История религии:
День народного единства. Актуальность и важность нового праздника.
День народного единства. Актуальность и важность нового праздника.

Икона Казанской Божией Матери, бывшая во Втором земском ополчении. XVII век.

Иван IV Васильевич Грозный (25.08.1530 – 18.03.1584) – великий князь московский и всея Руси с 1533 г., первый русский царь с 1547 г.

Федор Иванович (31.05.1557 -06.01.1598) – царь с марта 1584 г., последний русский царь из династии Рюриковичей.

И.Глазунов. Легенда о царевиче Димитрии.

Борис Годунов (ок.1552 – 13.04.1605 г.) – царь с 1598 г.

Голод при царе Борисе Годунове. Литография XIX в.

С. Иванов. Смутное время.

Ф. Снедецкий. Дмитрий Самозванец.

Василий IV Иванович Шуйский (1552 - 12.09.1612) – русский царь в 1606-1610 гг.

А.Васнецов. Гонцы. Смутное время в Кремле.

В.Васнецов Бог Саваоф «… преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле».

М.Нестеров. Дмитрий – царевич убиенный.

Гермоген (ок.1530 – 17.02.1612) – патриарх Московский и всея Руси с 1606 г.

Лжедмитрий II.

Панорама Костромы конца XVII века. Вид с Волги. Реконструкция.

Ипатьевский монастырь. Фрагмент гравюры XVI века, цветная копия ХIХ века.

С.Милорадович. Оборона Троице-Сергиевой Лавры.

К.Маковский. Воззвание Минина.

М.Скотти. Гражданин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

Освобождение Москвы в 1612 г.

Э. Лисснер. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля.

Патриарх Филарет (боярин Федор Никитич Романов).

Инокиня Марфа (Ксения Ивановна Романова, урожденная Шестова).

Михаил Федорович Романов (12.07.1597 – 13.07.1645) – первый русский царь из династии Романовых. Избран царем на созванном в Москве Земском Соборе 21 февраля 1613 г. Основной заботой первых лет царствования Михаила Федоровича было воссоздание пришедшего в полный упадок хозяйства, укрепление расшатанного государственного аппарата. И.Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича Романова.
В декабре 2004 года Указом Президента Российской Федерации утвержден новый государственный праздник – День народного единства. Мы впервые отмечали его 4 ноября 2005 года.
Что это за праздник? Почему празднование его установлено именно 4 ноября? Почему средства массовой информации говорили и о Смуте, и о Казанской иконе Божией Матери, и о Дне народного единства? Что между этими событиями общего? Почему телевизионные деятели так мало и неоднозначно освещают смысл нового праздника? Много вопросов возникло. Не все комментарии журналистов были понятны. Я поставила перед собой цель: найти ответы на возникшие вопросы – и приступила к работе.
Перечитываю страницы истории конца XVI – начала XVII века – это время названо Смутным1. Возникло такое именование не только потому, что в Российском государстве воцарилась политическая Смута – разрушение общегосударственной власти, угроза потери национальной и религиозной независимости. Тяжелейшие потрясения, выпавшие на долю России в начале XVII столетия, значительным образом потрясли и самые основы всего русского духовного бытия. Во всяком случае, «брожение умов», потеря смысла жизни и исторической перспективы в народном сознании тоже стали одними из причин именования этого периода, как Смутного времени, ибо Смута властвовала в умах и душах людей.
Листая страницы прошлого, я заметила, что описание периода конца XVI - начала XVII веков вполне подходит для характеристики ХХ столетия и начала XXI века, потому что и мы сегодня также живем в эпоху разлома. А, следовательно, должны задуматься над тем, как устроить жизнь настоящую и будущую через знание прошлого, должны понять значимость народного единства и своевременность нового праздника.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА
2.1. ОТЕЧЕСТВО – ДАР БОЖИЙ
История раскрывает смысл развития, как отдельного народа, так и человечества в целом. Но понимание смысла истории зависит не столько от знаний или научно-теоретических представлений человека, стремящегося к познанию истории, сколько от его религиозно-философского мировоззрения, а еще точнее – от его веры. Традиционная вера русского народа – православие. Поэтому обратимся к книге книг – Библии.
В Послании к ефесянам святой апостол Павел пишет: «…преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» [1, с.361].
Отечество – священно, оно не тождественно государству – политическому институту со всеми его несовершенствами. Против чужеземцев, пришедших превратить нацию в рабов, любой народ во все времена сражается только и только за Отечество, какие бы символы ни были на знаменах. Русские люди пишут и мыслят Отечество с большой буквы. Для верующего человека Отечество – дар Божий, врученный для непрерывного национально-исторического активного созидания с его взлетами и неизбежными падениями.
«Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. Москва – Третий Рим», - провозгласил игумен псковского Елизарова монастыря старец Филофей (ок.1465-1542). Московское царство называлось преемником Византии не только в православном, но и в политическом отношении. Идея великой православной державы Третьего Рима не просто помогала государственному строительству, но и создавала его мощную духовную опору. Она вдохновляла на создание мировой сверхдержавы и оказалась поистине пророческой на несколько последующих столетий [2, с.71].
К началу XVII столетия практически все в России были уверены: Российское царство – это богоизбранная держава, «Третий Рим», «Новый Израиль», а русский народ – это «новый избранный народ», единственный «истинный народ христианский». И вдруг, буквально на глазах, всего за несколько лет «Новый Израиль» оказался почти до основания разрушен!
Будучи уверенным в особом, Богом данном, предназначении России, в том, что она будет вечно и неколебимо стоять под небесами, дьяк Иван Тимофеев (Семенов) в своем «Временнике», объяснял «разорение» страны наказанием Господним «за грехи наша»: «Не чужие нашей земли разорители, а мы сами ее погубители». Таким образом, причины новой гибели России осмысливались в традиционном для русского православного сознания духе. Поэтому, помыслы и русских мудрецов и русского народа в период Смуты состояли в том, чтобы вновь обрести истинного царя – Помазанника Божиего, который вернет России милость Божию и восстановит в государстве порядок.
Но Господь милует только искренне раскаявшихся. Поэтому столь важным было признание всеобщности греха русского народа, утерявшего «страх Божий»: «ибо согрешили все от головы до ног, от великих до малых: от святителя и царя, от иноков и святых, от младенца до старца». Отсюда возникает и определение главных способов спасения России от «разорения» - возвращение в сердца людей «страха Божия» и всеобще, всенародное покаяние. И русский народ с трудом, далеко не сразу, но сумел превзойти собственную гордыню и раскаяться в своих грехах»[3, с.255].
2.2. ПРЕОДОЛЕНИЕ СМУТЫ В XVII ВЕКЕ
Процесс всенародного покаяния начался с факта церковного прославления царевича Дмитрия (4). Инициатива всенародного покаяния была подхвачена и развернута патриархом Гермогеном (13). В целях успокоения страны он свершил акт прощения и разрешения всех православных христиан за измены и клятвопреступления, совершенные против Бориса Годунова и Лжедмитрия. Главная задача этого обряда состояла, конечно же, в том, чтобы, получив прощение за прошлые измены, народ впредь не нарушал крестного целования.
Между тем положение в стране оставалось напряженным. Вслед за Лжедмитрием I появились и другие самозванцы. Так летом 1607 г. в городе Стародбе объявился Лжедмитрий II (14). Кто был этот человек в действительности, неизвестно, но он уверял, что является царем Дмитрием Ивановичем, который во время боярского заговора в Москве чудесно спасся и теперь готов отомстить обидчикам. В начале июня 1608 г. он при поддержке Речи Посполитой начал наступление на Москву и встал укрепленным лагерем в селе Тушино, что и объясняет его прозвище «Тушинский вор». На языке того времени, «вор» означало не столько грабитель, сколько смутьян, злоумышленник, преступник, выступающий против власти. Тушино самозванец сделал своей столицей и здесь обосновался его двор. В течение двух лет в Москве царствовал Василий Шуйский (9), а в Тушине – Лжедмитрий II. Каждому из них была подвластна значительная часть страны, каждый объявил себя единственным государем.
Занять Москву и завладеть вожделенной шапкой Мономаха «Тушинскому вору» не удалось, но по территории московского края вплоть до Волги бесчинствовали шляхтичи. В 1608 г. отряды Лжедмитрия II разграбили Ростов и пленили митрополита Филарета. Насилие и грабежи вызвали волну народного возмущения. Особенно активно велась борьба с захватчиками на севере Московского государства.
В октябре 1608 г. отряды Лжедмитрия II добрались до Костромы и захватили власть. Но местные жители поднялись на тушинцев. Шли ожесточенные бои с польскими отрядами, многие города и селения костромской земли были сожжены и разорены. Часть костромичей заперлась в Богоявленском монастыре, но, истощив силы в неравной борьбе, вынуждена была сдаться. То же произошло в осажденном Крестовоздвиженском монастыре. После подавления восстания в разграбленной Костроме был оставлен большой отряд поляков.
Что было делать? Как остановить противника? Решено было объединиться. В Галиче жители сформировали местное земское ополчение и обратились с призывом к другим городам, послав своих представителей в Солигалич, Чухлому, Вологду, Тотьму, Сольвычегорск и Великий Устюг. Отряд Галичского ополчения, насчитывавшего 5 тысяч человек, двинулись на освобождение Костромы.
После ожесточенного сражения, которое длилось на улицах города с 28 февраля по 3 марта 1609 г., Кострома была очищена от врага, который отступил и поспешил укрыться за стенами Ипатьевского монастыря (16). Началась осада монастыря. Ценой многих жизней была одержана победа – последний оплот тушинцев на территории нашего края пал. Выбитые из монастыря поляки бежали и у Святого озера были разгромлены. Теперь Кострома надежно прикрывала северные области Руси от интервентов [4, с.18]. А воевода Жеребцов повел ополчение на помощь осажденной поляками Троице-Сергиевой Лавре (17). Позднее отряды костромичей сражались под Клязьмой, Тулой, Переславлем-Залесским, Суздалем.
Но поляки не сдавались, и осенью 1609 г. интервенция приняла форму открытой войны. Смута в стране была в разгаре. Необходимо было объединить силы не только отдельных районов, но и силы всей России.
С декабря 1610 г. святейший патриарх начал рассылать по всей России грамоты с призывом к народному сопротивлению врагу. Глава Русской Церкви послужил примером в стоянии за православную веру, которому должны были последовать все православные христиане. В самую страшную годину Смуты именно Церковь стала духовным, идейным и организационным центром собирания народа на подвиг «самоустроения».
Русский народ, лишенный верховного политического и государственного руководства, но укрепившийся духовно и церковно, сам поднялся на защиту своей земли. Многочисленные земские ополчения – это результат народного творчества, когда «Земля» (то есть народ) сама встала на спасение Российского государства [3, с.261].
Осенью 1611 г. (18) по призыву «выборного от всей земли» посадского человека Козьмы Минича в Нижнем Новгороде началось формирование ополчения и сбор средств на воинские нужды - каждый горожанин отдавал две трети своего имущества. Одновременно Минин отправил послов к воеводе Зарайска Дмитрию Михайловичу Пожарскому (19), участвовавшего в организации Первого земского ополчения, просить князя возглавить Второе ополчение. Весной 1612 г. нижегородское войско под командованием Дмитрия Пожарского двинулось вверх по Волге через Юрьевец, Решму, Кинешму, Плёс и Кострому, пополняя свои ряды свежими силами и «многой казной».
Центром сбора русских земских ратей стал Ярославль. Именно здесь был сформирован «Совет всей земли» как пример нового всероссийского Земского правительства. Именно из Ярославля войска Второго ополчения двинулись на Москву [4, с.19]. Разгромив в открытом бою лучшее королевское войско гетмана Яна-Карла Ходкевича, ополчение Минина и Пожарского начало осаду Москвы (20). 22 октября 1612 г. штурмом был взят Китай-город, 26 октября сдался польский гарнизон Кремля. 27 октября русская рать торжественно вступила в разоренную столицу (21).
Так объединенными усилиями русский народ освободил Родину и от польских интервентов, и от лжецарей, и от правителей нецарской крови. Теперь необходимо было решить вопрос, кого избрать на царский престол. В начале 1613 г. в Москве для принятия этого решения собрался Земский собор. В итоге выбор пал на сына (22) боярина Федора Никитича Романова, к тому времени носившего титул патриарха Филарета, и его жены Ксении Ивановны, урожденной Шестовой (23), постриженной в монахини под именем Марфы. Шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов (24) оказался ближе всех по родству с прежними русскими царями – он был внучатым племянником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. Узнал он о своем избрании на царство в Костроме.
Земский собор 1613 года созывался для предотвращения междуцарствия, он положил конец развалу русского государства и католическим проискам, призвав на Российский престол новую династию и засвидетельствовав соборной клятвой свою вечную верность роду Романовых как Богом данных России царей.
Итак, важнейшим условием спасения России в годы Смутного времени стало:
1. искреннее, сердечное покаяние, укрепившегося духовно, русского народа,
2. его соборное единство,
3. отречение от притязаний на самовластье, подчинение «игу и бремени» власти богоданной, воплощенной Помазанником – Православным Русским Царем [3, с.263].
2.3. НЕБЕСНАЯ ЗАСТУПНИЦА РУСИ. КАЗАНСКИЙ ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Теперь предстоит выяснить, почему в память об избавлении от иноверцев и о прекращении Смутного времени Русская Православная Церковь 22 октября (4 ноября по новому стилю) ежегодно празднует Пресвятую Богородицу, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская» (1).
В 1611 г. в лагерь Первого земского ополчения неким протопопом был принесен из Казани список (копия) чудотворного образа. Зимой 1612 г. протопоп перенес его в Ярославль, куда в конце марта того же года привел свою рать князь Пожарский. Ополченцы верили, что именно помощь Божией Матери, явленная через эту икону, определила победу Первого ополчения при взятии Новодевичьей обители под Москвой. Казанский образ Богородицы стал палладиумом рати и сопровождал ополчение, возглавляемое князем Пожарским, в походе к столице.
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием, русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков.
Со времени восшествия на престол Михаила Федоровича Романова Казанская икона сделалась семейной в царском роде. Было установлено празднование в Москве Казанской Божией Матери два раза в год: в день обретения иконы 8 июля и в день очищения Москвы от поляков 22 октября, с учреждением двух крестных ходов из Успенского собора во Введенскую церковь, где князем Пожарским поставлен был верный список с чудотворной иконы Казанской. В 1649 году царь Алексей Михайлович установил 22 октября праздновать по всей России. Казанская икона Божией Матери, наша заступница во время великой Смуты конца XVI - начала XVII века, и спустя столетия – всенародная святыня, знамение небесного покрова Богородицы2 [5, с.126].
2.4. ВЕЛИКАЯ СМУТА ХХ - ХХI ВЕКОВ
XX век – начало XXI столетия историки называют Смутным временем. Почему так долго длится эта Смута? Не повторяются ли ошибки прошлого? Весь мир не без корыстного интереса ждет, что же скажет страна Достоевского на вызовы третьего тысячелетия, сумеет ли она с национальным достоинством переосмыслить свою историю, с чем пойдет в будущее.
«Перестали понимать русские люди, что такое Русь! Она есть подножие Престола Господня. Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский», - эти слова всенародного российского пастыря, святого праведного отца Иоанна Кронштадтского злободневны сегодня, когда решается судьба Отчизны. Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы ныне восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями великого русского дела, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории [6, с.7].
Бесспорный духовный лидер русского зарубежья архиепископ Аверкий в 1968 году сказал: «Всякому разумному верующему русскому человеку должно быть совершенно ясно, что если первое Смутное время продолжалось всего лишь 15 лет, а нынешнее второе, во много раз более страшное, Смутное время длится уже свыше 50 лет, то это только потому, что нет прежней горячей веры в русских людях, нет настоящего покаянного чувства, нет подлинной действенной молитвы и должного упования на помощь свыше…»[6, с.309]. Важно осознать религиозный характер Второй Великой Смуты.
«Разрушалась Россия сознательно, – пишет в своих воспоминаниях обер-прокурор Священного Синода князь Николай Давыдович Жевахов, – и ее развал явился не результатом теоретических ошибок и заблуждений идейных борцов революции, а выполнением давно задуманных, гениально разработанных программ, обрекавших Россию на вымирание… К концу 1917 года все эти программы были уже окончательно выполнены, и по всей России царил неописуемый террор, посредством которого новая власть закрепляла позиции, завоеванные глупостью, изменой и предательством вожаков русского народа. Основная цель русской революции состояла в истреблении христианского населения России. Задача революции 1917 года заключалась в уничтожении России и образовании на ее территории… опорного пункта для последующего завоевания западно-европейских христианских государств… Впереди ожидали гонения на Православную Церковь, расхищение несметных богатств России, поголовное истребление христианского населения, мучения, пытки, казни… Не было ничего нового в этих попытках уничтожить христианство и завоевать мир, и только безверие, с одной стороны, и глубокое невежество, с другой, не позволяли одураченным людям видеть в происходящем отражения давно забытых страниц истории» [6, с.267].
История ХХ века… Что это, если не Великая Смута?3 За многие десятилетия беспрерывных социальных катаклизмов, оголтелой русофобии и ожесточенного богоборчества неузнаваемо искалечено национальное самосознание народа, подорваны религиозные корни русского бытия, доведено до критически низкого уровня нравственное состояние общества.
На рубеже веков инородцы и иноверцы, прикрываясь лживыми лозунгами лукавой «демократии», захватили в России рычаги государственной власти, рассекли наш народ на части нелепыми границами, разрушили тысячелетнее державное наследие Российской империи, лишили русских людей законного права распоряжаться на собственной земле, владеть ее богатствами и пользоваться плодами собственного труда. Сегодня статус русских регионов гораздо ниже, чем у любого «национального» субъекта Российской Федерации. Так, Государственная Дума в 2006 году дополнительно увеличила финансирование Саратовской области на 2 млрд. руб., а Чечни, которая территориально втрое меньше, на 9 млрд. руб., в то время как ее глава А.Алханов заявляет, что республика живет в правовом поле России, но по Конституции Чечни. Судя по всему, никто из власть держащих особо не радеет о русских интересах, о будущем Великой России, а «народ безмолвствует»: Смута в умах и душах людей…
Период смуты всегда отмечен нарушением прежнего порядка, хаотичностью и неопределенностью бытия. Смутное время – это либо прелюдия к переходу общества на более высокий социально-политический, экономический, культурный уровень, либо свидетельство деградации. Смутное время на Руси обычно завершалось тогда, когда народ осознавал, что Отечество в опасности, объединялся и твердо выступал за него. Борьба русского народа за свободную и достойную жизнь на земле продолжается. Я верю, что Россия «вернется к свободному самоутверждению и самостоянию, найдет свой здравый инстинкт самосохранения, примирит его со своим духовным самочувствием и начнет новый период своего исторического расцвета» [7, с.24].
3. ВЫВОД. АКТУАЛЬНОСТЬ И ВАЖНОСТЬ НОВОГО ПРАЗДНИКА
Рассмотрение значимости нового праздника я считаю актуальным и очень важным делом, потому что каждый из нас должен понять следующее.
1. Величайшая смута в истории Руси-России продолжается.
2. Преодоление трудностей – в возрождении духовности в человеке.
3. Сила народа в его единстве.
Смутное время конца XVI - начала XVII веков предшествовало и определило создание единой могучей державы именно потому, что против иноземного владычества поднялся народ, осознавший свое достоинство, величие и единство. В ХХ веке в результате утраты значительной частью русского и советского народа реального представления о мире и о своем месте в нем, утраты глубинного самосохранения и национального достоинства смута привела к крушению сверхдержавы.
Много лет назад Федор Михайлович Достоевский гениально сформулировал мысль: русский и православный – синонимы, русский без православия – дрянь. В русском понимании человек – это Божие создание. И испокон века на Руси считается святостью духовная непорочность, чистота, совершенство – все то, что относится к Божеству, к истинам веры. Православие объяснило русскому человеку смысл его пребывания на Земле, ибо дало ответ на вопрос – зачем живет человек? И ответ этот связан с идеей всеобщего спасения и воскресения.
В настоящее время представление о нравственных нормах и вечных ценностях настолько искажены в человеческом сознании, что люди просто не осознают всей сложности и опасности сложившейся в стране ситуации, да порой ни о чем и не задумываются. Между тем, «в той земле все злое сотворяется, татьбы (кражи, грабежи), и разбой, и убийство, и обида, и всему царству оскудение великое, которая порабощена», а «порабощенный человек срама не боится, чести себе не добывает» [2, с.84]. Русский человек, утратив традиционную православную веру, сегодня рискует потерять и Родину.
Нам надо уяснить одну простую мысль, высказанную известным философом Николаем Бердяевым: «Перед Россией стоит роковая дилемма. Приходится делать выбор между величием, великой миссией, великими делами и совершенным ничтожеством, историческим отступничеством, небытием. Среднего, «скромного» пути для России нет» [2, с.430].
Поэтому появление в календаре Дня народного единства я считаю актуальным и очень важным, и верю, что понимание истинного смысла этого праздника поможет нам сделать осознанный выбор и верно определить будущее нашей Отчизны.
Смутное время, Великое Московское разорение, Лихолетье – таково устоявшееся в исторической науке и литературе обозначение периода государственного кризиса в конце XVI - начале XVII века. Предпосылок для Смуты было много.
Так, в годы опричного правления царя Ивана IV (2) и неудачной для России Ливонской войны на страну обрушился целый ряд бедствий, породивших социальную напряженность во всех слоях русского общества. Уходя от налогового бремени, многие русские люди бежали на окраины страны, превращаясь в вольных людей – казаков. Именно в эти годы интенсивно заселялись степные пространства на юге страны. Правительство, обеспокоенное массовым бегством тяглого населения в 90-е г.г. XVI века, временно запретило переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день (указ 1592-1593 гг.) и установило пятилетний срок розыска и возврата беглых тяглецов на старое место (указ 1597 г.). Так был сделан решительный шаг к полному закрепощению крестьян.
В 1584 году после смерти Ивана Грозного царем стал его 27-летний сын Федор (3). В период его царствования вся полнота власти принадлежала боярину Б.Ф.Годунову. 15 мая 1591 года в Угличе при невыясненных обстоятельствах погиб сводный брат царя Дмитрий Иванович (4), Федор Иванович умер бездетным. Таким образом, династия Рюриковичей пресеклась, в стране разразился династический кризис. Созванный в феврале 1598 г. Земский собор избрал новым царем Бориса Федоровича Годунова (5). Он стал на Руси первым «выборным царем» и продолжил политику Ивана Грозного более мягкими средствами.
Начало XVII века ознаменовалось страшным трехлетним голодом (6) и массовым мором, погубившим до трети населения страны. В одной лишь Москве на трех братских кладбищах («скудельницах») захоронили более 127 тысяч людей. Повсеместно помещики, оказавшиеся не в состоянии кормить своих холопов и дворовых слуг, выгоняли их из своих усадеб. Обреченные на голодную смерть люди объединялись в разбойничьи отряды (7), грабившие и разорявшие целые округи. То была первая волна смуты. По самым осторожным подсчетам это стихийное и пока еще явно разбойничье движение охватило 19 западных, центральных и южных районов страны. Все эти события самым отрицательным образом сказались на авторитете царя Бориса Годунова, не имевшего в глазах современников того сакрального значения, которое было у прежних «прирожденных» государей. В этих условиях стало неизбежным появление царей-самозванцев.
В 1601 г. в Речи Посполитой объявился молодой человек, выдававший себя за чудесным образом спасшегося царевича Дмитрия. Историки предполагают, что это был Юрий Богданович Отрепьев, сын небогатого галичского дворянина, ставший монахом московского Чудова монастыря под именем Григорий. В русскую историю этот самозванец вошел под именем Лжедмитрия I (8). В Польше, куда бежал Григорий, он обрел покровителя – воеводу города Сандомира Юрия Мнишека. Договорились, что Григорий женится на его дочери Марине, а когда сядет на русский престол, отдаст ей во владение Новгородскую землю. Речи Посполитой он обязался передать Смоленскую и Северскую земли. Заручился самозванец и поддержкой католической церкви. Тайно приняв католичество, Отрепьев после восшествия на престол должен был ввести католичество на русских землях. В конце 1604 г. с небольшим отрядом своих сторонников самозванец вступил в пределы Московского государства. Он шел к столице через Чернигов и Северские земли, где находилось немало казаков и холопов, недовольных политикой Годунова. Войско Отрепьева росло с каждым днем. На его сторону один за другим переходили русские города. Повсюду радостно встречали законного царя Дмитрия.
В апреле 1605 г. наследником внезапно скончавшегося Бориса Годунова стал его 16-летний сын Федор. Однако царствование Федора оказалось быстротечным. Люди Лжедмитрия, расчищая самозванцу дорогу к трону, проникли в Кремль и сначала удавили овдовевшую царицу, а затем удушили самого юного государя. А в июне 1605 г. так называемый царевич Дмитрий Иоанович торжественно вступил в Москву и венчался на царство. Ему удалось склонить на свою сторону большинство Боярской думы.
Народ поначалу приветствовал самозванца, поскольку связывал с ним надежды на доброго государя. В этом и заключался успех столь легкого восшествия Отрепьева на российский престол. Однако Лжедмитрий не оправдал ни надежд Польши, ни чаяний собственного народа. Он оказался между двух огней: взяв обязательства перед поляками, должен был выполнить их, но понимал, что это вызовет недовольство в России. Поэтому Отрепьев не торопился ни отдавать русские территории Речи Посполитой, ни вводить в стране католичество. Вместо обещанных земель полякам предложили денежный выкуп. Повседневная деятельность нового царя и его ближайшего окружения, выказанное им открыто пренебрежение старорусским обычаям, вызвало резкое неприятие и церкви, и боярства, и большинства посадских людей. Особенно недовольны были москвичи, страдавшие от произвола казачьего и шляхетского окружения самозванца. До крайности накалила обстановку его женитьба на знатной полячке Марине Мнишек, пышная свадьба с которой состоялась 8 мая 1606 г. Вместе с Мариной прибыла многочисленная вооруженная свита, наводнившая Москву. Поляки вели себя нагло и бесцеремонно: вламывались в дома, грабили народ, пускали в ход сабли, оскорбляли и обижали русских людей, смеялись над православной верой, то есть вели себя как захватчики. В народе пошли толки о том, что царь отвернулся от православных обычаев и потворствует латинянам. 17 мая столица восстала, а бояре расправились с Лжедмитрием. Труп Отрепьева выволокли за Спасские ворота и сожгли, а пеплом, по легенде, зарядили пушку и выстрелили в сторону Польши. Лжедмитрий стал первым русским царем, убитым в результате дворцового переворота.
Новым царем был наскоро, без созыва Земского собора, прямо на Красной площади, «выкрикнут» старый знатный московский боярин Василий Иванович Шуйский, возглавивший заговор против Лжедмитрия I и давно желавший надеть государев венец. Однако прекратить «междоусобную брань» в Московском государстве новый властитель не смог: когда началась польская интервенция в русские земли, собственные бояре свергли Василия Шуйского, насильно постригли его в монахи и выдали полякам.
В 1610 г. власть в Москве захватило боярское правительство, состоящее из семи бояр – «Семибоярщина». Это правительство, ориентированное на собственные интересы, признало русским царем польского королевича Владислава, сына Сегизмунда III, и в ночь с 20 на 21 сентября 1610 г. тайно впустило польские войска в Москву и в Кремль. Тогда же шведы, нарушив союз с Россией, захватили Новгород. Таким образом, над Российским государством нависла угроза полной гибели…
В мировой истории есть события, которые навечно сохраняются в памяти человечества. К их числу относится блистательная победа нашего народа в Сталинградской битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооруженные столкновения прошлых времен. Именно Сталинградская битва стала переломной в ходе всей Второй мировой войны.
Исследователи анализировали главным образом соотношение техники, людских резервов, боевой подготовки и морального уровня как советских, так и гитлеровских войск. Однако за рамками научных монографий оставалось нечто, стоявшее за пределами человеческого познания и потому тщательно сокрытое в секретных папках спецгосхранов.
В Государственном архиве России хранится отчет уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по УССР товарища Ходченко председателю этого Совета Г.Г.Карпову. В нем штатный атеист, борец с религией доносил вышестоящему начальству о том, что напрямую расходилось с его собственными взглядами и убеждениями. А писал он ни много, ни мало о Чуде, свидетельницей которого была целая воинская часть, прибывшая на Украину со Сталинградского фронта.
После сокрушительного поражения под Москвой германское командование рассчитывало нанести главный удар на южном участке с задачей прорваться через Ростов к Сталинграду и на Северный Кавказ, а оттуда к Каспийскому морю и на север вдоль Волги. Поэтому оборона Сталинграда представлялась советскому руководству важнейшей стратегической задачей.
В сентябре 1942 года фашисты готовились к последнему, «генеральному» штурму крепости на Волге. К этому времени в их руках уже находилась большая часть города. В течение месяца шли тяжелые уличные бои за каждый квартал, дом, за каждый метр приволжской земли. 11 ноября нацисты предприняли очередную попытку штурма города. Наши войска оказались рассеченными на три части. Но вот в самый критический момент битвы бойцы одной из частей прославленной армии увидели нечто такое, что заставило их содрогнуться: в ночном осеннем небе Сталинграда появилось Знамение [7, с.175-177].
К сожалению, в отчете уполномоченного не сказано, что именно увидели воины. Можно только предполагать, что Сталинградское знамение и явление Казанской иконы Божией Матери в Сталинграде связаны между собой. Ведь знаменитая битва началась с молебна перед этой иконой, только после него был дан сигнал к наступлению. Чудотворная икона находилась среди наших войск на правом берегу Волги, перед ней непрестанно служились молебны и панихиды, кропили солдат святой водой.
В том, что люди видели Богородицу, сомневаться не приходится. Ее явления во время Великой Отечественной войны случались неоднократно, подтверждение тому множество свидетельств. Так во время штурма Кенигсберга в 1944 году священники, отслужив молебен, пошли с иконой к передовой. Бойцы с недоумением смотрели на идущих в полный рост молитвенников: со стороны немцев была такая стрельба – огненная стена! Но вдруг огонь неприятеля прекратился. Был дан сигнал, и наши войска начали общий штурм города с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен. Потом в один голос пленные рассказывали: перед самым русским штурмом «в небе появилась Мадонна (то есть Богородица), которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех отказало оружие, солдаты не могли сделать ни единого выстрела».
Заступничество Царицы Небесной очевидно, более того, объяснимо, даже для прагматиков. Третий Рейх, поправший все Божии и человеческие законы, провозгласивший расизм своей официальной идеологией, стремился к истреблению одних и порабощению других народов. Вожди нацистской партии открыто отвергали нравственные ценности христианства и предпринимали мракобесные опыты по возрождению древнегерманского языческого культа. Крестный отец германской религии будущего, уроженец Прибалтики, Альфред Розенберг писал: «Национал-социализм и христианство непримиримы. Христианский крест должен быть изгнан из всех церквей, соборов и часовен и должен быть заменен единственным символом – свастикой». Таким образом, целью войны для Гитлера и его приспешников было не только расчленение нашей страны и порабощение славянских народов, но и жестокое гонение и уничтожение Православной Церкви.
Удивительно, что по замыслу фашистов годом основания «немецкой национальной церкви» должен был стать 1943 год, а по замыслу советского руководства в том же 1943 году должна была закончиться «безбожная пятилетка», во время которой планировали закрыть последний храм и уничтожить последнего священнослужителя. Вместо этого, 8 октября 1943 года был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР, в компетенцию которого входило содействие в установлении связей между Правительством и Московской Патриархией.
Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Для изъятия воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран молитвенник за нее – Митрополит гор Ливанских Илия. Владыка затворился в каменном подземелье, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери, и стоя на коленях, молился без сна и без отдыха. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Богородица и объявила: «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, сдавать нельзя, это избранный город. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанской иконой нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, должно приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет». Митрополит Илия связался с представителем Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было ему сказано (письма и телеграммы владыки и теперь хранятся в архивах).
Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Старогородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия. Все произошло так, как и было предсказано. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда, город был спасен. Чудом, явленным молитвами и заступничеством Богородицы, были спасены Москва и Сталинград.
И еще один факт: Киев – матерь городов русских был освобожден советскими войсками 4 ноября 1943 года, в день празднования Пресвятой Богородицы, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская».
В исторические лихолетья всероссийское объединение с Церковью Православной Церковью не раз спасало страну. К такому единению призвала нас она 4 ноября 2005 года. В праздник почитания Казанской иконы Божией Матери – хранительницы Земли Русской, Церковь в лице Первосвятителя Святейшего Патриарха Алексия II, выполняя свое предназначение, призвала народы обратиться с доброй душой друг к другу, сплотиться с целью спасения России, подобно историческому сплочению 1612 г., призыву Минина и Пожарского.
Традиция празднования 7 ноября годовщины Великой Октябрьской социалистической революции укоренила в сознании многих граждан убеждение, что с царизмом было покончено именно благодаря революционной деятельности большевиков. Как-то забывалось, что прежде октябрьского переворота произошла февральская буржуазная революция, что именно после нее были арестованы и находились под строгой охраной Николай II, его родные, близкие, сподвижники. Царя и его семью можно было без особых хлопот выпроводить за рубеж, в частности, к их родственникам, царствующим в Великобритании. Но буржуазные демократы этого не сделали, что предопределило трагическую гибель не только царя и царицы, но и их ни в чем не повинных детей.
Как известно, Николай II, подобно последнему генеральному секретарю КПСС, добровольно-принудительно отказался от власти. Однако генсеку посчастливилось благоденствовать и после падения с высоты иерархической пирамиды. Это свидетельствует о том, что он не был противником для тех, кто совершал в СССР буржуазную революцию сверху, он был их сторонником и пособником.
Победа буржуазии в России означала, что с этой поры знатность, заслуги перед Отечеством (или царем, правящей партией) уступили место капиталу, изворотливости, умению накапливать, добывать и преумножать деньги. Восторжествовала идеология личного благоденствия, обогащения любой ценой. В начале ХХ века она не могла прочно укорениться в стране, где народ и большинстве своем аристократия не привыкли поклоняться «золотому тельцу». Не случайно даже некоторые русские богачи материально поддерживали большевиков, признавая их правду. Не случайно значительная часть царских офицеров и генералов не только за страх, но и за совесть служили Красной Армии, сражаясь за целостность государства Российского.
Свергнуть царизм первая буржуазная российская революция смогла достаточно просто, однако ее торжество оказалось скоротечным, временным, подобно правительству того периода. У нее не оказалось глубоких корней в российском обществе. Буржуазная идеология оказалась чуждой для значительной части аристократии, творческой и технической интеллигенции, разночинцев, подлинных православных крестьян. Свержение Временного правительства и победа большевиков в Гражданской войне были результатом комплекса факторов, но один из наиболее существенных был фактор духовный. Это было поражение буржуазного, или мещанского, низменно-материального духа и индивидуализма.
Однако, показательно, что уже через десятилетие после окончания Гражданской войны в России снова стала складываться буржуазно-революционная ситуация. Материальные ценности стали привлекать многих советских чиновников, служащих, рабочих, военачальников, партработников или их близких. Далекие коммунистические идеалы становились все более чуждыми этим людям (впечатляющие реалистические образы «совбуржуев» воплощены в произведениях Маяковского, Заболоцкого, Булгакова, Зощенко и других писателей). Эта готовность паразитировать на ослабленном общественном организме – характерная черта определенной категории людей в благоприятной для них исторической ситуации. Но если общество может оправиться от такого потрясения, значит, есть в нем силы, умеющие преодолеть, перебороть, подавить хищные инстинкты беспринципного собственника, озабоченного только личными интересами.
Такие силы в русском обществе нашлись после Гражданской войны. Но их не оказалось во времена брежневско-горбачевско-ельцинские, да и современный период в этом отношении мало чем от них отличается к лучшему. В этом принципиальная разница между двумя революционными периодами ХХ века. Первый был кровавый, разрушительный, принесший огромное количество жертв и разруху. Однако последствия его были созидательными, потому что в стране был установлен жесткий государственный порядок, не позволивший паразитическим группам и прослойкам присваивать национальные богатства. Второй революционный период был сравнительно мирным, почти бескровным, сам по себе не сопровождался миллионами жертв и разрухой. Однако последствия его оказались губительными для общества, потому что власть в стране захватили предатели и мошенники от финансов и политики.
22 августа 1991 года. Бурное ликование московской интеллигенции по случаю победы ельцинистов. Радостные митинги и демонстрации по случаю свершившейся бескровной революции. «Обреченная на гибель русская интеллигенция торжествовала Революцию, как свершение всех своих исторических чаяний. Происходило трагическое недоразумение: вестника гибели встречали цветами и плясками, принимая его за избавителя. Русское общество, уже много десятилетий жившее ожиданием революции, приняло внешние признаки… за сущность события и радовалось симптомам гангрены, считая их предвестниками исцеления. Эти месяцы были вопиющим и трагическим противоречием между всеобщим ликованием и трагической действительностью. Все дифирамбы в честь свободы и демократии – все митинговые речи и газетные статьи того времени – были нестерпимой ложью…» Как верно сказано! Но сказано в начале 1918 года Максимилианом Волошиным. Удивительно, но и в те давние, и в недавние времена наименее понятливой частью общества оказалась интеллигенция, привыкшая питаться иллюзиями, заниматься самообманом, не забывая при этом прислуживать имущим власть и капитал [2, с.382].
В конце ХХ века в ельцинской России власть захватили олигархи. В книге американского историка и публициста Пола Хлебникова «Крестный отец Кремля Борис Березовский» главный герой сам назвал олигархов «семибанкирщиной»: аналогия с «семибоярщиной» полная и не случайная. Но особенность «семибанкирщины» в России конца ХХ века заключается в том, что она выражена не столь очевидно, как в начале XVII века. Потому что в настоящее время стало актуально не просто «жизненное пространство» и не территории сами по себе, а тот доход, который они могут принести: экологическая и экономическая эксплуатация стали приоритетными для всех крупных капиталистических государств. Получается так, будто расхитители национальных богатств вовсе не предают Россию, а только продают природные ресурсы. Такой нехитрый подлог (предательство под видом «продательства») вполне удовлетворил тех, кто имел необоримое желание воспользоваться распродажей национальных богатств для личного обогащения.
А общество уже было подготовлено к благосклонному отношению к предательству благодаря идеологической обработке: понятие «патриот» сумели опорочить и опозорить; «советский» стал «совком» или «красно-коричневым» (гнуснейший намек на сходство коммунизма и фашизма»), СССР стали преподносить как «империю зла»; Сталина – при котором советский народ улучшал свое благосостояние, увеличивался в числе и победил в неимоверно тяжкой войне, – стали проклинать, а Ельцина – при котором народ стал беднеть и вымирать – провозгласили «отцом русской демократии». Переворот произошел с молчаливого одобрения значительной части граждан. Само общество в смятении приняло активное участие в «продательстве» [2, с.85].
Как видим, в разных исторических эпохах ситуации не меняются, меняется народ. Точнее сказать – меняется та значительная часть социума, которая принимает решения о судьбе страны.