка «Ипатьевский монастырь колыбель царских династий». М., ГИМ, 2002. С 9

7. Куколевская О.С. Тихвинская икона Богоматери (XVI в.) чтимый образ Костромского Ипатьевского монастыря // Краеведческие записки. Выпуск VI. Кострома, ГУК КОИАМЗ «Ипатьевский монастырь», 2003. С. 177-187

8. Островский П. Историко-статистическое описание Костромского первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. М., 1870. С. 92

9. Подлипский П. Описание Костромского Ипатьевского монастыря. М., 1832. С. 9
Источники: 1. Брошюра "Реликвии Ипатьевского монастыря". Авторы: Куколевская О.С., Уткин. С.А.
Дата публикации - 12.04.2012
Так можно взять большие деньги взаймы и не прогадать в Москве.

Закладки

| Еще