Топонимика. Происхождение собственных имен географических объектов:
Петухово (местность на юго-востоке исторической, старинной части города Углича)
Петухово (местность на юго-востоке исторической, старинной части города Углича)
Петухо́во — местность на юго-востоке исторической, старинной части города Углича, в прошлом слобода вблизи Угличского посада. На территории Петухова до середины 30-х гт. XX в. вблизи церкви Николая Чудотворца (теперь не существующей) возвышался большой камень-валун со стол средних размеров. На его плоско-наклонной верхней части в древности был высечен каким-то орудием знак, изображавший след огромного петуха, Отсюда название этого валуна — Петухов камень, отсюда же и название местности — Петухово.
С валуном связана интересная легенда. Она гласит, что будто бы в стародавние времена, если угличанам грозила какая-либо беда, то прилетал и садился на этот валун огромный петух и троекратным кукареканьем давал знать о ней местным жителям, призывая их к бдительности. А так как разные напасти наваливались на угличан часто (нашествие Батыя и Дюденя в XIII в., захват города Михаилом Тверским в XIV в. и Василием Темным в 1447 г., опала и казни после гибели царевича Димитрия в 1591 г., разорение польско-литовскими интервентами в начале XVII в., многократные пожары и др.), то вещий петух садился на облюбованный им камень так часто, что на нем остался глубокий след одной из петушиных лап.
Эта легенда сходна со «Сказкой о золотом петушке» А. С. Пушкина. И не случайно. Поэт специально интересовался угличской историей в связи с работой над драмой «Борис Годунов» в 1824—1825 гг. и услышанную от угличан легенду о Петуховом камне в 1834 году использовал в упомянутой сказке (хотя почему-то и принято думать, что эту сказку Пушкин сочинил всецело под влиянием «Альгамбры» Вашингтона Ирвинга).
В 30-е гг. XX в. Петухов камень был раздроблен на части для замощения угличских улиц.
Литература: Русинов Н. Д. Угличское Петухово и «Сказка о золотом петушке» // Русская речь. 1981. № 2.
С валуном связана интересная легенда. Она гласит, что будто бы в стародавние времена, если угличанам грозила какая-либо беда, то прилетал и садился на этот валун огромный петух и троекратным кукареканьем давал знать о ней местным жителям, призывая их к бдительности. А так как разные напасти наваливались на угличан часто (нашествие Батыя и Дюденя в XIII в., захват города Михаилом Тверским в XIV в. и Василием Темным в 1447 г., опала и казни после гибели царевича Димитрия в 1591 г., разорение польско-литовскими интервентами в начале XVII в., многократные пожары и др.), то вещий петух садился на облюбованный им камень так часто, что на нем остался глубокий след одной из петушиных лап.
Эта легенда сходна со «Сказкой о золотом петушке» А. С. Пушкина. И не случайно. Поэт специально интересовался угличской историей в связи с работой над драмой «Борис Годунов» в 1824—1825 гг. и услышанную от угличан легенду о Петуховом камне в 1834 году использовал в упомянутой сказке (хотя почему-то и принято думать, что эту сказку Пушкин сочинил всецело под влиянием «Альгамбры» Вашингтона Ирвинга).
В 30-е гг. XX в. Петухов камень был раздроблен на части для замощения угличских улиц.
Литература: Русинов Н. Д. Угличское Петухово и «Сказка о золотом петушке» // Русская речь. 1981. № 2.
Источник:
1. Н.Д. Русинов. Русская ономастика и ономастика России. М.: Школа-Пресс, 1994.
Закладки
Поиск по сайту:
История храмов, монастырей
Великий Новгород
Джонатан Свифт
Бен Джонсон
Плёс
Биографии
Петербург Достоевского
Новости истории и археологии
Изабелла I Кастильская
История Испании
Новости культуры и искусства
Томас Торквемада
Топонимика
Русский сарафан
Игнатий Лойола
Ономастика
Города
Архивы Казахстана
Федеральные архивы России
Региональные архивы России
Поэзия