Интернет-портал по истории и генеалогии

История храмов, монастырей:
Собор Рождества Богородицы в Суздале, Кремль

Собор Рождества Богородицы в Суздале, Кремль

Собор Рождества Богородицы в Суздале, XIII век.

Собор Рождества Богородицы в Суздале, XIII век.

Суздальский кремль

Суздальский кремль

Владимир Всеволодович Мономах

Владимир Всеволодович Мономах

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо

Всеволод Юрьевич Большое Гнездо

Всеволод Большое Гнездо назначает наследником Юрия (Юрий II Всеволодович). Литография по рисункам Б. А. Чорикова.

Всеволод Большое Гнездо назначает наследником Юрия (Юрий II Всеволодович). Литография по рисункам Б. А. Чорикова.

Центром всего кремлевского ансамбля является собор Рождества Богородицы. Он имеет сложную архитектурную историю.

По летописному источнику можно утверждать, что первоначальная суздальская церковь была поставлена Владимиром Мономахом во время своего второго приезда в Ростово-Суздальскую землю в 1101-1102 гг. при епископе Ефреме, который занимал местную кафедру до 1105 года. В Печерском Патерике упоминается, что церковь в Суздале была построена «в ту же меру», что и Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Возможно, она была посвящена, как и печерская, Успению Богоматери.

Археологические раскопки в 1936-1940-х годах выявили основание древнейшего храма. Он был шестистолпным и, по-видимому, имел выделенный нартекс (притвор, помещение в западной части храма для тех, кто не имел права присутствовать на богослужении). Его размеры разнятся с киевским монастырским собором, вопреки сведениям Патерика. Надо полагать, у собора имелись притворы, поскольку в летописи под 1194 г. отмечено его поновление, при котором здание покрыли «оловом от верху до комар и до притворов» (Лаврентьевская летопись под 6702-м годом). Фундамент составляли булыжники, скрепленные цемянкой (раствором с добавлением битого кирпича). А стены были выложены из грубо выделанной плинфы (широкого, плоского, обожженного кирпича) со скрытым рядом и с прослойками из крупных камней.
Позднее, по некоторым сведениям, Юрий Долгорукий на месте храма Мономаха поставил новый белокаменный собор, который был освящен в 1148 году. В 1222-1225 гг. сильно обветшавший и грозивший падением храм был разобран почти до основания по приказу внука Юрия Долгорукого - Георгия Всеволодовича или Юрия II. Летописец упомянул, что вновь созданная церковь «краснейше первыя», то есть красивее, чем прежняя. Надо полагать, причина сноса первого и древнейшего суздальского храма была не столько в его ветхости, сколько в том, что он уже не'удовлетворял изысканным вкусам первой четверти XIII столетия, сформировавшимся на белокаменной роскоши построек Андрея Боголюбского и Всеволода Юрьевича. Новую церковь сдвинули к северу со старого основания и несколько повернули по оси. Собор возвели на шести крестчатых столбах с тремя абсидами и тремя притворами. С запада располагались хоры для князя и его окружения. Их площадь была небывало велика, так как они достигали подкупольного пространства, о чем сейчас можно судить по следам,стесанных арок. По фасадам собор украшал аркатурно-колончатый фриз с женскими масками. Северный портал, выходивший к крепостной стене, был оформлен простыми прямоугольными уступами, а перспективные порталы на западной и южной сторонах - богато украшены резьбой. В 1230-1233 годах собор был расписан фресками, покрывавшими все его стены. Но росписи не сохранились (правда, в верхней части южной абсиды раскрыты в 1938 году фигуры преподобных старцев). Роспись ростовских и суздальских мастеров отличается свободным фресковым письмом и остротой характеристик.

Но и этот храм не дошел до наших дней. При татаро-монгольском разорении Суздаля собор не пожгли и не порушили, но только ограбили. Храм простоял более двух столетий, пока в 1445 г. не рухнул. Долгих 83 года собор простоял разрушенным, и лишь во время правления великого князя московского Василия III здание было отреставрировано. Были разобраны верха и стены. К 1530 г. их надстроили из кирпича, а завершили храм пятью главами. Позднее собор несколько раз ремонтировали и перестраивали. Епископ Серапион (в 1634-1636 гг.) выстроил приделы во имя Федора и Иоанна, а также расписал собор. Митрополит Илларион (1682-1705) в соответствии с требованиями своего времени распорядился разобрать хоры и растесать окна. В настоящее время большая часть поздних добавлений снесена.

Богородице-Рождественский собор задумывался как «гробница» - усыпальница княжеских и церковных властителей суздальской земли. Для погребений предназначались аркосолии (низкие арки) в притворах и под хорами с установкой саркофагов усопших князей и епископов. Под сводами хор в 1279 г. был положен на вечное упокоение суздальский князь Юрий Андреевич, но основные захоронения в соборе приходятся на XVI-XVII вв. Здесь нашли свое последнее пристанище Шуйские, Скопины-Шуйские, Ногтевы, Вельские и другие.

В южном и западном портале собора сохранились еще с домонгольского периода "златые врата" XIII в., выполненные в технике золотой наводки. В современном состоянии собор скуп на белокаменную резьбу. Очевидно, значительное количество резного декора находилось в несохранившейся верхней части здания. В настоящее время собор открыт для посещения.

Кремль


Самая древняя часть Суздаля, его историческое ядро - это кремль. С незапамятных времен он был важнейшей частью Суздаля. С постройкой кремля и возник город. Кремль расположился в излучине Каменки, окружившей его с трех сторон. Глубокий искусственный ров, заполненный водой, замыкал своеобразную цепь ограждений.

Кольцо земляных валов, окружающих кремль, было сооружено по приказу Владимира Мономаха во второй половине XI века и вновь укреплено Всеволодом Большое гнездо. Остатки этого памятника оборонного зодчества дошли до наших дней: земляной вал был устроен из глины и имел внутри деревянную конструкцию - «городню», благодаря которой он довольно хорошо сохраняет свою форму.

Первоначально по валу кремля был сооружен «заборол» - тын из заостренных сверху бревен. В 1194 году Мономахов тын, как устаревший тип военно-оборонительного сооружения был заменен крепостью «рубленой», т.е. в виде соединенных вместе срубов и клетей с засыпкой глиной. Бревенчатые стены и башни неоднократно сгорали во время пожаров и вражеских набегов, но восстанавливались горожанами вплоть до XVIII века (после пожара 1719 года не отстраивались). На территории кремля проживал князь, его бояре и дружина. Здесь находился главный городской собор.

До наших дней сохранились поздние архитектурные сооружения: Богородице-Рождественский собор (XIII - XVI вв.), архиерейские палаты (XVI - XVII вв.), соборная колокольня (XVII в.), Успенская церковь (XVII  - XVIII вв.), Никольские зимняя и летняя церкви (XVIII в.).
Дата публикации - 05.09.2010

Закладки

| Еще