История религии:
Феодоровская икона Божией Матери
Феодоровская икона Божией Матери

Изображение чудотворной иконы без ризы. Фото 2003 года.

"Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский…" Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.

Отечество. Икона, вторая половина XVI века.

Виктор Васнецов. Богоматерь.

Городецкий Богородице-Феодоровский монастырь. Фото с рисунка конца XIX века.

Благоверный великий князь Александр Невский. Икона 1861 года.

Образ святой мученицы Параскевы на оборотной стороне Феодоровской иконы. Фото 2003 года.

Обретение чудотворной иконы князем Василием Ярославичем (здесь и далее клейма Феодоровской иконы Божией Матери XIX века).

Снятие иконы с дерева.

«В крестном ходе на руках священнослужителей принесена в Кострому».

Внесение чудотворной иконы в соборный храм и поклонение ей.

Великомученик Феодор Стратилат несет икону по улицам Костромы.

Памятник великомученику Феодору Стратилату; на руке святого – Феодоровская икона Божией Матери. Фото 2003 года.

Спасо-Запрудненская церковь упраздненного в 1764 году Спасо-Запрудненского монастыря, основанного на месте явления чудотворной иконы. Фото 2002 года.

Битва при Святом озере.

Святое озеро. Фото 2002 года.

«Во время церковного пожара икона всеми зрима стоящею на воздухе».

Инокиня Марфа (Ксения Ивановна Романова).

Михаил Федорович Романов.

Ипатьевский монастырь. Представители Земского собора извещают Михаила Федоровича об избрании его на царство. Миниатюра XVII в., цветная копия XIX в.

Современный вид чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери (в ризе 1955 года). Фото 2001 года.

Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. Фото 2002 года.

Тихоно-Лухский монастырь Ивановской епархии.

Образ царя-страстотерпца Николая II.

Киот с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе. Фото 2003 года.
Святыня… Этому понятию Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее определение: «Святость; (то,) чему поклоняемся, что чтим нерушимо».
А что свято для русского человека? Что такое русский человек? И что такое Русь? (2)
Протоиерей Иоанн Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадский) в свое время сказал: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский» [1, стр.7] (3).
В конце X века вошли в купель святого крещения племена полян, древлян, кривичей, вятичей, радимичей и иных славян. Вышел из купели – русский народ, в течение шести веков вдумчиво и сосредоточенно размышлявший о месте Святой Руси в мироздании, пока, наконец, в царствование Иоанна IV не утвердился в своем национально-религиозном мировоззрении. И все это – вопреки обстоятельствам, условиям, возможностям, выгоде, расчету.
События русской истории происходят почти всегда вопреки «объективным закономерностям», свидетельствуя о том, что определяют историю не земные, привычные и, казалось бы, незыблемые законы, а мановения Божии, сокрушающие «чин естества» и недалекий человеческий расчет. С этого «вопреки» и начинается русская история. Ибо угодно было Господу явить здесь чудо крещения, положившего начало тысячелетнему служению соборного и державного православного народа.
Много лет назад Федор Михайлович Достоевский гениально сформулировал мысль: русский и православный – синонимы, русский без православия – дрянь. Православие объяснило русскому человеку смысл его пребывания на Земле, ибо дало ответ на вопрос – зачем живет человек? Ответ этот связан с идеей всеобщего спасения и воскресения. В русском понимании человек – это Божие создание. И испокон века на Руси считается святостью духовная непорочность, чистота, совершенство – все то, что относится к Божеству, к истинам веры.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ 1. БОГОИЗБРАННАЯ ОТРОКОВИЦА
Много из того, что свято для сердца русского, - имеет женскую природу: Родина, Волга, Земля. Душа женщины имеет особые дарования – она пластична, чувствительна, невероятно терпелива. Но есть верх целомудрия и правды, само совершенство женского начала – Дева Мария, Богородица.
Русские люди величают Ее «страны нашей преславной Защитницей и Церкви Утверждением», называют Святую Русь уделом Пресвятой Богородицы (4). Из века в век православные твердо верят в Ее небесное заступничество.
Кто Она – эта Богоизбранная Отроковица? Почему Пречистая Дева так почитаема и любима? В чем Ее святость? Найдем ответы на эти вопросы.
I век до Рождества Христова… Великолепный Рим, почти покоривший вселенную, довел до необычайной смелости жажду наслаждений, но, захлебываясь в них, не познал счастья. Все в жизни перепробовано, но ничего не привело к цели.
Миру предстояло или обновиться, или оцепенеть в безграничной тоске.
И вот в эти самые годы в далеком Назарете тихо жила Дева, чрез Которую должно было воплотиться Божество. И времена, и лета исполнились…
Архангел Гавриил пролетает все девять чинов ангельских, от вышнего до нижнего неба, и стремится к земле, в неславный Назарет, в малую храмину к бедной Деве, известной лишь тем, что необыкновенно любит Бога и девство. Она одна слышит, что говорит Архангел; и верный хранитель Ее, праведный Иосиф, не знает о свершившемся.
А что свершилось? Готово исполнится пророчество, о котором столько раз читали люди в книге Исаии: Се Дева во чреве зачнет и родит Сына и наречеши имя Ему Еммануил.
Архангел Гавриил не только принес Деве Марии слово Божественного Благовещения, но и взыскал услышать от Нее слово соответствия. Он произнес слово привета: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах, - Благовещение о Спасителе мира почти совершилось, потому что сим ознаменована и указана Матерь Господня. Но так как Дева смутилась, и, размышляя, молчала, то Архангел продолжал и усилил слово Благовещения: Родиши Сына: Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется; Царствию Его не будет конца. Но и теперь Архангел не почитает дело своего посольства конченным, потому что, не то, которого ждет, слышит слово: Како будет сие, идеже мужа не знаю? – Он разрешает вопрос: Дух Святый найдет на Тя – и получает взыскуемый ответ: Се раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему.
Послушание и смирение явились оплотом Благовещения.
Се раба Господня: буди Мне по глаголу Твоему, - кто исчерпал бы весь разум этих слов, ощутил бы всю их силу? А их разум сливается с бездною разума Божия и объемлет вечность, их сила сопрягается с силою Вышнего, и преобразит землю, и наполнит небо. Смиритесь, пытливые исследователи! Дивитесь и радуйтесь, смиренные созерцатели! Брось, кичливый разум человеческий, ломкие оружия своевольного мудрования и возлюби с в о б о д н ы й п л е н в е р ы !
Матерь Господа пророчествует о себе: Се бо отныне ублажат Мя вси роди. Глас Ее слышат народы, века, концы вселенной… В Ней ублажается и то, что до Нее всегда было предметом оплакивания, - конец земной жизни.
А какова Ее земная судьба? М о л ч а с т р а д а т ь – вот что было на земле Ее постоянным уделом. Это было нескончаемое углубление сердца в непроходящую муку, вечное исхождение невидимою мученическою кровию.
Она молчала, когда в холодную декабрьскую ночь Ей нельзя было приютить новорожденного Сына в теплом доме, и когда волы согревали дыханием своих ноздрей Царя вселенной.
Она молчала, когда «искали души Ее Младенца» и в жгучем страхе за Него Она со старцем Иосифом бежала в Египет.
Она молчала, когда Сын Ее рос в бедном доме и, может быть, усердного труда старого плотника и Ее неустанно работающих рук не было достаточно, чтобы заработать дневное пропитание Иисусу.
Она молчала, когда Он оставил Ее, ушел на великое дело – на проповедь народу.
Молчала, когда однажды пришла навестить Его в дом, полный народа, и на просьбу выйти к Ней Иисус выслал ответ: Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот мне брат, и сестра, и Матерь. Этим Христос указывал, что для Него нет ничего выше родства духовного, что родство телесное меркнет пред силой и святыней общих убеждений, пред единением душ.
Она молчала, когда Он, Ее Иисус, всю святыню, Все Божество Которого Она одна лишь изо всех людей постигала в полной мере, стоял на помосте избичеванный, оплеванный, с терновым венцом на голове, с запекшейся кровью на челе – челе Ее ребенка, которое Он в порыве детской любви прижимал к Ее груди.
Она молчала, когда Он падал, подстегиваемый легионерами, и нес по улицам Иерусалима Свой крест.
Молчала, когда в Ее ушах раздавались звуки молота, прибивавшего гвоздями тело Ее Божественного Сына.
Молчала, когда – на кресте, оставленный Отцом, - Он переживал муку, в которой собирались муки всех людей всех времен и народов. Она, оцепенев от страданий, смотрела и молчала…
Поняв, что Ее Иисус будет принадлежать не только Ей, но человечеству, Она сделала то, что делала всю Свою великую жизнь: безмолвно склонилась пред вышнею волею.
А позже Пречистая сделала больше: О н а с т а л а М а т е р ь ю т о г о ч е л о в е ч е с т в а, к о т о р о е о т н я л о о т Н е е И и с у с а и р а д и к о т о р о г о И и с у с п о ш е л н а к р е с т.
Матерь Божия, на земле рожденная, стала великою Царицею Небес.
Богоматерь – Надежда ненадеемых, погибших Взыскательница, грешных Спасительница, за всех Ходатаица, Которая не отступит в ходатайстве Своем даже в страшные часы последнего Суда Христова!
О свет наш, Богородице! Просвещай тьму нашу! О, Источник Жизни! Оживляй нашу душевную мертвенность! [2, стр.11-36]
Мы нуждаемся в сердце всепрощающем, любящем нас не за то, что мы хороши или приятны, а за то, что мы существуем, что оно нас в себя вместило раз навсегда и уже не может от нас отказаться, как река не может не течь, и звезда не может не сиять.
Человечество поняло, испытало на себе эту материнскую черту всеобъемлющего, безграничного сердца Матери Божией. В этом сердце оно нашло надежнейшее убежище от горя земного, и чудные связи связали страдающее, рвущееся к небу, но прикованное к земле, со светлыми порывами и неисчислимыми падениями человечество с Непорочной Девой Марией.
К Ее лику, смотрящему с улыбкой услады или тихою грустью на приходящих к Ней, бегут малые дети, шепча свои несложные желания. Женское сердце, страдающее мукой любви, - к Ней же, не знавшей иной любви, как поклонение Своему Иисусу, несет свою радость и печаль. Не было за эти два тысячелетия ни одной минуты, в которую бы не несся с земли зов души к Матери Божией.
Она жалеет человечество каким-то жгучим, всепрощающим состраданием. Не страхом, не угрозами, а любовью и безграничным милосердием Царица Небесная ведет людей ко Христу.
Богородице молятся с особой теплотой. Через святые иконы – проводники благодати Божией – Пречистая Дева подает скорбящим и печальным утешение, обидимым – заступление, болящим – исцеление, бедствующим – скорую помощь. Сколько икон Владычицы Небесной прославлено на Руси!
2. ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ А. ОБРЕТЕНИЕ ЧУДОТВОРНОГО ОБРАЗА
Вот уже более 700 лет покровительствует Костроме чудотворная Феодоровская икона Божией Матери (1).
«Настольная книга священнослужителя» утверждает, что Феодоровская – Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой в I веке от Рождества Христова. Канонический тип изображения Богородицы на этой иконе – «Умиление» (по-гречески – «Милостливая»): Пресвятая Богородица и Богомладенец, соприкасаясь щеками, являют миру взаимную нежность, теплую заботу друг о друге и обо всем страдающем человечестве.
Кем и когда она была привезена из Иерусалима в русские земли, неизвестно. Однако память людская сохранила сведения о том, что в начале XII века образ находился в часовне недалеко от города Китежа. Возле этой часовни поднялся Феодоровский Городецкий мужской монастырь (5). В 1263 году в нем скончался великий князь Александр Невский, возвращавшийся из Золотой Орды (6). Образ хранил подступы к поволжскому городу и почитался как древний и чудотворный.
Икона имеет оборотную сторону с изображением святой мученицы Параскевы (7), именуемой Пятницей и считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест [3, стр.4]. Исследователи предполагают, что образ Параскевы был писан в XIII веке по указанию великого владимирского князя Ярослава Всеволодовича к свадьбе его сына Александра (в 1240 году прозванного Невским). Эта икона как отцовское благословение стала молельным образом Александра Ярославича [4, стр.44].
В 1239 году Городец был сожжен монголо-татарскими захватчиками, а образ Царицы Небесной с того времени «не обретеся в городе» [3, стр.4]. Можно предположить, что икона была передана Александром Невским (1220-1263) младшему брату Василию Мизинному (1341-1277), князю Костромскому.
Но в памяти народной появление иконы в Костроме связано с чудом, которое было описано в «Сказании о явлении и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери» протопопом костромского Успенского собора Феодором, жившим в XVII веке. Подлинник «Сказания» не сохранился, но есть его пересказ, сделанный протоиереем Иоанном Сырцовым в 1908 году. Вот что он поведал нам.
В августе, 16 числа, князь Василий Ярославич отправился на охоту в северные лесистые окраины города, сопровождаемый свитой и псами. В сосновом лесу у речки Запрудни благоверный князь увидел образ Божией Матери, сияющий небесной славой (8). Испытывая страх и радость, князь спешился, приблизился к образу и решился было взять его. Но образ чудесно поднялся по дереву на недосягаемую для князя высоту. Василий Ярославич отступил от места явления, преклонил колена и начал с сокрушением сердечным и со слезами умолять Матерь Божию, чтобы сподобила Она принять образ в свои руки и унести в Кострому. Но чудный образ не дался ему в руки.
Тогда князь поспешил в город, поведал о столь необыкновенном событии духовенству и гражданам. Православные немедленно составили крестный ход и отправились к месту чудного явления. Увидев икону, все коленопреклоненно со слезами на глазах стали молить Матерь Божию, чтобы Она, в лице новоявленной иконы, оказала милость городу, перешла бы в Кострому. Затем икона была духовенством беспрепятственно снята с дерева (9) и в крестном ходе на руках священнослужителей перенесена в соборный деревянный храм во имя великомученика Феодора Стратилата [3, стр.6] (10).
На следующий день жители Костромы пришли в храм для поклонения чудесно явившемуся образу Божией Матери (11) и многие из них при этом объявили, что накануне явления святыни, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, были очевидцами того, как необычайный, нездешне одетый воин прошествовал по улицам Костромы с новообретенной иконой Божией Матери (12). Люди с изумлением узнавали в нем святого Феодора Стратилата, словно сошедшего со стен посвященного ему городского собора. Эти свидетельства убедили князя Василия и всех горожан, в том, что сам небесный покровитель Костромы, принес в дар городу новую святыню (13). От имени великомученика Феодора Стратилата икона и получила свое прозвание [3, стр.7-8].
А на месте явления образа Божией Матери князем Василием впоследствии была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудненский мужской монастырь (14). В память этого события алтари летнего храма Успенского собора, в изъятие из общего правила, были обращены не на восток, а на север, в направлении места обретения чудотворной иконы [5, с.110-111].
Опираясь на реальные исторические обстоятельства, можно считать, что явление Феодоровской иконы Божией Матери князю Василию Ярославичу совершилось между 1256 и 1262 годами.
Б. ЧУДОТВОРЕНИЯ ФЕОДОРОВСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Пребывание Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме связано со многими чудесными событиями.
Вскоре после обретения образа (в 1262 году) Матерь Божия Сама защитила костромичей своей иконой, обратив огненную силу на врагов (15). Когда к городу подошли татарские полчища для очередного набега, князь Василий, не надеясь на свои силы, повелел нести впереди дружины драгоценную Феодоровскую. От лика Богоматери брызнули на татар нестерпимые огненные лучи, грабители смутились и обратились в бегство.
В память этого чудесного события и в назидание потомкам на том месте, где стояла икона Заступницы, поставлен был высокий дубовый столб, на котором вырублено было особое место для копии Феодоровской иконы. Впоследствии вместо столба была устроена каменная часовня (16), где список хранился в особом киоте. А озеро, на берегу которого это случилось, с той поры стало называться Святым [4, стр.9].
В 1304 году умер князь Андрей Городецкий, которого называли злым гением Северо-Восточной Руси, и который управлял Костромским княжеством. Грозным знамением сопровождалась его смерть: «Июля 23 бысть гром велик и страшен с востока, и ударил гром во маковицу святого Феодора на Костроме и зажег ее, и горело до вечерни» [6, стр.126]. Так погибла древняя соборная церковь святого великомученика Феодора Стратилата.
О судьбе же чудотворного образа повествует церковный историк и краевед XIX столетия протоиерей Павел Островский (1807-1876):
«Пречистая снова явила Костроме чудесное знамение Своего к ней благоволения (17): деревянный храм, в котором была поставлена икона, ( ) сгорел, а икона, никем не выносимая из храма, соблюлась невредима от огня невидимой силой; в непродолжительное время сгорел и вновь выстроенный деревянный храм, а святая икона также осталась невредимой, никем не вынесенная из храма. После первого пожара на третий день икона найдена совершенно невредимой в пепле пожарища; во второй пожар была видима выше пламени стоящей на воздухе» [3, стр.8].
В. ИСТОРИЯ СВЯТЫНИ И СУДЬБА ОТЕЧЕСТВА
Особой страницей истории чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы являются события 1613 года, когда на всероссийский престол после трагических лет Смутного времени был избран первый царь из дома Романовых (19).
В 1610-1612 г.г. старица Марфа Ивановна Романова с сыном своим Михаилом Федоровичем находились в Москве, где они пережили осаду первым и вторым земским ополчением и страшный голод 1612 года. В октябре 1612-го мать с сыном вернулись на костромскую землю в село Домнино - родовую вотчину инокини Марфы (урожденной Ксении Ивановны Шестовой). Оттуда мать с сыном направились в Макариев монастырь на Унже, чтобы у гроба преподобного Макария Унженского и Желтоводского помолиться об освобождении из польского плена мужа и отца Федора Никитича (в иночестве Филарета). Завершив богомолье, Романовы поехали в Кострому и остались в осадном дворе.
21 февраля 1613 года начался Великий пост. Михаил Федорович, «по благочестивому древнему обычаю», затворился на время поста в Ипатьевском монастыре «для душеспасения, для сохранения и поддержания доброго христианского покаянного настроения». В этой святой обители и разыскали Романовых московские послы [7, стр.49].
Утром 14 марта посольство Земского собора крестным ходом из Успенского Кафедрального собора в Ипатьевский монастырь (20) принесли Феодоровскую икону Пересвятой Богородицы. Инокиня Марфа (18), напуганная событиями Смутного времени, поначалу приняла послов «с великим гневом и плачем». Она противилась принятому Собором решению и просила: «мое же чадо младо сущее, и не доумеет ко умножению людских злостей управляти; молю вас, не лишите мене единороднаго чада».
Тогда архиепископ Феодорит взял в руки Феодоровскую икону Божией Матери, а троице-сергиевский келарь Авраамий Палицын – образ московских чудотворцев Петра, Алексея и Ионы; поднесли святые иконы к Марфе и сыну ее Михаилу Федоровичу и сказали: «Не мозите преслушатись: но сотворите повеленное вам от Бога, воистину бо от Бога избрани ести, и не прогневайте всех Владыку и Господа». Тогда «благоверная государыня инока Марфа Иоанновна многи слези излия пред образом Пречистыя Богородицы, и вземлет сына своего, благовернаго и благочестиваго великаго государя Михаила Феодоровича, пред всеми со слезами рече: се Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству».
С этого времени Феодоровский образ Пресвятой Богородицы особенно почитался всеми представителями Царственного дома Романовых [3, стр.13].
Два праздника в году Феодоровской иконе (21). Один – от первого «столичного» князя, день ее обретения 16/29 августа. Второй – в день благословения в Костроме на царство Михаила Романова – 14/27 марта.
В дни празднования трехсотлетия Дома Романовых в мае 1913 года посещали Кострому и поклонялись чудотворной иконе Пресвятой Богородицы святой царь-страстотерпец Николай Александрович и его семья, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.
Скорбные события ХХ столетия не обошли стороной ни Кострому, ни чудотворную Феодоровскую икону; однако и в годы «огненного искушения» Промысел Божий сохранил великую святыню Костромской земли. Она не только избежала поругания от рук богоборцев, но и находилась в действующих храмах на протяжении всего ХХ века [3, стр.24].
Возрождение Русской Православной Церкви, началом которого стало празднование в 1988 году юбилейной даты Тысячелетнего Крещения Руси, отразилось и на судьбах костромских святынь. В 1990 году – впервые после многих десятилетий – 29 августа, в день празднования явления Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, многотысячный крестный ход прошел после Божественной литургии от кафедрального Воскресенского собора через всю Кострому к храму Спаса на Запрудне; с того времени совершение общегородского крестного хода 29 августа вновь стало традицией.
18 августа 1991 года Феодоровская икона Божией Матери была перенесена в воссозданный из руин Богоявлено-Анастасиин собор (22), ставший новым кафедральным храмом Костромской епархии; здесь чудотворный образ Царицы Небесной пребывает и сейчас.
Россия, некогда называвшаяся Святой Русью, сегодня стоит перед выбором: преклонить колена перед «истинной» демократией или вернуться на естественный путь своего исторического развития, вспомнив о русской идее – идее православного христианства. И возрождение России исполнится, но только тогда, когда осуществится покаяние народа.
Первый после Екатеринбургского злодеяния покаянный крестный ход русского народа начался 12 июля 1999 года в Тихоно-Луховском монастыре Ивановской епархии. Паломники несли хоругви и иконы. Самыми большими были иконы Божией Матери «Державная» и «Смоленская» и мироточивая икона царя Николая II. Конечным пунктом крестоходов был Ипатьевский монастырь в Костроме (23).
В Богоявленском кафедральном соборе, после того, как к Феодоровской иконе Божией Матери – фамильной иконе Дома Романовых – приложили икону Государя, доставленную крестным ходом, по иконе Царя-Мученика стало обильно струиться миро. Среди потрясенных этим явлением православных была и жена священника Свято-Тихоновского прихода города Волгореченска Гуляева Марина Евгеньевна, 1968 года рождения, которая и поведала мне об этом в ноябре 2005 года.
Покаянный крестный ход достиг своей конечной цели – Ипатьевского монастыря в день убийства Государя и всей Его Семьи. Икона Царя-Мученика на аналое Успенского собора вновь мироточила.
А 14 августа 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в Москве, принял решение «прославить для… почитания в лике святых» 860 новомучеников и исповедников Российских. Прославлена и Царская Семья (24) во главе с Государем императором Николаем II. Канонизация состоялась 20 августа в Храме Христа Спасителя [8, стр.599].
И вновь Феодоровская икона Божией Матери, оказалась накрепко связанной с общероссийской историей.
Г. ПОД СЕНЬЮ ПРАЗДНИКА
6 сентября 2003 года Феодоровская икона посетила Волгореченск. В городе проходили мероприятия, посвященные 500-летию со дня преставления преподобного Тихона Луховского. Божественная литургия шла под сенью чудотворного образа Пресвятой Богородицы, и люди ощутили на себе тихое величие происходящего.
Вот что рассказала одна из прихожанок, Корнилова Татьяна Александровна, 1972 года рождения, домохозяйка: «Еще накануне было необъяснимое желание участвовать в службе. Утром, невзирая на непонимающее недовольство мужа: вчера же в церковь ходила, сегодня-то зачем? – со все нарастающим волнением и трепетом, отправилась к строящемуся храму. К началу службы опоздала и стала с краю…
Божественная литургия завершилась, в ряду многих случилось подойти под благословение Владыки, архиепископа Костромского и Галичского Александра. Прихожане уже почти разошлись, но я в нерешительности стояла и чего-то ждала: будто держали меня. Подошла женщина, сказала: «Не уходите, сейчас икону понесут к машине, можно пройти под ней и загадать желание, просимое исполнится». Меня охватило сомнение: можно ли, достойна ли? А больше всего мучил вопрос: что пожелать? Вопрос смущал, и я решила не думать об этом: на все воля Божия. Не осознавая реальности происходящего с сокрушенным сердцем и с трепетным желание быть причастной к чуду, я склонилась под иконой.
Домой возвращалась, не чуя ног, будто крылья за спиной выросли, чувства переполняли, было невероятное ощущение: казалось, душа настолько необъятна и легка, что вот-вот вырвется из бренного тела и вознесется к небу.
Только через три дня я осмыслила произошедшую во мне перемену. В декабре 2001 года я родила третьего сына, он прожил три дня. Я сама чудом осталась жива. От полного отчаяния тогда меня спасли молитва, муж и дети. Душа мало-помалу согревалась, но сильно болело сердце. Боль была острой и постоянной; когда я волновалась, отнималась левая рука, казалось, в любой момент сердце может остановиться. И вот после поклонения Феодоровской иконе Пресвятой Богородице я поняла, что сердечная боль ушла, как не бывала. Чудо явлено!»
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, МОЛИ БОГА О НАС!
Как яркие звезды сияют на темном небосклоне, так сияют в христианском мире иконы Божией Матери. И каждая из них, маленькая или большая, древняя или современная – это вещественный знак Божией милости и благоволения Божией Матери, это святыня православной семьи, русского народа и нашего многострадального Отечества.
Иконы, как живые люди, имеют свои биографии, свои истории возникновения, прославления, чудодействия, и все являют миру одно изображение Царицы Небесной с Предвечным Младенцем и Богом, перед которым Она ходатайствует о нас в нашем спасении…
Божия Матерь - наша Ходатаица пред Престолом Царя Царствующих о том, чтобы мы достойно и праведно проводили земную жизнь, делали больше добра, любили Бога и ближнего, чтобы дорожили тем кратким временем, которое отводится нам в жизни земной, чтобы кропотливо и трепетно стяжали святость, чтобы достойно готовили себя к небесной жизни. Феодоровская икона Божией Матери защитница семейного благополучия, помощница в рождении и воспитании детей.
Феодоровская икона Божией Матери – величайшая святыня русского народа (25). Благодатный образ Пресвятой Богородицы осенял путь российского величия. Во все времена лик Небесной Владычицы на иконе был светозарным. Царские реставраторы, обновившие икону в конце XIX века, удивлялись тому, как замечательно сохранился дивный образ. Но едва лишь грянула на Руси великая смута в начале ХХ века, и был убит в Екатеринбурге император Николай II – лик Божией Матери на иконе потемнел.
Ныне скорбит Матерь Божия над российским позором. Но – просветляются иконы силой духовного подвига людей. К нему-то и призывает нас чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, главная святыня Костромской земли. Очевидно, что только в воцерковлении потерявшего духовную Родину народа, в восстановлении постоянной молитвы и покаяния, в возрождении попранных святынь – единственный путь к спасению и преображению Человека и Отечества.
Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!