Мифонимика. Происхождение названий и имен, связанных с фольклором и мифологией:
Буян (остров)
Буян (остров)
Буя́н — мифотопоним русского фольклора — мифический остров, обычно расположен на море Окиане. Известны формы мифотопонима: Буелан, Буевой остров, может называться также Божий, Курган, бел. Этимологически название сближается с диал. буян 'высокое место, горка' из древнего буй 'гора, холм, высокое открытое место'. Ср. также древне-русское боуи 'кладбище'; псков. буй; арх. буево; олонецк. буево, буевка, буява; твер., олонецк. буйвище со значениями 'погост, огороженное место у церкви, кладбище', хотя, по Б. А. Ларину, это поздний эвфемизм.
В XIX в. представители мифологической школы (А. Н. Афанасьев) считали Буян метафорой весеннего неба, плавающего в воздушном океане, раем, островом вечного лета, местом пребывания усопших праведников. Н. И. Барсов видел в Буяне остров свободной любви. Уже в XX в. В. Мансикка выводил название Буян из буй (морской термин), связывая это с известной символизацией церкви в виде корабля. Буян сближали с островом Березань в устье Днепро-Бугского лимана (М. Болтенко) и с островом Руян (Ругия, позднее нем. Рюген), древним религиозным центром балтийских славян (В. Б. Вилинбахов), но этимологически подобные параллели не доказаны, а сама возможность существования реального прототипа Буяна представляется сомнительной.
В реализовавшейся в фольклорных текстах традиционной модели пространства как ряда концентрических кругов с возрастающей сакральностью Буян — последний круг перед центром (предыдущие — сине море Окиан, чисто поле). Буян соотносится с потусторонним миром, путь куда, по народным представлениям, лежит через водное пространство. В сказке на Буяне «стоит бык печеный, возле него лук толченый», остров может служить ареной сказочного действия. В заговорах на Буяне обычно находятся волшебные «помощники» — Христос, Богородица, святые, бесы, змеи, мертвецы и другие,— способствующие достижению цели заговора. На нем же, в точке максимальной сакральности, могут находиться бел горюч камень Алатырь, церковь, дом, дуб, столб, соотносимые с образом мирового древа, а также гробница с «помощниками», три кузницы, где куют бесы, меч-кладенец и многое другое. Само название Буян в народной магии выполняет, очевидно, функцию истинного (тайного) имени, открывающего произносящему заговор дорогу в мир иной.
А. С. Пушкин упоминает Буян в «Сказке о царе Салтане».
Литература:
1. Афанасьев А. Н. Языческие предания об острове Буяне // Временник Общества истории и древностей Российских. Кн. 9. М., 1851.
2. Он же. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С. 131—142.
3. Барсов Н. И. К литературе об историческом значении русских народных заклинаний // Русская старина. 1893. № 1.
4. Болтенко М. Ф. Стародавня руська Березань // Археология. Киев, 1947.
5. Вилинбахов В. Б. Топонимика и некоторые вопросы истории древней Руси // Всесоюзная конф. по топонимике СССР. 1965. Тезисы докл. и сообщ. Л., 1965.
6. Он же. Тайна острова Буяна // Наука и религия. 1967. №9.
7. Кондратьева Т. Н. Собственные имена в русском эпосе. Казань, 1967.
8. Горбачевский М. В. «Мимо острова Буяна...» // Русская речь. 1987. №6.
9. Mansikka V. J. Uber russische Zauberformeln. Helsingfors, 1909.
В XIX в. представители мифологической школы (А. Н. Афанасьев) считали Буян метафорой весеннего неба, плавающего в воздушном океане, раем, островом вечного лета, местом пребывания усопших праведников. Н. И. Барсов видел в Буяне остров свободной любви. Уже в XX в. В. Мансикка выводил название Буян из буй (морской термин), связывая это с известной символизацией церкви в виде корабля. Буян сближали с островом Березань в устье Днепро-Бугского лимана (М. Болтенко) и с островом Руян (Ругия, позднее нем. Рюген), древним религиозным центром балтийских славян (В. Б. Вилинбахов), но этимологически подобные параллели не доказаны, а сама возможность существования реального прототипа Буяна представляется сомнительной.
В реализовавшейся в фольклорных текстах традиционной модели пространства как ряда концентрических кругов с возрастающей сакральностью Буян — последний круг перед центром (предыдущие — сине море Окиан, чисто поле). Буян соотносится с потусторонним миром, путь куда, по народным представлениям, лежит через водное пространство. В сказке на Буяне «стоит бык печеный, возле него лук толченый», остров может служить ареной сказочного действия. В заговорах на Буяне обычно находятся волшебные «помощники» — Христос, Богородица, святые, бесы, змеи, мертвецы и другие,— способствующие достижению цели заговора. На нем же, в точке максимальной сакральности, могут находиться бел горюч камень Алатырь, церковь, дом, дуб, столб, соотносимые с образом мирового древа, а также гробница с «помощниками», три кузницы, где куют бесы, меч-кладенец и многое другое. Само название Буян в народной магии выполняет, очевидно, функцию истинного (тайного) имени, открывающего произносящему заговор дорогу в мир иной.
А. С. Пушкин упоминает Буян в «Сказке о царе Салтане».
Литература:
1. Афанасьев А. Н. Языческие предания об острове Буяне // Временник Общества истории и древностей Российских. Кн. 9. М., 1851.
2. Он же. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1868. С. 131—142.
3. Барсов Н. И. К литературе об историческом значении русских народных заклинаний // Русская старина. 1893. № 1.
4. Болтенко М. Ф. Стародавня руська Березань // Археология. Киев, 1947.
5. Вилинбахов В. Б. Топонимика и некоторые вопросы истории древней Руси // Всесоюзная конф. по топонимике СССР. 1965. Тезисы докл. и сообщ. Л., 1965.
6. Он же. Тайна острова Буяна // Наука и религия. 1967. №9.
7. Кондратьева Т. Н. Собственные имена в русском эпосе. Казань, 1967.
8. Горбачевский М. В. «Мимо острова Буяна...» // Русская речь. 1987. №6.
9. Mansikka V. J. Uber russische Zauberformeln. Helsingfors, 1909.
Источник:
1. А.В. Юдин. Русская ономастика и ономастика России. М.: Школа-Пресс, 1994.
Закладки
Поиск по сайту:
История храмов, монастырей
Великий Новгород
Джонатан Свифт
Бен Джонсон
Плёс
Биографии
Петербург Достоевского
Новости истории и археологии
Изабелла I Кастильская
История Испании
Новости культуры и искусства
Томас Торквемада
Топонимика
Русский сарафан
Игнатий Лойола
Ономастика
Города
Архивы Казахстана
Федеральные архивы России
Региональные архивы России
Поэзия