История Испании:
От монархии к республике (1931 - 1936)
От монархии к республике (1931 - 1936)
1931 - 1936 гг.

Мануэль Асанья.

Флаг Второй Испанской Республики.

Нисето Алькала Самора.

Мигель Маура.

Алехандро Леррус.

Хосе Мария Хиль Роблес, лидер СЭДА.

Диего Мартинес Баррио.

Генерал Хосе Санхурхо.

Фернандо де лос Риос.

Сантьяго Касарес Кирога.
Крушение монархии. Провозглашение Второй республики. Первые шаги Временного правительства
12 апреля 1931 г. в Испании состоялись муниципальные выборы, в ходе которых были избраны 80 472 руководителя местных органов власти - муниципальные советники. В целом по стране среди муниципальных руководителей небольшой перевес был на стороне сторонников конституционной монархии — их было избрано 41 224, приверженцев республиканского строя - 39 248. Тем не менее в крупнейших городах всех 50 испанских провинций, включая такие административные и промышленные центры, как Мадрид, Барселона, Валенсия, Бильбао и другие, успех сопутствовал республиканцам. Из 1555 муниципальных советников, избранных в этих городах, 953 представляли республиканские партии и лишь 602 - монархические. Муниципальные выборы 1931 г. стали по сути народным плебисцитом, участники которого, прежде всего в крупных городах, высказались против сохранения в стране монархии. Одной из причин такой политической ситуации явилось разочарование невыразительной, во многом соглашательской политикой короля в период диктатуры М. Примо де Риверы. После объявления результатов выборов правительство адмирала Х.Б. Аснара подало в отставку. Король Альфонс XIII (по совету графа А. Романонеса), формально не отрекшись от престола, эмигрировал из страны 14 апреля 1931 г. В тот же день в Мадриде спешно сформированный из лидеров антимонархических партий Революционный комитет объявил об установлении в стране республиканского строя. Наступил этап, именуемый в историографии Испании «Вторая республика».Революционный комитет взял на себя функции Временного правительства (ВП). В его состав вошли представители различных республиканских и социал-демократических партий: три члена руководства ИСРП (И. Прието, Ф. де лос Риос, Ф. Ларго Кабальеро), два радикала (А. Леррус и Д. Мартинес Баррио), два радикал-социалиста (А. Альборнос и М. Доминго), член партии «Республиканское действие» (М. Асанья1), каталонский республиканец (Н. д'Олвер), два либерала (Н. Алькала Самора и М. Маура), один галисийский республиканец (С. Касарес Кирога). Коалиционный характер ВП во многом объясняется теми договоренностями, которые были достигнуты участниками антимонархического пакта в Сан-Себастьяне (август 1930 г.). Первым председателем Временного правительства был избран Н. Алькала Самора. Спустя несколько месяцев в результате возникших в правительстве трений по религиозному вопросу его сменил М. Маура.
Прежде всего Временное правительство распорядилось о передаче власти на местах республиканским комитетам и объявило политическую амнистию. Реформы ВП охватывали три ключевые сферы: социальную, военную и административно-территориальную. По инициативе министра труда Ф. Ларго Кабальеро было утверждено новое трудовое законодательство, согласно которому в стране вводился 8-часовой рабочий день, четко регламентировались условия найма рабочих и служащих, существенно расширялись права мелких земельных арендаторов и батраков. В качестве меры по противодействию безжалостной эксплуатации рабочих-поденщиков со стороны крупных землевладельцев был запрещен наем батраков за пределами того муниципального округа, где осуществлялись сельскохозяйственные работы.
Основными задачами реформы вооруженных сил, предпринятой военным министром М. Асаньей, были модернизация и техническое перевооружение армии и флота. Реформа предусматривала и сокращение офицерского состава, численность которого за годы колониальной войны в Марокко возросла в несколько раз, в то время как количество рядовых увеличилось незначительно. В результате в запас было уволено более 7,5 тыс. офицеров — около 40% от общего количества. Эта мера, а также закрытие Высшей военной академии в г. Сарагоса вызвали откровенные протесты среди испанского генералитета. Антиправительственные настроения в армейских кругах были вызваны и использованием войск в подавлении уличных манифестаций и разгоне забастовщиков. Из-за ограниченности бюджетных возможностей правительство не могло увеличивать число полицейских и гражданских гвардейцев.
Наиболее острой для нового руководства страны оказалась проблема взаимоотношений с Каталонией. Еще 14 апреля 1931 г. лидер каталонских националистов Ф. Масиа (1859-1933) объявил установление в Каталонии республики, названной «Каталонское государство». Подобный шаг означал возможность фактического отделения региона от Испании. Лишь в результате напряженных переговоров между Ф. Масиа и Временным правительством была достигнута договоренность о формировании в Каталонии временной автономной администрации (регионального правительства) — Женералитата. Соответствующий правительственный декрет был подписан 21 апреля 1931 г.
Первые месяцы пребывания у власти ВП были отмечены нарастанием социальных конфликтов. По призыву профсоюзного объединения НКТ весной в Мадриде бастовали служащие государственной компании «Телефоника». В июне-июле 1931 г. в Севилье в результате правительственных репрессий против стачечников погибло несколько десятков человек, несколько сотен манифестантов были арестованы.
Антиклерикальные настроения, долгие годы зревшие в испанском обществе, в годы Второй республики нередко обретали уродливые и кощунственные формы - поджоги монастырей и церквей, избиения священников и монахов, надругательства над монахинями. Эти противоправные действия со стороны радикально настроенных республиканцев не всегда пресекались властями. Такое положение вызывало возмущение священников и верующих и порождало конфронтационные настроения в самом правительстве.
На проведенных 28 июня 1931 г. выборах в Учредительные кортесы победили сторонники республиканских и социал-демократических партий, набравшие почти 90% голосов избирателей. Из 19 партий, представленных в Учредительных кортесах, наиболее многочисленные фракции составили депутаты от ИСРП (116 человек), Радикальной партии (90 чел.), Радикал-социалистической партии (56 чел.), Левых республиканцев Каталонии (36 чел.), Республиканского действия (26 чел.) и Аграрной партии (26 чел.). Правые консерваторы и монархисты получили всего несколько депутатских мандатов. С социальной точки зрения итоги выборов в Учредительные кортесы продемонстрировали, что в политической жизни страны все более активную роль стали играть средние городские слои населения, мелкие торговцы, рабочие и служащие.
Принятие Конституции 1931 г.
Учредительные кортесы приняли 9 декабря 1931 г. новую Конституцию, которая провозгласила Испанию унитарным государством, однако признавала за регионами право на широкую автономию. Основной закон страны гарантировал гражданам равенство независимо от происхождения, пола, социального положения, политических убеждений и религиозных верований; отделение церкви от государства; свободу совести и религиозных верований; неприкосновенность жилища; тайну почтовой переписки; свободный выбор профессии; свободу торговли и промышленности; свободу печати и отмену цензуры; свободу собраний и союзов; одинаковый доступ на государственную службу; частичную аграрную реформу.Законодательная власть принадлежала однопалатному парламенту. Депутаты избирались всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием сроком на 4 года. Избирательным правом обладали граждане, достигшие 23 лет. Допускалось неограниченное переизбрание депутатов. Кортесы собирались на сессии два раза в год: в первый рабочий день февраля и в первый рабочий день октября.
Главой государства по Конституции являлся президент республики. Его избирала особая коллегия, состоявшая из депутатов Кортесов и специальных выборщиков в количестве, равном числу депутатов. Выборщики избирались всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Из кандидатов в президенты исключались военные и те, кто находился в резерве, служители религиозных культов, монахи, члены царствовавших или царствующих в любой стране семейств. Президентом мог быть избран человек, достигший 40-летнего возраста. Срок полномочий президента определялся 6 годами. Если в течение этого времени должность президента становилась вакантной, ее замещал председатель Кортесов. Президент назначал председателя правительства и по рекомендации последнего — министров. Президент имел право приостановить заседание Кортесов, а также распустить их, но не более двух раз за все время своих полномочий. При этом новые Кортесы, собравшиеся после второго роспуска, прежде всего решали вопрос о правомерности роспуска. В случае отрицательного решения президент мог быть отстранен от должности. Президент имел право просить Кортесы вторично обсудить законопроект, переданный ему для опубликования. Если при повторном обсуждении законопроект собирал 2/3 голосов, президент был обязан его опубликовать, и документ вступал в силу. Президент нес ответственность за нарушение своих конституционных обязанностей. В этом случае Кортесы большинством в 3/5 голосов были вправе привлечь его к ответственности с передачей дела на рассмотрение Конституционного суда. Конституционному суду также были подведомственны иски о неконституционности законов и иски о нарушении индивидуальных прав граждан, если другие способы защиты этих прав оказывались недостаточными.
В территориально-административном отношении Испания сохраняла традиционное деление на 50 провинций. Органы власти провинций и муниципальных округов избирались всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. Мэры городов избирались или непосредственно населением, или муниципальными советами. Одна или несколько провинций, имевших общую историю, культуру и экономические интересы, обладали правом объединяться в Автономные сообщества. Вопросы гражданства, отношений государства и церкви, внешних сношений, обороны, безопасности, денежного обращения, почты и телеграфа и другие находились в компетенции центрального правительства.
Для одобрения Статута (Основного закона) Автономного сообщества требовались три условия: первое — Статут должны предложить большинство муниципальных округов или по меньшей мере муниципальные округа, представлявшие 2/3 от общего числа избирателей; второе — Статут должен быть принят в установленном избирательным законом порядке по меньшей мере 2/3 избирателей; третье — его должны одобрить Генеральные кортесы.
Федеративное объединение Автономных сообществ не допускалось. В соответствии с данной конституционной процедурой в Испании были образованы два Автономных сообщества: в 1932 г. - Каталония (ее Автономный статут был подтвержден в 1936 г.) и в 1936 г. - Страна Басков.
Реформаторское двухлетие 1931 - 1933 гг.
Реформаторская деятельность республиканского правительства во главе с М. Асаньей в 1931 - 1933 гг. была наиболее последовательной и успешной за все годы Второй республики. М. Асанья сменил М. Мауру на посту председателя Временного правительства в октябре 1931 г. После принятия новой Конституции (декабрь 1931 г.) президентом страны был избран Н. Алькала Самора. Из двух кандидатов на пост главы правительства — А. Лерруса, лидера одной из наиболее влиятельных в Кортесах Радикальной партии, и М. Асаньи, руководителя малочисленной партии «Республиканское действие» — президент выбрал последнего. В состав правительства М. Асанья включил представителей ИСРП и левых республиканцев. Руководителям Радикальной партии министерские портфели предложены не были. Такой шаг объяснялся желанием М. Асаньи создать в стране систему правления исключительно республиканских партий, при которой радикалы оспаривали бы власть у социалистов и левых республиканцев, а традиционал-монархисты и партии правого толка не могли бы составить реальную политическую конкуренцию. Ход дальнейших событий показал ошибочность расчета М. Асаньи.Несмотря на сложную ситуацию в стране, вызванную углублявшейся поляризацией общественно-политических сил и растущей междоусобицей в стане республиканцев, правительство М. Асаньи в целом доказало свою дееспособность, сконцентрировав усилия на осуществлении аграрной и экономической реформ, а также в сфере образования и культуры. В основе аграрной реформы лежали планы правительства по перераспределению земельных угодий путем передачи излишков земли в собственность мелких крестьянских хозяйств и нуждающихся арендаторов. Эти же планы предусматривали и повышение урожаев на основе технических новшеств и расширения поливного земледелия. По инициативе правительства группа экспертов разработала базовые принципы намечаемых земельных преобразований, получивших законодательное воплощение в законопроекте об аграрной реформе. Законопроект стал предметом острых парламентских дебатов, но был утвержден в сентябре 1932 г. Ускоренному прохождению закона в парламенте в немалой степени способствовала попытка военного переворота, предпринятая в августе 1932 г. генералом X. Санхурхо (1872-1936). Закон носил антилатифундистский характер, так как предусматривал экспроприацию тех земельных угодий, которые не обрабатывались непосредственно их владельцами — крупными помещиками. За экспроприированные участки латифундисты получали от государства денежную компенсацию, а сами земельные наделы переходили на правах аренды в пользование нуждающихся крестьян. Вся работа по осуществлению земельных преобразований была возложена на Институт аграрной реформы при финансовой поддержке созданного специально для этого Национального земельного банка.
Однако при реализации правительственных планов возникли трудности. Они были вызваны кадастровыми и техническими сложностями экспроприации, ожесточенным сопротивлением латифундистов процессу экспроприации, бюрократическими задержками и ошибками, допускавшимися служащими Института аграрной реформы, неоднозначным отношением к реформе со стороны различных политических сил, даже тех, которые были представлены в правительстве М. Асаньи. В итоге в первый год после принятия закона земельные наделы получили всего 2500 крестьянских хозяйств. Из 2,5 млн га земель, подпадавших под действие закона, реально было экспроприировано всего 5% этих площадей. Следствием «пробуксовки» земельных преобразований явилось возрастающее разочарование крестьянской массы и рост социальной напряженности в сельской местности.
В области общественных работ правительство М. Асаньи проводило ту же политику, что и диктатор М. Примо де Ривера. Приоритетным направлением оставалось строительство железных дорог и крупных гидросооружений. Министру финансов каталонцу X. Карнеру удалось несколько оздоровить денежно-кредитную систему страны, сдерживая инфляционные процессы за счет сбалансированного бюджета.
К достижениям этих лет следует отнести успехи в области образования и культуры. Благодаря энергичной деятельности министра-социалиста Ф. де лос Риоса за сравнительно короткий срок число начальных школ в стране удвоилось, открывались новые государственные университеты, высшее образование стало доступным малообеспеченным слоям населения.
Тем не менее авторитет и популярность республиканского правительства падали. Усиливалась критика в его адрес со стороны левых партий и организаций, включая профсоюзное объединение НКТ, находившееся под влиянием анархистов. Недовольство политикой республиканцев проявляли средние слои городской и сельской буржуазии. Давление на Вторую республику оказывали церковные иерархи. В конце 1932 г. Радикальная партия во главе с А. Леррусом перешла в оппозицию к правительству М. Асаньи.
Социально-политическая и экономическая ситуация в 1933-1936 гг.
Республиканское правительство во главе с М. Асаньей не сумело решить многие насущные проблемы страны, в частности, урегулировать взаимоотношения центрального правительства с регионами. Лишь Каталонии была предоставлена ограниченная автономия, не удовлетворившая, однако, этнонациональные амбиции каталонцев. Постановления в области социальной политики — издание законов о 8-часовом рабочем дне и социальном страховании — по большей части оставались на бумаге, так как предприниматели саботировали их. Ответом рабочих было усиление борьбы за свои права. В 1932 г. в стачках участвовало свыше миллиона рабочих, в 1933 г. забастовочное движение приобрело еще больший размах. Расстрел гражданскими гвардейцами безоружных крестьян в местечке Касас Вьехас (январь 1933 г.) послужил поводом для массированной критики правительства М. Асаньи со стороны анархистов, профсоюзных лидеров и аграриев.Правые силы страны — армейская верхушка, клерикальные круги, помещики и монархисты — создали свою сеть организаций, объединившихся в Испанскую конфедерацию автономных правых (СЭДА). Руководящая роль в СЭДА принадлежала известному политику правой ориентации Х.М. Хиль Роблесу (1898-1980). Умелая пропаганда, лавирование между монархистами и республиканцами, акцент на защите религии и частной собственности позволили СЭДА за короткий срок стать массовой организацией. В ноябре 1933 г. СЭДА одержала победу на выборах в Кортесы, завоевав 115 депутатских мандатов (из 473). Радикальная партия получила 102 места, левые — 94. В целом по стране симпатии избирателей распределились следующим образом: в поддержку правых проголосовали 3 365 тыс. человек, за левые силы — 3 118 тыс., за центристов — 2 051 тыс. избирателей.
Центристы сформировали правительство во главе с А. Леррусом, просуществовавшее с изменениями в своем составе до конца 1935 г. Однако реформы, в которых столь нуждалась страна, за этот период проведены не были. Более того, правительство А. Лерруса подвергло ревизии даже те реформы, которые были успешно начаты М. Асаньей.
В октябре 1934 г. А. Леррус включил в состав своего кабинета 3 членов СЭДА. В ответ на такой вызов по отношению к демократическим силам произошло восстание горняков в Астурии, где был создан единый фронт социалистов, коммунистов и анархистов. В течение нескольких дней (5-12 октября) астурийские рабочие вели ожесточенные бои против правительственных войск. В ходе боев погибло более 1500 шахтеров. Националистические силы Каталонии с автономным правительством во главе также выступили против центрального правительства, однако были вынуждены капитулировать в первые же дни борьбы. Каталонское правительство было арестовано, и Автономный статут отменен. После подавления Астурийской революции и восстания в Каталонии 30 тыс. противников режима А. Лерруса были брошены в тюрьмы.
Наступило «черное двухлетие» (1934-1935) — период правительственных репрессий. В конце 1935 г. правительство Лерруса—Хиля Роблеса вынуждено было уйти в отставку. Новое правительство консервативных республиканцев назначило всеобщие выборы на 16 февраля 1936 г. К моменту выборов возмущение народа реакционной политикой «консервативной республики» достигло крайних пределов. В массовую организацию вскоре превратилась КПИ, вышедшая из подполья.
Победа Народного фронта
В обстановке политической нестабильности лидеры социалистов и республиканцев пришли к осознанию необходимости единства действий. 15 января 1936 г. был подписан пакт Народного фронта, оформивший политический союз широкого спектра партий левореспубликанской, социал-демократической и коммунистической ориентации. Инициаторами пакта выступили левый республиканец М. Асанья и социалист И. Прието. К Народному фронту присоединились также Коммунистическая партия Испании, Рабочая партия марксистского единства (ПОУМ)2, левые регионалисты Каталонии и Галисии. Программа Народного фронта предусматривала амнистию политическим заключенным, наказание виновников репрессий 1934 г., введение подоходно-прогрессивного налога, расширение практики общественных работ для борьбы с безработицей и другие социально ориентированные меры. Основная политическая задача Народного фронта заключалась в защите интересов трудящихся, противодействии планам правых сил в захвате власти и установлении фашистского режима.Парламентские выборы (последние в период существования Второй республики) состоялись 16 февраля 1936 г. К избирательным урнам пришли более 70% испанцев, имевших право голоса. Несмотря на большое число политических партий, выставивших своих кандидатов, перед избирателями стояла альтернатива выбора между двумя крупными блоками: левыми партиями Народного фронта и правыми партиями, представлявшими так называемый Контрреволюционный фронт, ядром которого была СЭДА. Политический центр — маловлиятельный в те годы — представляли умеренно националистические партии Страны Басков и Каталонии.
Народный фронт одержал победу на выборах в Кортесы, завоевав 34,3% голосов избирателей. Представители правых сил набрали 32,2% голосов. Центристы и умеренные националисты получили около 5,4% голосов. В выборах приняли участие 9 865 тыс. избирателей (из общего числа 13 554 тыс., имевших право голоса). За партии Народного фронта проголосовали 4 555 тыс. испанцев. Несмотря на приблизительно равное число голосов, набранных левыми и правыми силами в общем постране (разница составила немногим больше 2%), партии Народного фронта получили в Кортесах весомое преимущество (см. табл.).
Названия партий и их политическая принадлежность | Количество мест в парламенте |
Левые партии | |
ИСРП | 99 |
Левые республиканцы | 87 |
Левые республиканцы Каталонии (Эскерра републикана) | 36 |
Другие левые и левоцентристские партии | 56 |
Умеренные националисты и центристы | |
Каталонская лига | 12 |
БНП | 10 |
Другие центристские партии | 29 |
Правые партии | |
СЭДА | 88 |
Другие правые и правоцентристские партии | 36 |
Независимые депутаты | 20 |
Политические провалы правительства А. Лерруса негативно сказались на популярности Радикальной партии, которая практически исчезла с политической сцены страны, сумев провести в новый состав Кортесов всего 5 представителей.
Президент страны Н. Алькала Самора поручил сформировать правительство одному из лидеров Народного фронта М. Асанье. Левореспубликанское правительство, провозгласившее программой своей деятельности требования Народного фронта, объявило амнистию политическим заключенным, восстановило автономию Каталонии, ввело прогрессивное социальное законодательство. Спустя несколько месяцев после победы Народного фронта М. Асанья был избран президентом страны. Правительство возглавил один из лидеров Республиканского действия галисиец С. Касарес Кирога (1884-1950).
Успех Народного фронта на выборах оказал консолидирующее влияние на лагерь правых сил. Политика правительства Народного фронта, направленная на радикальные социально-экономические преобразования в стране, вызывала недовольство военной верхушки испанской армии.
Победа Народного фронта в Испании имела крупное международное значение, она революционизирующе повлияла на общественное мнение в других странах и содействовала усилению борьбы против реакции и фашизма в Европе.
Комментарии:
1. Асанья, Мануэль (1880, Алькала-де-Энарес - 1940, Монтобан, Франция) — политический деятель, глава республиканского правительства. Учился в школе монахов-августинцев в Эскориапе, окончил юридический факультет университета Сарагосы. Получил докторскую степень в университете Мадрида. В дальнейшем посвятил себя политической и журналистской деятельности. В 1918 г. основал Демократический союз Испании, членами которого стали известные писатели и интеллектуалы М. Унамуно, Р. Менендес Пидаль и др. После провозглашения Второй республики был назначен военным министром (апрель 1931 г.), с октября того же года (после отставки Н. Алькала Саморы) - председателем правительства. Реформистская политика Асаньи вызвала острую критику в его адрес со стороны правых и монархических сил, в результате чего Асанья подал в отставку (сентябрь 1933 г.). После победы на выборах Народного фронта вновь занял пост главы правительства (февраль 1936 г.). Весной 1936 г. выдвинул свою кандидатуру на пост президента Республики. Занял этот пост 10 мая 1936 г. В ходе Гражданской войны (1936-1939) находился под влиянием левых сил. После падения Барселоны под ударами франкистов покинул пределы Испании (5 февраля 1939 г.). Находясь в эмиграции во Франции, добровольно подал в отставку с поста президента страны и вскоре скончался (4 ноября 1940 г.).
2. ПОУМ — по начальным буквам испанского наименования Partido Obrero de Unificación Marxista (POUM). Коммунистическая партия троцкистской, антисталинской ориентации. Образована в 1935 г. путем слияния Блока рабочих и крестьян Каталонии, возглавлявшегося X. Маурином, и партии Левых коммунистов во главе с А. Нином. Наибольшим влиянием ПОУМ пользовалась в Каталонии и Валенсии. Вошла в состав Народного фронта. В годы Гражданской войны (1936-1939) ПОУМ выступала под лозунгами пролетарской революции и коллективизации сельского хозяйства. Идеологический радикализм и политический авантюризм обрекли ПОУМ на репрессии со стороны правительства (1937). После отставки социалиста Ф. Ларго Кабальеро с поста председателя правительства (май 1937 г.) ПОУМ была запрещена по распоряжению нового главы правительства X. Негрина. Один из наиболее радикальных руководителей партии А. Нин был арестован и скончался во время допросов при невыясненных обстоятельствах (1938). После поражения республиканцев в Гражданской войне ПОУМ долгое время находилась в подполье. После смерти Ф. Франко (1975) партия сумела реорганизоваться и принять участие в парламентских выборах 1977 г., однако, набрав незначительное число голосов на выборах, ПОУМ перестала играть сколько-нибудь заметную роль в политической жизни страны.
Дата публикации - 17.08.2010
Список литературы:
1. «Политическая история Испании», Г.И. Волкова, А.В. Дементьева. М.: Высшая школа, 2005.
Закладки
Поиск по сайту:
История храмов, монастырей
Великий Новгород
Джонатан Свифт
Бен Джонсон
Плёс
Биографии
Петербург Достоевского
Новости истории и археологии
Изабелла I Кастильская
История Испании
Новости культуры и искусства
Томас Торквемада
Топонимика
Русский сарафан
Игнатий Лойола
Ономастика
Города
Архивы Казахстана
Федеральные архивы России
Региональные архивы России
Поэзия