Интернет-портал по истории и генеалогии

История храмов, монастырей:
Покровский монастырь в Суздале

Покровский монастырь в Суздале

Покровский женский монастырь в Суздале

Покровский женский монастырь в Суздале

Икона XVII века из Покровского собора в Суздале.

Икона XVII века из Покровского собора в Суздале.

Василий III

Василий III

Иван Грозный

Иван Грозный

Евдокия Лопухина

Евдокия Лопухина

Покровский монастырь был основан в 1364 году суздальско-нижегородским князем Андреем Константиновичем. Поводом для основания монастыря послужило чудесное спасение князя от гибели во время бури на Волге. В молитве князь обещал богу в случае своего спасения «монастырь соградить инокиням» в Суздале. Князь сдержал свое обещание: женский монастырь был построен и назван в честь Покрова Богородицы Покровским.

Место для монастыря выбрали на правом низком берегу реки Каменки. С высокого левого берега монастырь виден весь как на ладони: это очень редкий случай, когда архитектурный комплекс оказывается ниже линии горизонта. Своего первоначального облика монастырь не сохранил (это были деревянные постройки). Все, что мы видим в настоящее время, является в основном строениями XVI-XVIII веков: каменные церковные строения и деревянные домики-кельи монахинь. В начале XVI века великий князь московский Василий III посетил Покровскую обитель и, увидев скудость ее, повелел вместо храмов деревянных строить каменные. Отдав распоряжение, Василий III подкрепил его и денежными пожертвованиями.

Причиной заинтересованности делами монастыря явилось желание Василия III заточить сюда впоследствии свою жену Соломонию Сабурову. В 1526 году, прожив в браке 21 год и не имея детей, Василий III обвинил в бесплодии жену и насильно постриг ее в монахини под именем Софии в Московском Рождественском монастыре, сослав в Каргополь в заточение. Начавшееся к опальной княгине паломничество вынудило перевести Соломонию в Покровский суздальский монастырь.

В монастырь в свое время была сослана вторая жена сына Ивана Грозного Прасковья Соловая, дочь царя Бориса Годунова Ксения. Но земной путь этих узниц закончился не в Покровском монастыре. В конце XVII века в монастырь была сослана первая жена Петра I Евдокия Лопухина. В связи со следствием по делу царевича Алексея в 1718 году, пребывание ее в монастыре закончилось.

В 1510 году в монастыре было начато возведение каменных сооружений. Привозной камень был дорог, поэтому строители довольствовались материалом местного производства - кирпичом. Прямо на территории монастыря были установлены печи для обжига и просушивания глины, из которой делали кирпичи. А глину брали у берегов Каменки.

Первым был возведен собор в честь Покрова Богородицы (1510-1518 годы). Он сочетает в себе черты, традиционные для владимиро-суздальской архитектуры домонгольского периода, и черты московской архитектуры конца XV века. Это массивный храм больших размеров, что было характерно для культовых зданий конца XVI века, окруженный с трех сторон галереей, на которую с севера и с запада ведут два входа. Как и у древних храмов местной архитектуры, основной объем собора имеет четкое членение фасадов на три прясла. Аркатурно-колончатый пояс проходит между щелевидными узкими окнами. Форма крыши повторяет форму сводов. Венчает собор три шлемовидных купола: большой - в центре, два меньших смещены в направлении алтаря. Вокруг большого купола расположены кокошники, создающие образ распускающегося каменного цветка. Покровский собор кажется величественным и строгим, и не случайно. Василий III, делая заказ на строительство собора, уже изначально учитывал пожизненные сроки ссылки в монастырь и распорядился устроить под собором полуподвальный обширный склеп для погребения умерших знатных монахинь. И собор стал не только главным храмом монастыря, но и торжественным мавзолеем. В мрачном подцерковье, за толстыми стенами, нашли свое пристанище опальные царицы, княгини, боярыни. Здесь покоятся: дочь Ивана III и его племянница Анна Бельская, носившая в иночестве имя Александра, одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова и другие представительницы знатных аристократических русских родов: Скопиных-Шуйских, Горбатых, Нагих, Бельских.

Внутренний интерьер храма полностью отвечает его назначению: он прост и строг. Во время археологических исследований удалось установить, что пол в храме был черным и создавал поразительный контраст с белыми стенами, которые никогда не имели росписи. Однако собор не был лишен украшений полностью: судя по хранящимся в музее иконам и покровам, он был украшен изделиями самих монахинь. В 1913 году Суздаль посетил Николай II. Побывал он и в Покровском соборе, сделав распоряжение относительно ценных икон. Особо он обратил внимание на древнюю икону Троицы, отметив, что она требует особых условий для хранения. С нее была снята копия мстерскими иконописцами братьями Брягиными. А саму икону отправили в Петербург, в музей Александра III. В настоящее время ряд особо ценных икон Покровского собора хранится в петербургском Русском музее.

С южной стороны от собора располагается шатровая колокольня. Нижняя ее часть столпообразная церковь с престолом «Происхождения честных древ» - построена в 1515 году. Однако в соседстве с большим собором скрадывались ее размеры, поэтому в XVII веке ее надстраивают ярусом арок и завершают очень острым шатром с тремя рядами окон-слухов. На колокольне сохраняется колокол, подаренный местным служилым дворянином Демидом Черемисиным в 1589 году. Напрямую из собора можно попасть в колокольню - между двумя зданиями существует деревянный переход, построенный в XVIII веке. Монастырь обнесен невысокими белоснежными каменными стенами с девятью башнями. Главный, южный вход обращен лицом к Москве, на старинную московскую дорогу «Стромынку».

Главный вход или Святые ворота Покровского монастыря представляет собой редчайший памятник древнерусской архитектуры, в котором сочетаются приемы крепостного зодчества и культового здания. Это своеобразная двухэтажная крепостная башня нижняя ее часть имеет проход, а верхнюю завершает миниатюрная надвратная Благовещенская церковь. Очень короткие прясла создают зрительную иллюзию - будто церковь вырастает из башни. Создавая надвратную церковь, зодчие приняли оригинальное художественное решение: скопировать полюбившиеся мотивы Покровского собора, но в миниатюре. Церковь имеет три главки, окружена узенькой галереей, в восточных глухих концах которой помещены два миниатюрных придела в них могут поместиться только два человека. Согласно монастырским преданиям, в юго-восточном приделе находилась моленная Соломонии Сабуровой.

Надвратная церковь неоднократно перестраивалась. Первозданный вид ей вернули во время реставрационных работ проводимых А. Д. Варгановым в 1958 году.

Рядом с главными воротами возле самых крепостных стен стоит приказная изба, где восстановлен интерьер XVIII века. Отсюда велось управление монастырским хозяйством, здесь хранился монастырский архив. Впоследствии этот архив вывез Иван Грозный, всю жизнь искавший сведения о своем сводном брате (Георгии) - сыне Соломонии Сабуровой, якобы родившемся у нее в монастыре в скором времени после пострига в монахини. Но монастырские документы ничего не сообщали на этот счет, так что до сих пор, не известно, вымысел это или правда.

Под приказной избой находился тюремный подвал, в котором содержались провинившиеся узницы и крестьяне монастырских вотчин, брошенные сюда за недоимки. В крайнем помещении приказной избы проводились допросы, пытки. Есть сведения, что здесь проходил первый допрос Евдокии Лопухиной по делу царевича Алексея.

К северу от Покровского собора находится Зачатьевская трапезная церковь, построенная в 1551 году по указу Ивана Грозного на месте старой деревянной. Первая церковь была освещена во имя Зачатия святой Анны в связи с бесплодием Соломонии Сабуровой. Храм времен Ивана Грозного освящен во имя этого праздника в связи с памятью об умершей дочери Анне. Эта церковь напоминает гражданское сооружение: вытянутый прямоугольник, покрытый двускатной кровлей, с пристроенной к нему звонницей. Среди ученых есть предположение, что возводилось здание церкви польскими зодчими: строение украшено поясом из красных зубчатых ромбов пущенных по белому фону - это характерный прием, используемый в польской архитектуре. В ходе реставрационных работ вокруг первых каменных зданий восстановлена группа рубленых деревянных монастырских келий с остроконечными тесовыми крышами, резными деталями наличников и крылец. В некоторых домиках открыты экспозиции, рассказывающие о жизни и занятиях бывших монахинь. В настоящее время памятник находится под охраной ЮНЕСКО.

В 1922 году монастырь был закрыт. На его территории находилась биохимическая лаборатория. Возрождение монастыря как духовной обители началось в 1992 году - на праздник Святой Пасхи впервые после долголетнего перерыва было совершено богослужение. В 1995 году 14 августа были обретены мощи святой преподобной Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой) и в этом же году обитель снова стала собирать верующих на молитву колокольным звоном. Ежедневно утром и вечером совершается богослужение. В настоящее время монастырь является действующим: здесь, в святой обители, живет более 40 монахинь, которые пытаются возродить древние монастырские традиции: учатся вышивать иконы, пелены и облачения для священнослужителей, содержат хозяйство на прокорм, действует воскресная школа. Для всех жаждущих духовных и исторических знаний открыты двери Покровской обители.
Источники: 1. Путеводитель по Суздалю
Дата публикации - 18.07.2010
По ссылке: http://acvideo.ru/shop/kits/dlya-chastnogo-doma/ цены на комплекты видеонаблюдения.

Закладки

| Еще