Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Могила писателя на Литераторских мостках (Волковское кладбище):
Могила Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина на Литераторских мостках
Писатель умер 28 апреля (10 мая по новому стилю) 1889 года. Он был похоронен 2 мая, как пожелал, на Волковском православном кладбище рядом с Иваном Тургеневым. На могиле в 1890 году установлен бюст Салтыкова-Щедрина (скульптор Л.А. Бернштам, архитектор А.Ф. Красовский). Могила находилась около Спасской церкви. В 1936 году могила писателя была перенесена с Волковского кладбища на Литераторские мостки.
Могила Салтыкова-Щедрина
Рядом с могилой Тургенева (у Спасской церкви) 2 мая 1889 г. при огромном числе провожающих был похоронен Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Его отношение к Волковскому кладбищу как непременному последнему пристанищу литераторов, деятелей одних общественно-политических и литературных воззрений хорошо известно. Достаточно вспомнить, как в 1878 г., когда скончался Н.А. Некрасов, Салтыков-Щедрин был рассержен тем, что согласно завещанию Некрасов будет погребен на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря, а не на Волковском «со своими» [Елисеев Г.З. Воспоминания // Шестидесятые годы. М.; Л., 1933. С. 394.]. Среди «своих» похоронили его самого. «Погода стояла прескверная. Моросил дождь. Это, впрочем, не помешало публике с 9 часов утра собираться густою толпою к подъезду квартиры покойного. Прибывали в экипажах, на конке, пешком. Много было учащейся молодежи, несколько представителей адвокатуры и театра, почти весь литературный и журнальный мир, С. П. Боткин, городской голова В. И. Лихачев, но больше всего той пестрой, безымянной толпы, которая ходит под общим названием читающей публики... Более предусмотрительные стали заранее захватывать места у могилы поудобнее. Многие вошли в ограду могилы Тургенева и Кавелина, взобравшись на памятники и на крыши; несколько смельчаков, и в том числе женщины, влезли на деревья... Наконец, в одиннадцать часов, в воротах кладбища густою стеною показался хор студентов... Речи длились почти до трех часов дня...» [Похороны М.Е. Салтыкова-Щедрина // Новое время. 1889. 3 мая.].
Пространное и подробное описание похорон, опубликованное в «Новом времени», дополняет полицейский рапорт: «Состоявшиеся 2 мая похороны писателя М. Е. Салтыкова (Щедрина), несмотря на громадное стечение участвовавших в печальном шествии, преимущественно из учащейся молодежи, прошли совершенно спокойно, и порядок ни в чем нарушен не был. По окончании заупокойной литургии и отпевания... гроб, покрытый венками, из которых на одном, от «технологов», имелась надпись: «борцу за правду», — отнесен до могилы студентами... Здесь начались речи, говорили в числе других: Арсеньев, Абрамович, Орест Миллер, Тимирязев и два студента: Петербургского университета Захарьин и Военно-медицинской академии Михаил Иванов.
Речи касались деятельности покойного как «обличителя неправды». При этом, однако же, речи Ореста Миллера и Тимирязева отличались некоторой тенденциозностью. Кандидат прав Абрамович в своей речи указывал, что в то время, как высшие власти поощряли погромы евреев, один только Салтыков решился поднять голос в защиту еврейства. Студент Захарьин в прочитанном стихотворении старался доказать, что Салтыков умел „будить уснувшие рабские силы" и что со смертью его гибнет надежда на то, чтобы „угнетенные" услышали слово, ободряющее их» [Рапорт агента о похоронах Салтыкова // Былое. 1906. № 12. С. 122.]
Пространное и подробное описание похорон, опубликованное в «Новом времени», дополняет полицейский рапорт: «Состоявшиеся 2 мая похороны писателя М. Е. Салтыкова (Щедрина), несмотря на громадное стечение участвовавших в печальном шествии, преимущественно из учащейся молодежи, прошли совершенно спокойно, и порядок ни в чем нарушен не был. По окончании заупокойной литургии и отпевания... гроб, покрытый венками, из которых на одном, от «технологов», имелась надпись: «борцу за правду», — отнесен до могилы студентами... Здесь начались речи, говорили в числе других: Арсеньев, Абрамович, Орест Миллер, Тимирязев и два студента: Петербургского университета Захарьин и Военно-медицинской академии Михаил Иванов.
Речи касались деятельности покойного как «обличителя неправды». При этом, однако же, речи Ореста Миллера и Тимирязева отличались некоторой тенденциозностью. Кандидат прав Абрамович в своей речи указывал, что в то время, как высшие власти поощряли погромы евреев, один только Салтыков решился поднять голос в защиту еврейства. Студент Захарьин в прочитанном стихотворении старался доказать, что Салтыков умел „будить уснувшие рабские силы" и что со смертью его гибнет надежда на то, чтобы „угнетенные" услышали слово, ободряющее их» [Рапорт агента о похоронах Салтыкова // Былое. 1906. № 12. С. 122.]
Памятник Салтыкову-Щедрину на могиле
В советское время кладбища и надгробия очень сильно страдали, разрушались, просто исчезали. Так в 1920-х годах был украден бюст с памятника М. Е. Салтыкову-Щедрину [Вечерняя красная газ. 1925. 26 марта; 1927. 14 дек.; 1928. 6 янв.]. Отчасти и поэтому были созданы Литераторские мостки и Склеп масеторов искусств.
Могила Салтыкова-Щедрина, надгробная плита.
Надпись на надгробной плите:
«Михаил Евграфович Салтыков (Н. Щедрин)
род. 15 Января 1826 г.
умер 28 Апреля 1889 г.»
«Михаил Евграфович Салтыков (Н. Щедрин)
род. 15 Января 1826 г.
умер 28 Апреля 1889 г.»
Могила Салтыкова-Щедрина
Литераторски мостки, могила Салтыкова-Щедрина
Бывшая Спасская церковь - современное состояние
Ранее около этой церкви была могила Салтыкова-Щедрина. Спасская церковь была переделана в цех завода «Монументскульптура», в полуразрушенном виде она остается и по сей день.
Спасская церковь Волковского православного кладбища
Фото Н. Г. Матвеева, 1900-е гг.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Портрет работы Ивана Крамского
Источники информации: 1. Кобак А.В., Пирютко Ю.М. Исторические кладбища Санкт-Петербурга. – М.: Центр-Полиграф, 2009. – 797, [3] c.
Купить криптовалюту telegram ton yobit.net/ru/buy/TONCOIN.
Закладки
Поиск по сайту:
История храмов, монастырей
Великий Новгород
Джонатан Свифт
Бен Джонсон
Плёс
Биографии
Петербург Достоевского
Новости истории и археологии
Изабелла I Кастильская
История Испании
Новости культуры и искусства
Томас Торквемада
Топонимика
Русский сарафан
Игнатий Лойола
Ономастика
Города
Архивы Казахстана
Федеральные архивы России
Региональные архивы России
Поэзия