Пушкин Александр Сергеевич. Адреса: Санкт-Петербург, Театральная площадь (площадь Каменного театра), 8 (Дом Паульсона - квартира Н.В. Всеволожского):
Санкт-Петербург, Театральная площадь, дом 8
В доме №8 на площади Каменного театра проводились заседания общества "Зелёная лампа", к которому принадлежал и Александр Сергеевич Пушкин (в общество входили также декабристы Сергей Петрович Трубецкой, Яков Николаевич Толстой, Фёдор Николаевич Глинка и другие, также Антон Антонович Дельвиг). Собрания общества проходили с весны 1819 года по осень 1820 года, дом принадлежал Никите Всеволодовичу Всеволожскому (он был и основателем "Зелёной лампы").
До 1821 года Театральная площадь называлась площадью Каменного театра.
Дом был построен в конце 19 века по проекту архитектору и владельца земли Готлиба-Христиана Паульсена. Тогда было всего три этажа. Позднее здание перестраивалось в 1833 году и в 1902-1904 гг.
До 1821 года Театральная площадь называлась площадью Каменного театра.
Дом был построен в конце 19 века по проекту архитектору и владельца земли Готлиба-Христиана Паульсена. Тогда было всего три этажа. Позднее здание перестраивалось в 1833 году и в 1902-1904 гг.
Театральная площадь, дом 8, вид со стороны площади
Никита Всеволодович Всеволожский
В 1819-1820 гг. Пушкин часто бывал у Никиты Всеволодовича Всеволожского, с которым познакомился в Коллегии иностранных дел, где оба числились на службе. В квартире Всеволожского, в доме Паульсона, два раза в неделю собирались члены кружка «Зеленая лампа». Рассаживались за круглым столом и при свете зеленой лампы обсуждали новости литературы и политики. На заседаниях кружка бывали Я. Н. Толстой, С. П. Трубецкой, Н. И. Гнедич, Ф. Н. Глинка, А. А. Дельвиг, П. П. Каверин, В. В. Энгельгардт. Все они объединялись вокруг хозяина квартиры. Федор Глинка дал ему такую характеристику:
Он весел, любит жизнь простую,
И страх как всеми он любим!
И под кафтаном золотым
Он носит душу золотую...
И страх как всеми он любим!
И под кафтаном золотым
Он носит душу золотую...
И.Е. Вивьен. Портрет А.С. Пушкина. 1826 год
А. С. Пушкин назвал Всеволожского лучшим из «минутных друзей» своей «младости». Их сближали общие литературные и театральные интересы. Позднее поэт писал другу из Михайловской ссылки: «Не могу поверить, чтобы ты забыл меня, милый Всеволожский, ты помнишь Пушкина, проведшего с тобой столько веселых часов,— Пушкина... не всегда верного твоим субботам, но неизменного твоего товарища в театре, наперсника твоих шалостей...»
Актер П. А. Каратыгин рассказывал: «Тогда против Большого театра жил камер-юнкер Никита Всеволодович Всеволожский, которого Дембровский учил танцевать. Когда поравнялся наш фургон с окном, на котором тогда сидел Всеволожский и еще кто-то с плоским приплюснутым носом, большими губами и смуглым лицом мулата, Дембровский высунулся из окна... и начал им усердно кланяться. Мулат снял с себя парик и стал им махать над своей головой». В то время Пушкин обрил после горячки голову и носил парик.
Обеспокоенный К. Н. Батюшков писал А. И. Тургеневу: «Не худо бы Сверчка запереть в Геттинген и кормить года три молочным супом и логикою... Как ни велик талант Сверчка, он его промотает...»
В 1820 г. перед ссылкой Пушкин проиграл в карты Всеволожскому рукопись своих приготовленных к печати стихотворений, которую ему удалось вернуть только в 1825 г.
Актер П. А. Каратыгин рассказывал: «Тогда против Большого театра жил камер-юнкер Никита Всеволодович Всеволожский, которого Дембровский учил танцевать. Когда поравнялся наш фургон с окном, на котором тогда сидел Всеволожский и еще кто-то с плоским приплюснутым носом, большими губами и смуглым лицом мулата, Дембровский высунулся из окна... и начал им усердно кланяться. Мулат снял с себя парик и стал им махать над своей головой». В то время Пушкин обрил после горячки голову и носил парик.
Обеспокоенный К. Н. Батюшков писал А. И. Тургеневу: «Не худо бы Сверчка запереть в Геттинген и кормить года три молочным супом и логикою... Как ни велик талант Сверчка, он его промотает...»
В 1820 г. перед ссылкой Пушкин проиграл в карты Всеволожскому рукопись своих приготовленных к печати стихотворений, которую ему удалось вернуть только в 1825 г.
Площадь Каменного театра. С гравюры неизвестного художника 1810 года
Большой (Каменный) театр после перестройки по проекту Тома де Томона.
Мемориальная доска
На мемориальной доске написано:
"В этом доме бывал в 1819 - 1820 гг. А.С. Пушкин на собраниях литературно-политического кружка "Зелёная лампа".
"В этом доме бывал в 1819 - 1820 гг. А.С. Пушкин на собраниях литературно-политического кружка "Зелёная лампа".
По каналу Грибоедова это дом № 109
Дом Паульсона
Театральная площадь
Вдали виднеется Мариинский театр.
Канал Грибоедова возле дома 109
Театральная площадь
Дом № 8 виднеется вдали с левой стороны.
Набережная Екатерининского канала
Театральная площадь, дом 8, двор
Вход во двор дома со стороны канала
Театральная площадь, 8
Источники информации: 1. «Пушкинские адреса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Путеводитель». Санкт-Петербург, издательство «Нотабене», 1999 год.
Закладки
Поиск по сайту:
История храмов, монастырей
Великий Новгород
Джонатан Свифт
Бен Джонсон
Плёс
Биографии
Петербург Достоевского
Новости истории и археологии
Изабелла I Кастильская
История Испании
Новости культуры и искусства
Томас Торквемада
Топонимика
Русский сарафан
Игнатий Лойола
Ономастика
Города
Архивы Казахстана
Федеральные архивы России
Региональные архивы России
Поэзия